В Волгодонском инженерно-техническом институте проведена серия тренингов для студентов, отправляющихся на атомные станции для прохождения практики.
Кануло в лету то время, когда считалось, что важно быть просто специалистом, качественно выполняя свои производственные задачи. Независимо от того, деятельность какого характера вы осуществляете, важно, помимо профессиональной компетенции, владеть навыками эффективной коммуникации. Необходимо уметь работать в команде, максимально уважительно относясь ко всем, кто в нее входит, учитывая различные психологические типы личностей и соответственно применяя к ним разные подходы. Работая в команде, легче найти лучшие, более эффективные варианты решения задач. При этом каждый должен понимать и нести собственную персональную ответственность за результат. Кроме того, следует постоянно учиться и развиваться. По качеству знаний, по применяемым технологиям всегда необходимо быть на шаг впереди. Каждый день нужно стараться работать лучше, чем вчера. Именно на этих основных постулатах базируются ценности Росатома. Но наивысший приоритет, несомненно, определяется спецификой деятельности в атомной отрасли – это безопасность. Абсолютная безопасность людей и окружающей среды. В этой сфере как ни в какой другой, не бывает мелочей. Здесь каждый должен досконально и с полной мерой ответственности знать правила безопасности и выполнять их, пресекая нарушения.
Всему этому и учились студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ, направляемые для прохождения практики на атомные стации. Надо сказать, что ребята будут работать не только на нашей РоАЭС. Часть из них отправится на Калининскую станцию. Некоторые поедут в Смоленск, Нововоронеж, а некоторые будут проходить практику на Ленинградской АЭС.
Итак, 6 групп, 93 человека с 15 по 26 июня попробовали себя в роли сотрудников предприятий в структуре Росатом. Цель занятий – сформировать представление о поведении, основанном на культуре безопасности и ценностях для решения различных рабочих ситуаций.
Студенты отвечали на вопросы презентации-анкеты, выполняли различные тесты и, самое главное, работая в группах по 3-4 человека, решали так называемые кейс-задачи, моделируя различные ситуации и определяя ряд всех возможных решений, выбирали и обосновывали свой выбор наиболее приемлемого. Что касается анкетных вопросов, иногда они требовали просто владения информацией. Например, какие степени секретности установлены законом РФ «О государственной тайне»? Иногда предполагалось, что студент должен высказать свое мнение: «Верно ли утверждение, что культура безопасности достигается простым следованием инструкции?» Решение кейс-задач предполагало не только наличие знаний, но и способность логически мыслить, оперативно принимать наиболее обоснованное решение.
По окончании тренинга студенты подводили итоги, определяли, какое знание оказалось для них самым важным в ходе работы, какая информация будет для них полезна на практике.
Профессиональных вам успехов на практике, уважаемые студенты ВИТИ НИЯУМИФИ! Сильнее Росатом – сильнее Россия!
Задания для подготовки к итоговому тестированию по курсу «Культура безопасности» (образцы тестовых вопросов)
1. Понятие культура безопасности, прежде всего, базируется, по Вашему мнению, (обведите ответ):
a. на запретах и строгой системе принуждения установленным нормам, правилам, процедурам;
b. на понимании, осознании каждым работником приоритета безопасности перед прочими ценностями;
c. на технической грамотности;
d. на профессионализме людей.
2. Четкое следование основным принципам культуры безопасности называется:
a. исполнением;
b. приверженностью;
c. поддержанием;
d. профессионализмом
3. Основная характеристика высокой культуры безопасности:
a) эффективное сотрудничество на всех уровнях;
b) усиление форм контроля над персоналом;
c) разграничение функций персонала и руководства в области безопасности.
4. Главным отличием культуры безопасности от других принципов обеспечения безопасности является:
a) направленность на решение стратегических научных задач;
b) направленность на человека, личность;
c) учет технических и инженерных проблем.
5. Определение личных полномочий и ответственности в вопросах культуры безопасности каждого работника в организации:
a) личная культура безопасности;
b) зона ответственности;
c) круг безопасности.
6. Соотнесите уровни развития культуры безопасности и зоны ответственности:
КБ на уровне организации и руководства критическая позиция
КБ на индивидуальном уровне требования надзорных органов
КБ на политическом уровне политика организации в области КБ
7. Верно ли утверждение: «Культура безопасности достигается простым следованием инструкции»:
a) да, верно;
b) нет, не верно.
8. Виды ошибок:
a) Специальные и случайные;
b) Случайные, по незнанию, нарушение;
c) Случайные, по незнанию.
