Описание
Инструкция (паспорт) по эксплуатации моторный лодки Прогресс 2.
Задать вопрос
Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.
Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.
Задать вопрос
Дополнительно
Дополнительная вкладка, для размещения информации о магазине, доставке или любого другого важного контента. Поможет вам ответить на интересующие покупателя вопросы и развеять его сомнения в покупке. Используйте её по своему усмотрению.
Вы можете убрать её или вернуть обратно, изменив одну галочку в настройках компонента. Очень удобно.
Т у ристско- прогулочная МОТОЛОДКА „ПРОГРЕСС—2М“ под подвесной мотор ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Библиотека путешествий (www.hiperton.narod.ru).
I. НАЗНАЧЕНИЕ л f _ Мотолодка «Прогресс ам» — однокорпусная, цельнометалли- ческая из алюминиевых сплавов, клепаной конструкции с глисси- рующими обводами — предназначена для прогулок, туризма, слу- жебных разъездов и т. п. по рекам, озерам, прибрежным зонам водохранилищ в любое время суток при удалении от берега до 3000 м и высоте волны до 0,76 м под подвесной мотор мощностью не более 22,08 квт (30 л. с.). Мотолодка «Прогрессам» выпускается в двух комплектациях: Комплектация 1 — с жесткими сиденьями без водила и стоек с колесами. Комплектация 2 —с мягкими сиденьями, водилом vи стойками с колесами. 2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ . Основные параметры и размеры: Длина наибольшая м Ширина наибольшая, м Высота наибольшая (без козырька), м Высота транца под мотором, м П асе а жиров м естимость, че л. <:. Грузоподъемность, кг Водоизмещение полное, т. , Масса мотолодки комплектации 1 Допустимая мощность мотора, квт. ™ 4,65 __ | у — 0,8 — 0,38 — 4 — 475 — 0,700 — 180 — 22,08 (30 л. с) 3. КОМПЛЕКТНОСТЬ 3.1. Комплектность мотолодки комплектации I: Корпус мотолодки с установленными несъемными предметами оборудования и снабжения — 1 Козырек с сигнальными огнями и крепежом, компл. ~ 1 Тент с дугами и крепежом, компл. — I Весло, шт. — 2 Черпак, шт. — | Дистанционное управление мотолодкой, компл. — 1 Дистанционное управление мотором, компл. — I Слани, компл. — 1 Аптечка, ремонтная, шт. ~ 1 Линь спасательный, шт. — I Мягкие подушки компл. (5 шт.) ' I 1
Инструкция по эксплуатации, экз — 1 Паспорт, экз. . — 1 3.2. Комплектность мотолодки комплектации 2: В комплект мотолодки комплектации 2 входит все перечислен пое в п. 3.1 и дополнительно: '-j 1 Водило, шт. — 1 Стойка с колесом, шт. — 2 , 3.3. Все предметы комплектации упакованы и уложены в кор пус мотолодки с записью в упаковочных листах (ведомостях ком- плектации). 4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Корпус мотолодки делится двумя... перегородками (шпангоута- ми) на три отсека: носовой багажный отсек (багажный отсек), кокпит, кормовой отсек. Багажный отсек имеет квадратный люк на передней палубе, через который удобно укладывать внутрь отсека вещи пассажи- ров. Крышка люка имеет резиновое уплотнение и может запирать- ся на замок. Кокпит достаточно просторен для размещения 4—5 человек во время кратковременных прогулок или 2—3 человек при длитель- ных туристских поездках. Внутри кокпита размещаются два си- денья со спинками для 4—5 человек. Сцденья могут расклады- ваться и служить постелью для 2-—3 человек (см. рис. 1). Спереди