9. Концепция культуры безопасности впервые была представлена Международной Консультативной Группой по Ядерной безопасности (INSAG) в Итоговом Докладе по рассмотрению причин и последствий Чернобыльской аварии:
a) в 1986 г.;
b) в 1996г.;
c) в 1975г.
10. Внимание к культуре безопасности состоит из ряда общих элементов:
a) личное осознание важности безопасности;
b) знания и компетентность;
c) рабочие условия как область ответственности администрации.
11. Что из нижеперечисленного может нанести вред действующей культуре безопасности в организации:
a) сокрытие ошибок;
b) поощрение высокой производительности,
c) самостоятельное определение и исправление недочетов в работе
d) рассмотрение ошибок как источника опыта с извлечением пользы
12. Профессиональное поведение человека характеризуется как подход:
a) «Послушай – сделай – анализируй»;
b) «Делай, но проверяй»;
c) «Остановись – Подумай – Сделай – Проверь».
13. Культура безопасности внутри организации является:
a) подуровнем организационной культуры;
b) частью субкультуры;
c) контркультурой.
14. Организация, которая ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии:
a) Организация Объединенных Наций;
b) ЮНЕСКО;
c) МАГАТЕ.
15. К важным компетенциям по развитию культуры безопасности персонала относятся:
a) работа в команде;
b) лидерство в команде;
c) уверенность в себе.
16. Критическая позиция по отношению к безопасности направлена, прежде всего, на:
a) анализ документов и инструкций;
b) распоряжения руководителя;
c) на себя, осознанное выполнение своих обязанностей в целом.
17. Понятие, обозначающее эффективно действующие, правильно организованные потоки информации и строгое соблюдение правил обмена информации – это:
a) коммуникация;
b) передача информации;
c) вербальное общение.
18. Основные функции инструктажа:
a) Воспитание, коррекция, мотивирование;
b) Актуализация, определение, социализация;
c) Аккультурация, воспитание, наказание.
Петр Евгеньевич, все знают, что такое охрана труда, чем это понятие отличается от культуры безопасности?
Петр Тищенко: Определений, что такое культура безопасности, множество. Например, в приказе Ростехнадзора, касающемся атомной отрасли, к культуре безопасности относят осознание работником личной ответственности и самоконтроль. Для ряда других смежных отраслей приводится другое определение, гласящее, что такая культура невозможна без уделения вопросам безопасности внимания, соответствующего их значимости. Но мне лично больше нравится простое определение, данное профессором Стэнли Дитсом: культура безопасности — это то, как мы работаем, когда за нами никто не наблюдает. Внимание, осознанность, самоконтроль — все это, безусловно, требует больших усилий. Когда культура безопасности сформирована, выработана и доведена до автоматизма привычка делать все правильно, следовать инструкции становится легко.
Строгое следование инструкциям, техническим регламентам по безопасности, особенно на опасном предприятии, — это крайне важно.
Если мы возьмем любое крупное происшествие на производстве, то выяснится, что в его основе лежит локальное событие, которое с большой вероятностью могли предотвратить, но этого не было сделано. А дальше ситуация развивается по нарастающей и в какой-то момент выходит из-под контроля. Например, что было на Чернобыльской АЭС? Главной причиной, которая привела к трагедии мирового масштаба, стали в конечном счете расхлябанность и цепочка неправильно принятых решений, то, что мы называем человеческим фактором.
Но ведь на любом предприятии есть начальники, которые контролируют в том числе и соблюдение техники безопасности.
Петр Тищенко: Одного контроля со стороны руководства часто оказывается недостаточно. Проведем аналогию: можно ли считать культурным того человека, у которого дома собрана большая библиотека? Можем, но только при условии, что он эти книги читает. То же самое и с безопасностью. Много раз мы в комитете сталкивались с ситуациями, когда приходишь на предприятие, оборудованное по последнему слову техники, знакомишься с работниками, опытными, передовиками производства, ими все гордятся. А при этом из пяти обязательных средств индивидуальной защиты эти сотрудники используют только два, а остальные висят на крюке у рабочего места.
Предприятие может закупить самые современные средства защиты, использовать самое прогрессивное оборудование, но если сотрудники не будут в обязательном порядке всем этим пользоваться, то усилия руководства пойдут насмарку.
Культура безопасности — это высшая степень охраны труда, когда вся организация пронизана идей безопасности, начиная от собственников и высшего руководства и заканчивая работниками рабочих профессий и служащими. Все 100 процентов работников должны быть привержены этой идее и вовлечены в выполнение требований на уровне привычного поведения и автоматизма.
Как добиться такого вовлечения, работодатель же не может заставить работника думать по-другому?
Петр Тищенко: Этот вопрос пытаются решить сейчас в компаниях по всему миру. Мне кажется, что проблема в том, что о таких вопросах, как следование инструкциям на производстве, мы задумываемся слишком поздно, когда человек уже идет на работу.
Думаю, что о культуре безопасности нужно начинать говорить еще с детского сада и со школьной скамьи. Изучаются же детьми, например, правила дорожного движения. Мы даже обращались в Министерство труда с предложением инициировать введение небольшого курса об охране труда в рамках уроков ОБЖ. На мой взгляд, это очень важно.
Пока же на предприятиях нередко происходит так: пришел человек после колледжа на завод, смотрит на коллег, а они для галочки расписываются в журналах по охране труда, игнорируют средства индивидуальной защиты. Естественно, что новичок ориентируется на их поведение и будет делать так же. Подобные подходы нужно менять на корню.
Есть успешные мировые практики. Например, набирает популярность концепция Vision Zero, нулевого травматизма. В России к ней присоединяется все больше предприятий.
Если на стройке директор появляется без каски, то как можно заставить сотрудников носить средства защиты?
Эта концепция подразумевает выполнение компанией семи главных правил, их еще называют золотыми.
Во-первых, сам руководитель должен подавать пример по соблюдению правил безопасной работы. Например, если на стройке директор появляется без каски, то как можно заставить сотрудников носить средства защиты?
Второе правило — выявлять угрозы и контролировать риски. Мониторинг должен быть постоянным. В-третьих, необходимо разрабатывать программы для конкретной организации. Четвертое — на предприятии должна быть создана система безопасности и гигиены труда. Работодатель должен обеспечивать безопасность на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием — и это пятое правило. Шестое — сотрудники должны иметь возможность развивать свои профессиональные навыки через повышение квалификации. И седьмое — инвестировать в кадры, мотивировать сотрудников личным участием, чтобы им хотелось следовать культуре безопасности.
А если сотрудники просто будут игнорировать эти правила и действовать, как им удобно?
Петр Тищенко: Не существует волшебной таблетки, позволяющей в одночасье внедрить культуру безопасности на предприятии, это долгая и кропотливая работа. Например, на железной дороге не только проводят обучающие мероприятия, там внедряется новое оборудование, которое позволяет людям в принципе не попадать в опасные зоны. Многие корпорации внедряют системы контроля доступа, используя компьютерное зрение и видеоаналитику. Когда работник попадает в опасную зону, работодатель может проконтролировать, надета ли каска, используются ли другие средства защиты — в противном случае система может просто заблокировать доступ, подать сигнал тревоги. Также есть механизм поощрения, когда сотрудник, в точности выполняющий все правила, получает премию, дополнительные дни к отпуску или какие-нибудь другие привилегии. Ну а, соответственно, тот, кто попался на нарушении, получает взыскание.
А предусмотрена ли на уровне законодательства ответственность для работника, который не использует средств защиты?
Петр Тищенко: В Трудовом кодексе есть статья, раскрывающая обязанности работника по охране труда, там прописано, что сотрудник обязан выполнять все мероприятия, касающиеся безопасности на рабочем месте. Но основную ответственность за выполнение правил охраны труда несет работодатель. Законодательство достаточно сурово, прописаны и высокие штрафы, в случае гибели сотрудника на производстве или при серьезных травмах в отношении руководителей предприятия может быть возбуждено уголовное дело, то есть топ-менеджмент несет в том числе и личную ответственность. Работника же могут привлечь в исключительных случаях, например, если из-за каких-то его действий кто-то еще пострадал. Но доказать, что трагедия произошла именно по причине игнорирования требований безопасности линейным специалистом, очень сложно.
Требования к работодателям и так суровы. Зачем им еще культура безопасности?
Петр Тищенко: Для себя. Обязательные требования законодательства касаются только охраны труда. Но все больше компаний начинают следовать культуре безопасности, хотя, например, и не получают за это каких-то материальных привилегий. Но в конечном счете это оказывается выгодным делом. Если не происходит каких-то аварий, то предприятию не нужно тратиться на ремонт, терять деньги из-за простоя, в конце концов, нести расходы, связанные с компенсациями пострадавшим. К тому же следование предприятием культуре безопасности становится огромным репутационным плюсом компании в глазах потенциальных инвесторов и партнеров.
Культуру безопасности в Петербурге в основном внедряют крупные компании, это производственный сектор, строительство, транспорт, например железная дорога. Тем не менее такая система вполне жизнеспособна для малого и среднего бизнеса.