кокпит ограничен приборной доской и призрачным ко- зырьком из органического стекла. На боковых стенках козырька установлены красный и зеленый бортовые огни. На опорном кронштейне козырька установлен огонь белого цвета. Источник электропитания для ходовых огней на мотолодке не предусмот- рен*—d^To устанавливает владелец мотолодку С цЛью защиты пассажиров „и* водителя мотолодки от непо- годы кокпит сверху закрывается быстрбскладывающимся тентом, полотнище которого изготовлено из ткани с водоотталкивающей пропиткой. Тент можно убрать, при этом дуги тента вместе с полотнищем укладываются сзади кокпита и крепятся застежками. , С кормы кокпит ограничен кормовым отсеком. В кормовой от- сек можно установить два бачка для горючего подвесного лодоч- ного мотора. Крышки кормового отсека запираются. В кормовом отсеке установлен самоотливной рецесс — выгородка, который предотвращает попадание водй в кормовой отсек.1 На мотолодке устан вливается дистанционное управление для одного мотора. Для перекатывания мотолодки, спуска ее па воду и вытаски- f4
ваиия на береги бортам мотолодки могут быть присоединены при помощи спецболтов и шпилек водило и две стойки с колесами. П ip .и меча и и е: Завод-изготовитель постоянно проводит работу по, совершенствованию конструкции мотолодки и ее узлов, поэтому могут быть изменения, не отраженные в дан- ной инструкции. 5. ПОДГОТОВКА МОТОЛОДКИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ Прежде чем приступить к эксплуатации мотолодки, владелец должен установить па нее все приложенное снабжение и обору- дование. Для этого необходимо вскрыть отсеки7 мотолодки, из- влечь предметы комплектации, освободить их от упаковки и, поль- зуясь настоящей инструкцией, установить на корпус мотолодки. •* 5-1. Установка козырька. Козырек (рис. 2) состоит из двух гнутых лобовых стекол (2), опорного кронштейна (3), окантовки (1), комплекта резиновых прокладок (4), двух плафонов бортовых ходовых огней (8), пла- фона огня белого цвета (5) и элементов крепления деталей ко- зырька между собой и к палубе мотолодки. Примечание: Гайки, применяемые для крепления ко- зырька, самоконтрящиеся и по внешнему виду сплюснуты, что не является браковочным признаком. При сборке и установке козырька необходимо: 5.1.1. Собрать стекда с окантовкой (1), опорным кронштейном и накладкой опорного кронштейна, скрепив их винтами, слегка затянув от руки. 5.1.2. Проложить на уголок палубы резиновые прокладки (4) и установить козырек на палубу. 5.1.3. Предварительно закрепить стекла, опорный кронштейн с профилем палубы вмнта'Ми. «Поочередно равномерно произвести подтяжку всех винтов* Дозырька, при этом не допуская оконча- тельной затяжки хотя бы одного винта, т. к. это может привести к трещинам в стекле. 5.1.4. Окончательно равномерно подтянуть винты, не допуская чрезмерной затяжки. 5.2. Установка тента. Тент состоит из полотнища тента и двух дуг, на которые это полотнище натягивается. Дуги , тента установлены на корпусе мо- толодки. Для установки тенга необходимо (см. рис. 1): 5.2.1. Снять дуги тента с мотолодки. 5.2.2. Вложить дуги тента в карманы полотнища. 5.2.3. Установить собранное с дугами полотнище на мотолод- ку. Закрепить винтами и гайками. 0.2.4. Закрепить полотнище тента и ремни сДфяжками па профиле, окантовывающем кормовой отсек.