К тому же о культуре безопасности сейчас постепенно задумываются и сами работники. Компания, для которой безопасность сотрудников является приоритетом, становится привлекательнее для соискателей, там меньше текучка кадров, люди держатся за такое рабочее место, и компании не нужно постоянно тратить средства на обучение новых кадров.
Конечно, мероприятия по внедрению концепции культуры безопасности требуют более чем серьезных вложений, но практика показывает, что компании, которые следуют этому пути, в конечном счете оказываются в выигрыше.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 401 человек из 60 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Культура безопасности движения
Астраханское подразделение Приволжского учебного центра профессиональных квалификацийПреподаватель Гладких О.А.
-
2 слайд
Культура безопасности движения
-
3 слайд
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.06.2020 N 1181/р «Об утверждении Положения о культуре безопасности в холдинге «РЖД».
Распоряжение ОАО «РЖД» от 30.06.2020 N 1393/р «Об утверждении Методических указаний по проверке состояния культуры безопасности движения в ОАО «РЖД».
Распоряжение ОАО «РЖД» от 3 февраля 2022 г. N 219/р «Об утверждении Политики холдинга «РЖД» в области культуры безопасности.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.06.2020 N 1177/р (в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 02.07.2020 N 1395/р, №1721р от 01.07.2022г) «Об утверждении Положения о Дне культуры безопасности движения».
Положение ОАО «РЖД» от 06.05.2015 N 262 (В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 28.12.2016 N 2734р) «Положение об общественном контроле за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД». -
4 слайд
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
-
5 слайд
Определение и принципы
Культура безопасности — является частью корпоративной культуры холдинга «РЖД».
Культура безопасности — осознание важности, ответственности и способность работников железнодорожного транспорта обеспечивать безопасность, как одну из главных ценностей для компании и каждого работника.
Основой формирования и поддержания культуры безопасности являются принципы:
приоритет безопасности;
профессионализм и квалификация;
дисциплина и ответственность;
соблюдение инструкций, регламентов;
атмосфера доверия;
понимание последствий;
самоконтроль;
открытость и самосовершенствование;
мотивация. -
6 слайд
Цели и задачи культуры безопасности
. Цель развития культуры безопасности — формирование среды ответственного отношения компании и всех работников к обществу, людям и трудовым обязанностям.
Культура безопасности предназначена для формирования безопасной социотехнической системы на основе соблюдения совокупности норм, правил и действий работников. -
7 слайд
Цели и задачи культуры безопасности
Задачи культуры безопасности включают в себя следующие составные части:
формирование позитивного уровня культуры безопасности;
развитие мотивации к совершенствованию своей деятельности, умений, навыков и способов самоподготовки;
соблюдение баланса требований и ответственности персонала при выполнении должностных обязанностей. -
8 слайд
Цели и задачи культуры безопасности
Формирование культуры безопасности означает воспитание у каждого человека такого состояния в процессе выполнения служебных обязанностей, при котором он окажется неспособным сделать какое-либо действие в ущерб безопасности. -
-
10 слайд
Признаки культуры безопасности
1.»Управляемость» — достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, ведущей роли менеджмента и демонстрации личного примера, приверженности вопросам безопасности, а также в балансе отношения руководства к производительности и к безопасности.Основными критериями признака являются: ведущая роль менеджмента организации в демонстрации приверженности безопасности; развитие в организации правильного соотношения приоритета, отдаваемого либо обеспечению производительности (пропускной способности), либо безопасности.
-
11 слайд
Признаки культуры безопасности
2.»Двухсторонний обмен информацией» — обеспечение двухстороннего обмена информацией, как по вертикали, так и по горизонтали с работниками смежных подразделений, с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией.
Основными критериями признака являются: содействие свободному и открытому обмену информацией и понимание важности этого; создание системы достоверного учета в отношении случаев нарушений безопасности; обсуждение и осознание требований безопасности. -
12 слайд
Признаки культуры безопасности
3.»Вовлеченность персонала» — вовлечение персонала в решение проблем безопасности, поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности, как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников.
Основными критериями признака являются: привлечение работников к принятию решений в области обеспечения безопасности; осознание индивидуальной доли ответственности работников за состояние безопасности. -
13 слайд
Признаки культуры безопасности
4.»Культура изучения проблем» — непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности и выявления новых, а также извлечение уроков из любых случаев нарушений безопасности.
Основными критериями признака являются: мониторинг всех проблем в области безопасности и извлечение уроков из ранее имевших место нарушений безопасности с внедрением мер, направленных на их предупреждение; проведение служебных расследований событий и их разборов с заинтересованным отношением к полноте и качеству выявления, оценке их причин и принятию своевременных и адекватных мер. -
14 слайд
Признаки культуры безопасности
5.»Отношение к возложению вины» — признание существования системных причин нарушений безопасности, понимание того, что ошибки человека — это симптом наличия проблем в системе, и отношение к возложению вины.Основными критериями признака являются: осведомленность о действиях персонала, разделение ответственности за нарушения безопасности; презумпция невиновности до решения компетентных органов.
-
15 слайд
Уровни зрелости культуры безопасности
Пять уровней зрелости культуры безопасности:
1.»Начальный», при котором деятельность осуществляется хаотично, от случая к случаю без единого подхода. Руководство не организовано.
2.»Повторяемый», при котором одинаковые задачи решаются разными людьми сходными методами. Отсутствуют формальные процедуры и распределение ответственности.
3.»Определенный», при котором процедуры стандартизированы и документированы. Однако отклонения от процедур не всегда отслеживаются. Процедуры формализуют существующую практику.
4.»Управляемый и измеримый», при котором руководство контролирует и измеряет процесс и принимает меры, если процесс неэффективен.
5.»Оптимизируемый», при котором процесс развит до уровня позитивной практики в результате постоянных улучшений. Соответствие поставленных целей. -
16 слайд
Формирование уровней зрелости культуры безопасности в зависимости от ее признаков
-
17 слайд
Формирование отношения работников к небезопасным действиям и условиям
1.Большинство событий, связанных с нарушением безопасности, в том числе потенциальных (не произошедших) — начинаются с непреднамеренного небезопасного действия или неприемлемого состояния объекта или процесса.
3.Работники должны не только обладать подходящей квалификацией и опытом в конкретных областях их специализации, но и поощряться к критическому изучению потенциально небезопасных методов работы и выявлению недостатков, где бы и когда бы они с ними ни столкнулись.
2.Часто подобные действия, состояния или процессы являются скрытыми и остаются необнаруженными или рассматриваются как «привычные» и поэтому игнорируются, что может привести к более серьезному сбою.
4.Необходимо вырабатывать убежденность в необходимости обращать внимание других лиц на замеченные недостатки в состоянии безопасности. -
18 слайд
Формирование отношения работников к небезопасным действиям и условиям
Во избежание более серьезных событий необходимо минимизировать существующие риски реализации возможных недостатков в практике выполнения работ или состоянии процессов, связанных с обеспечением безопасности. -
19 слайд
Лидерство и культура безопасности
. Главные задачи лидера в области обеспечения безопасности — применять на практике, наглядно для окружающих демонстрировать важность соблюдения требований по обеспечению безопасности, обеспечивать их соблюдение, в том числе путем поощрения правильного безопасного поведения работников, а также контролировать их исполнение.
Лидерские качества в области обеспечения безопасности должны демонстрироваться руководителями всех уровней управления холдинга «РЖД» от высшего командного состава до руководителей структурных подразделений, мастеров, бригадиров и т.д. -
20 слайд
Оценка развития культуры безопасности
Для оценки развития культуры безопасности необходимо определять степень приверженности отдельных работников и подразделения в целом, основным принципам развития культуры безопасности
Для выполнения действий по оценке уровня зрелости культуры безопасности могут применяться целевые аудиты проверки выполнения мероприятий, направленных на повышение уровня зрелости культуры безопасности.
Внутренний аудит позволяет подразделениям оценивать как состояние безопасности, так и вовлеченность работников в формирование культуры безопасности
Подразделения, выполняющие функции внутреннего аудита состояния безопасности должны иметь представление о том, почему применяются и почему важны те или иные системы и требования безопасности
В подразделении должно отслеживаться, что действия, предпринятые с целью исправления недостатков, не стали помехой для дальнейшего повышения уровня зрелости культуры безопасности -
21 слайд
Обеспечение коммуникаций в области культуры безопасности
1. Построение эффективных двусторонних коммуникаций по вопросам безопасности, включающих горизонтальные и вертикальные каналы получения и распространения информации и использующих формальные и неформальные методы ее передачи.
2. Следование принципу открытости и прозрачности информации в области культуры безопасности как внутри компании, так и во внешней среде (при взаимодействии с государством, общественными институтами, средствами массовой информации, партнерами по транспортному бизнесу, пользователями услуг компании).
3. Поощрение свободного обсуждения вопросов, связанных с развитием культуры безопасности и практическим применением ее элементов.