5.2.5. Дуги поставить на распарки. 5.2.6. Закрепить полотнище тента крючками за профили, окан- товывающие кокпит и козырек. 5.3. Установка дистанционного управления (рис 3, -1) Дистанционное управление состоит на трех частей: рулевого управления мотолодкой, управления реверсом и газом мотора. Дистанционное управление реверсом и газом изготовлено под подвесной лодочный мотор «Вихрь». 5.3- 1. Установка рулевого управления мотолодкой. Для установки рулевого управления мотолодкой необходимо: 5.3-1 Л. Снять щитки по бортам кокпита между шпангоутами 4-45. 5.3.1. 2. Вынуть блоки плавучести между шпангоутами 5 и 6. 5-3.1.3. Установить на шпангоутах 2, 6 и 7 кронштейны с ро- ликами, закрепив их болтами. 5.3.1. 4. Снять с рулевой колонки катушку с тросом и пласт- м ассовую втулку-окантовку. 5.3Л.5 . Установить втулку-окантовку в отверстие приборной доски. 5.3.1. 6. Вставить рулевую колонку в отверстие приборной доски, надеть на нее под приборной доской катушку и закрепить ее болтом. 5.3.6. Закрепить рулевую колонку шплинтом па кронштейне 2-го шпангоута. 5.3.7. Намотать на катушку по 3 витка троса каждой, ветви (см. рис. 3) и пропустить концы троса через ролики в кормовой отсек к мотору. 5.3.8. Установить на переднюю ручку мотора кронштейн ре- верса дистанционного управления (7), для чего в ручке просвер- лить два отверстия диаметром 6Л5. Сверловку отверстий в ручке мотора производить только после снятия ее с мотора. При снятии и установке ручки принять все меры предосторожности от мех< повреждений мотора. 5.3.9. Установить мотор «Вихрь» па транец, закрепить мотор и рулевое колесо рулевой колонки в нейтральное положение (по- ложение руля и мотора для движения мотолодки прямо). Закре- пить тросы на тандерах с помощью коушей и дюралевых трубок, обжав их плоскогубцами. Лишний трос обрубить острым зубилом. 5.3.10. Произвести натяжку тросов тандерами. Та и деры обя- зательно законтрить проволокой. 5.3.11 Установить блоки плавучести между 6 и 7 шпангоута- ми. Установить на место шитки. 5.3.2. Установка управления реверсом и газом мотора. Для установки управления реверсом и газом мотора необ- ходимо: 5.3.2.1. Закрепить сектор газа-реверса на левой полке 5-ю бол- тами.
5.3.2.2. Пропустить концы тросов через 6-й шпангоут. 5.3.2.3. Закрепить винтами на 6-м шпангоуте пластины боуде- подержателей. Боуденодержатели должны быть ввернуты толь- ко на 4—5 оборотов. 5.3.2.4. Под болты крепления задней ручки мотора установить уголок крепления возвратной пружины газа. При снятии и уста- новке ручки принять все меры предосторожности от мехповреж- дений Мотора. 5.3.2.5. Закрепить на поддоне мотора «Вихрь» боуденодержа- тель, а на выступающем копне оси дроссельной заслонки уста- новить качалку управления газом. Подсоединить возвратную пружину газа к качалке и уголку под задней ручкой мотора. 5.3.2.6. Подсоединить трос управления газом к качалке. Отре- гулировать натяжение троса, ввертывая боудеиодержатель на 6-м шпангоуте. Боудеиодержатель законтрить контргайкой. При ре- гулировке натяжения троса рычаг газа на секторе газа-реверса должен быть в положении «малый газ». 5.3.2.7. Снять качалку реверса (поз. 8, рис. 4), отвернув винт крепления ее. 5.3.2.8. Снять кнопку со штока реверса двигателя и навернуть на 7—10 оборотов наконечник (поз. 9, рис. 4). 5.3.2.9. Подсоединить тросы управления реверсом к качалке реверса и установить ее на мотор. 5.3.2.10. Отрегулировать натяжение и ход тросов управления реверсом. Регулировку производить ввертыванием боуденодер- жателей на 6-м шпангоуте, а также ввертывая или вывертывая наконечник штока реверса мотора (поз. 9, рис. 4). 5.3.2.11. После регулировки натяжения и хода тросов боудено- держатели законтрить контргайками, а винт крепления закер- нить, сняв кронштейн реверса (поз. 7, рис. 4) с мотора. 