4. Незамедлительное рассмотрение всех сообщений об имеющихся угрозах в области безопасности, их рассмотрение и при необходимости принятия соответствующих мер.Формирование коммуникаций в области культуры безопасности
-
22 слайд
Профессионализм и квалификация
Меры для предотвращения ошибочных решений
Для предотвращения ошибок (ошибочных решений) работников при осуществлении деятельности рекомендуется принимать следующие меры:
создавать технические и технологические барьеры, не позволяющие работнику совершать ошибочные действия;
обучать работников использованию инструментов по предотвращению ошибок (таких как контроль, самоконтроль, критическая позиция);
проводить инструктажи;
использование при различных формах профессионального обучения и поддержания квалификации работников, информации по анализу опыта эксплуатации, в том числе информации об имевших место нарушениях в работе;
активное участие руководителей и работников, совершивших ошибки, в расследовании нарушений и разработке мер по предотвращению подобных ошибок в будущем.
Приоритет в профилактической работе – повышение профессиональных компетенций и обучение, а не репрессивные меры. -
23 слайд
Дисциплина и ответственность
Дисциплина и ответственность относятся к важным элементам культуры безопасности.
Об ответственном отношении работников к безопасности свидетельствуют демонстрируемая ими и наблюдаемая критическая позиция в отношении вопросов безопасности, коммуникативность, а также строго регламентированный взвешенный подход при выполнении производственных задач.
Коммуникативность включает в себя:
готовность к получению полезной информации от других работников;
готовность к передаче информации, имеющей отношение к безопасности, другим работникам;
представление как ожидаемых, так и не планируемых результатов работы и их документирование;
предложение новых инициатив в области безопасности. -
24 слайд
Дисциплина и ответственность
Строго регламентированный и взвешенный подход включает в себя:
понимание и точное исполнение правил и инструкций;
готовность к неожиданному развитию событий;
прекращение работы, если это возможно, и обдумывание возникшей проблемы;
обращение за помощью при необходимости;
особое внимание к методичности, своевременности и упорядоченности;
строгое следование установленной последовательности операций. -
25 слайд
Соблюдение инструкций, регламентов.
1. Строгое соответствие с требованиями разрабатываемой подразделениями холдинга «РЖД» нормативной и технической документации.
2. Анализ оценки качества правил и указаний, содержащихся в эксплуатационной и иной документации, состоит из следующих аспектов:
2.1 были ли правила и указания написаны в сотрудничестве с теми работниками, которые будут ими пользоваться?
2.2 соответствуют ли правила и указания своему назначению и написаны ли они достаточно ясно для того, чтобы их было легко понять и применять на практике?
2.3 понимают ли и признают ли работники необходимость представленных в эксплуатационной и иной документации правил и указаний, в частности, осознают ли они потенциальные последствия их несоблюдения для безопасности?
2.4 контролируется ли применение и точность правил и указаний и исправляются ли недостатки быстро и с участием работников, использующих указанные правила и инструкции?
2.5 начала ли развиваться система обходных приемов с молчаливого одобрения руководителей либо без такового? -
26 слайд
Соблюдение инструкций, регламентов.
Меры, направленные на снижение вероятности совершения работниками ошибочных решений при выполнении предусмотренных эксплуатационной документацией действий, относятся:
технические и технологические заградительные меры, не позволяющие работникам совершить ошибочные действия;
разработка технических обоснований эксплуатационной документации, ознакомление с которыми позволит работникам понимать причины установления соответствующих требований эксплуатационной документации;
теоретическая подготовка работников по вопросам, относящимся к сфере их деятельности;
анализ (в том числе по результатам тренировок) случаев неправильной диагностики работниками состояния систем и оборудования, принятия ошибочных решений с внесением по результатам анализа в текст эксплуатационной документации рекомендаций, позволяющих снизить вероятность принятия ошибочных решений;
включение в текст эксплуатационной документации указаний о необходимости осуществления проверок выполняемых действий (самопроверки, проверки другим работником); -
27 слайд
Соблюдение инструкций, регламентов.
включение в текст эксплуатационной документации особых предупреждений для снижения вероятности ошибочных действий работников (например, когда требуемая последовательность действий отличается от схожей последовательности действий, выполняемой работниками более часто или к выполнению которой они больше подготовлены).
-
28 слайд
Соблюдение инструкций, регламентов.
ОАО «РЖД» устанавливает порядок и периодичность пересмотра эксплуатационной документации.
При пересмотре учитываются:
изменения требований нормативных правовых актов,
современный уровень развития науки, техники и производства,
итоги инспекций и проверок, результаты внутренних и внешних проверок, самооценок эксплуатационной безопасности, рекомендации международных организаций,
рекомендации, содержащиеся в руководствах по безопасности,
накопленный опыт применения пересматриваемой документации,
эксплуатационный опыт как ОАО «РЖД», так и внешний опыт, в том числе международный. -
29 слайд
Атмосфера доверия.
Рекомендуется выстраивать в области безопасности партнерские отношения между руководителями и подчиненными работниками, когда вопросы безопасности обсуждаются совместно и открыто. Такие взаимоотношения в области безопасности являются более эффективными, чем командно-административные (не предполагающие совместного обсуждения вопросов (проблем), связанных с безопасностью, и совместного поиска решений).
Отношения доверия между руководителями и работниками выстраиваются таким образом, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, поднимая вопросы безопасности, а руководители поддерживали подчиненных работников в принятии ими в рамках установленных полномочий решений, связанных с безопасностью. Руководители оказывают доверие сотрудникам и защищают решения сотрудников в подходящих случаях.
Презумпция ответственности. Каждый работник априори считается ответственным и делающим все возможное для решения поставленной задачи. Руководитель должен делать акцент на доверие к работнику и снижение дополнительного контроля за его деятельностью. -
30 слайд
Понимание последствий.
Важным условием ответственного отношения к безопасности является понимание всеми работниками ОАО «РЖД» того, каким образом их работа влияет на безопасность.
Формирование ответственного отношения к обеспечению безопасности для различных категорий работников строится на конкретных примерах того, к каким последствиям привели или могут привести те или иные неправильные действия представителя данной категории работников. Анализ таких событий проводится с целью демонстрации того, что выполнение технологических операций, экономия времени или средств, улучшение экономических показателей в ущерб качеству выполнения работ могут привести к нарушениям в работе, к снижению уровня безопасности.
Рекомендуется использование вероятностных оценок безопасности, показывающих, к каким последствиям могли привести (или привели) те или иные анализируемые неправильные действия работников -
31 слайд
Самоконтроль.
Важным ресурсом для исключения ошибок (ошибочных решений) работника является осуществление самоконтроля.
Работнику рекомендуется критически оценивать свои возможности безошибочного выполнения работы (в том числе на основании анализа своей предыдущей деятельности и деятельности других работников), отдавать себе отчет, в каких ситуациях или при выполнении какого рода работ он наиболее подвержен совершению ошибок или принятию ошибочных решений.
Важное значение имеет формирование и поощрение у работников критического отношения к небезопасным действиям и условиям. -
32 слайд
Открытость и самосовершенствование.
Стимулирование открытости действий работников рекомендуется реализовывать таким образом, чтобы неправильные действия работников подвергались анализу, прежде всего, не с целью определения, кто совершил неправильные действия, а с целью определения непосредственных и коренных причин нарушения (неправильных действий) и принятия необходимых корректирующих мер, которые позволят предотвратить в дальнейшем повторение неправильных действий и их негативное влияние на безопасность.Важным аспектом культуры безопасности является стремление каждого работника к самосовершенствованию, в том числе посредством активного участия в проводимых мероприятиях по подготовке и поддержанию квалификации, самообразования, изучения имеющегося опыта, в том числе опыта нарушений в работе.
-
33 слайд
Мотивация.
Рекомендуется применение систем мотивации работников на формирование позитивного отношения к безопасности, стимулирующих их к следующим действиям:
сообщению даже о незначительных проблемах;
сообщению о событиях и обстоятельствах, которые могли привести к нарушениям в работе;
признанию ошибок (ошибочных решений), в том числе не приведших к нарушениям (отклонениям) в работе (систем, оборудования);
представлению предложений по совершенствованию, улучшению эксплуатационной документации, проектных решений по системам и элементам, процедур технического обслуживания и ремонта, системы подготовки персонала.
В случае повторяющихся трудностей или больших просчетов руководители используют свою ответственность, предусматривающую применение дисциплинарных мер к работникам, так как в противном случае может иметь место негативное влияние на безопасность. Однако при этом рекомендуется соблюдать тонкое равновесие — санкции применяются таким образом, чтобы не побуждать к сокрытию ошибок. -
34 слайд
Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасности
Методы сбора исходных данных и их комбинации:
наблюдение за существующими процессами, взаимодействием как внутри подразделений, так и между смежными подразделениями, поведением работников;
анкетирование, индивидуальные и групповые интервью работников;
анализ эксплуатационной и иной документации.Перечень аспектов обеспечения безопасности, которые требуют повышенного внимания работников:
результаты внутренних и внешних проверок (аудитов, инспекций);
сведения об имевших место нарушениях в работе;
имеющиеся проблемные вопросы обеспечения безопасности.Перечень аспектов обеспечения безопасности, требующих повышенного внимания работников, рекомендуется использовать при разработке вопросов для анкетирования работников, индивидуальных и групповых интервью.