6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОЛОДКИ 6.1. В части воздействия климатических факторов внешней 'среды эксплуатация мотолодки должна производиться при тем- пературе воздуха от —5° С до +40° С и храниться на открытом воздухе при температуре воздуха от —50° С до +50° С, относи- тельной влажностью воздуха до 98 проц при 25°С без конденса- ции влаги. 6.2. Перед выходом в плавание необходимо осмотреть мото- лодку и убедиться в ее исправности,- помня, что даже незначи- тельная неисправность в плавании может быть причиной серьез- ной поломки или аварии. Разместить груз и пассажиров так, чтобы сохранить наиболее выгодную- центровку мотолодки и» следовательно, получить мак- и
симальную скорость хода. Наиболее выгодное расположение гру- за и пассажиров определяется владельцем во время поездок. Мотолодка хорошо преодолевает волны высоюй до 0,75 м, при этом заливание и забрызгивание кокпита практически отсут- ствуют. Однако следует помнить, что движение па большом вол- нении при полностью открытой дроссельной заслонке мотора при- водит к сильным ударам в днище, что значительно снижает ком- фортабельность плавания. Кроме того, такие удары расшатыва- ют заклепочные соединения корпуса. Поэтому при сильном вол нении рекомендуется снижать ход до среднего. В случае получения во время плавания пробоины ниже ва- терлинии ее необходимо заделать, поставив любую временную • заплату или пробку из подручных материалов, а воду из мото- лодки удалить черпаком. В корпус мотолодки установлены пенопластовые блоки пла- вучести, придающие мотолодке плавучесть даже при полностью заполненном водой корпусе. В подобной ситуации пассажиры должны находиться в воде вне мотолодки и держаться за нее ВНИМАНИЕ! Запрещается выходить в плавание на. мотолод- ке со снятыми блоками плавучести. Во время плавания люк багажного отсека рекомендуется дер- жать закрытым. Все работы, связанные с эксплуатацией подвесного лодочио- ю мотора и его дистанционного управления, следует произво- дить согласно описаниям и инструкциям по эксплуатации, на мо- тор и мотолодку. 6.3. При любых условиях стоянки мотолодки должна ПОЛНО--у стыо исключаться возможность повреждения конструкции и на- рушения защитного лакокрасочного покрытия мотолодки. Для защиты людей, находящихся в кокпите от солнца и непо- годы на мотолодке предусмотрен тент. Хранить мотолодку с поднятым тентом под открытым небом не рекомендуется ввиду быстрого выцветания ткани и потери ее водоотталкивающих^ свойств. Тент, высушенный в натянутом положении, рекоменду- ется хранить в свернутом положении, исключив попадание в него влаги. Периодически, не реже одного раза в месяц, следует про- водить общий осмотр мотолодки, обращая особое внимание на состояние лакокрасочного покрытия Для осмотра мотолодку не- обходимо поставить на берегу, открыть крышки люков кормового и багажного отсеков, , вынуть елани из корпуса, удалить из мо- толодки грязь, песок и мусор, вымыть и просушить мотолодку. Все неисправности, обнаруженные во время осмотра, следует устранить, в случае нарушения лакокрасочного покрытия ~ вос- становить его, S
Стек та мотолодки мыть только водой с мылом. Категоричес- ки запрещается применять бензин, ацетон и щелочи. 6.4. На мотолодку крепятся две стойки с колесами. Давление воздуха в шинах должно быть 2 атмосферы, К носовой части корпуса крепится водило. В таком положении мотолодку можно перекатывать по бере- гу и осуществлять спуск и вытаскивание ее из воды. 6.5. По окончании навигации мотолодку вытащить на берег, снять все съемное снабжение и оборудование, вымыть и просу- ' шить. Провести тщательный осмотр корпуса, оборудования и снабжения, все неисправности устранить. Восстановить лакокра- сочное покрытие на поврежденных местах. На детали,, и узлы мотолодки, оборудования и снабжения, не имеющие защитных покрытий, нанести слой консервирующей смазки — технический вазелин, солидол, пушечная смазка. Тент, подушки сидений тщательно очистить, просушить и хра- нить в сухом, отапливаемом