Анкетирование работников используется для анализа осведомленности работников о декларируемых характеристиках культуры безопасности и мотивации тех или иных действий.
Вопросы для анкетирования работников должны обеспечить легкость и однозначность их понимания, а также простоту и краткость ответов. -
35 слайд
Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасности
Результаты анкетирования используются для выявления индивидуальных и групповых убеждений работников и включают:
1.декларируемые и не декларируемые ценности, приоритеты, связанные с осуществляемой деятельностью;
2.наличие или отсутствие принятия личной ответственности за обеспечение безопасности;
3.осознание необходимости выполнения требований безопасности;
4.причины (мотивацию) выполнения корректных, ошибочных или заведомо некорректных действий персонала;
5. причины наличия или отсутствия удовлетворенности условиями труда;
6.причины выявленных несоответствий, противоречий между наблюдаемыми, декларируемыми ценностными характеристиками культуры безопасности;
7. осознание причин и последствий, имевших место или возможных ситуаций (нарушений требований безопасности; нарушений нормальной эксплуатации; структурных, организационных изменений; конфликтов между подразделениями или группами работников, имеющими разную субкультуру, других ситуаций). -
36 слайд
Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасности
Оценка уровня зрелости культуры безопасности может проводиться в форме аудита с постановкой соответствующей цели аудита.По результатам оценки уровня зрелости культуры безопасности разрабатываются или корректируются мероприятия (дорожные карты) направленные на повышение уровня зрелости культуры безопасности
-
37 слайд
Рекомендуемые вопросы для оценки личного вклада персонала в повышение культуры безопасности движения
Вопросы
1) Всегда ли я понимаю стоящую передо мной задачу, прежде чем приступить к ее выполнению? Знаю ли я, в чем состоят мои должностные обязанности?
2) Осознаю ли я, что выполняемая мной работа может оказать существенное влияние на безопасность движения, жизнь и здоровье людей?
3) Имею ли я необходимые знания, чтобы приступить к выполняемой работе?
4) Нужна ли мне какая-либо помощь в выполнении моих должностных обязанностей, и знаю ли я, где ее получить?
5) Готов ли я к нестандартным ситуациям, которые могу возникнуть в работе?
6) Знаю ли я, что нужно делать, если что-либо пойдет не так, как это предусмотрено?
7) Сообщил ли я в необходимые адреса о последней проблеме, которую обнаружил?
Останавливаюсь ли я и обдумываю ситуацию, когда возникает какая-либо нестандартная ситуация или проблема?
9) Понимаю ли я, какие имеются нормативные документы по выполняемой мной работе, и каковы причины для именного такого порядка действий? -
38 слайд
Рекомендуемые вопросы для оценки личного вклада персонала в повышение культуры безопасности движения
10) Были бы мои должностные инструкции и технологический процесс легче для понимания и выполнения в случае, если бы я принимал участие в их разработке? Что я мог бы сделать для их улучшения?
11) Выполняю ли я в ходе работы требования соответствующих технологических процессов, инструкций и других нормативных документов?
12) Допускаю ли я невыполнение или обход отдельных этапов, предусмотренных технологией?
13) Поддерживаю ли я чистоту и порядок на рабочем месте?
14) Указываю ли я другим на их небезопасные действия или нарушение технологии, когда замечаю это?
15) Слежу ли я за тем, чтобы сменяющие меня работники были в курсе всех вопросов безопасности, когда выполнение работы переходит в их руки? -
39 слайд
УГОЛОК ПО КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
-
40 слайд
Культура безопасности движения
-
-
Краткое описание документа:
Культура безопасности на железнодорожном транспорте
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 311 938 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 07.02.2023
- 55
- 0
- 07.02.2023
- 102
- 1
- 07.02.2023
- 3980
- 127
- 07.02.2023
- 71
- 1
- 07.02.2023
- 67
- 0
- 07.02.2023
- 92
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 07.02.2023
- 4346
- 29
- 07.02.2023
- 161
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
- СДО
На чем базируется понятие «культура безопасности»?
На понимании, осознании каждым работником приоритета безопасности перед прочими ценностями
На запретах и строгой системе принуждения установленным нормам, правилам, процедурам
На опыте сотрудников
На современных технологиях, используемых в производстве
Найти другие ответы на вопросы
Связанные темы
Темы, в которых встречается данный вопрос:
- Основы формирования культуры безопасности