помещении. Оборудование и снаб- . жение хранить в сухом помещении. Мотолодку перевернуть вверх днищем, поставить на козелки или ложементы, обитые войлоком или тканью, и хранить в таком положении: Хранить мотолодку рекомендуется под крышей, но -допускается и на открытом воздухе, в этом случае днище необ- ходимо закрыть для лучшей защиты лакокрасочного покрытия от прямых солнечных лучей и атмосферных осадков влагонепро- ницаемым материалом. Перед началом навигации мотолодку тщательно осмотреть, провести, в случае надобности, необходимые ремонтные работы, установить на корпус все оборудование и снабжение и спустить мотолодку на воду. Выполнение всех перечисленных рекомендаций обеспечивает безотказную работу мотолодки в течение длительного срока. 6.6. Прежде чем приступить к эксплуатации дистанционного управления, необходимо внимательно ознакомиться с данной ин- струкцией. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ а) строго соблюдать все рекомендации по эксплуатация мо- тора «Вихрь»; б) перед каждой поездкой убедиться в правильной регули- ровке реверса и газа с подключенным дистанционным управле- нием; в) регулярно, но не реже одного раза в месяц, проверять тро- совую проводку на отсутствие оборванных прядей троса и произ- 7
водить смазку тросов и боуденовских оболочек минеральным маслом; г) запрещается откидывать мотор внутрь лодки па угол боль- ший, чем необходимо для установки дейдвуда на опорную плас- тину, для исключения поломки кронштейна, установленного на передней ручке мотора, или самой ручки. д) в случае ослабления натяжения тросов управления газом уу и реверсом произвести их подтяжку боуденодержателями; ’УбЩ® е) смазывать все трущиеся поверхности (ролики, оси, качадуЖ KV и др.). '' ЗАПУСК МОТОРА Перед запуском ручку реверса па секторе дистанционного^ управления установить в положение «нейтраль», а ручку газа в положение «запуск». Запуск мотора производится согласно ОриЙ® санию и руководству по эксплуатации лодочного мотора <<ВихрЬ»'$Я После запуска мотора ручку газа по мере возрастания оборотойуЦ мотора установить в положение «малый газ», чтобы мотор пеу пошел в «разнос». При таком положении ручки газа мотор дол- жен работать устойчиво, что достигается регулировкой мотора. ВКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДНЕГО ХОДА Включение реверса в положение «передний ход» производить только при положении ручки газа «малый газ», ’щи этом кула- чок ручки газа отжимает фиксатор ручки реверса. Перед вклю- чением реверса мотор должен быть прогрет в течение 2—3 минут. После включения реверса дать газ. Выключение реверса произ- водить в обратном порядке: сбросить газ и перевести ручку ре-у ворса в нейтральное положение. ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАДНЕГО ХОДА Для включения заднего хода ручку газа установить в положсуД нпе «малый газ», а ручку реверса перевести из положения траль» в положение «задний ход». После включения заднего да можно добавить газ, но при этом надо помнить о том, что;| возможен отброс мотора. ;'у Переключение реверса из положения «задний ход» в положе-,, ние «передний ход» и наоборот производить только на мдлому газу. Перед переключением реверса дать небольшую перегазовку ку на малом газу для более устойчивой работы мотора. Переклю- чение реверса с полного газа или газа, соответствующего запус- ку, запрещается во избежание поломки мотора. 7. РЕМОНТ МОТОЛОДКИ 7.1. Ремонт покрытия 7.1.1. . Поставить мотолодку в защищенном от дождя, солнца и 8
нелра месте вверх килем, чтобы обеспечить наиболее высокое ЧССГВО работы и просушить. 7.1.2. Плохо держащуюся краску и следы коррозии (белый • налет) удалить зачисткой шлифовальной шкуркой № 4-7-6. 7.1.3. Очищенную поверхность тщательно протереть от пыли и других загрязнений и обезжирить бензином или ацетоном. Реко- мендуется обезжиривание произвести дважды, так как малейшие ' следы жира, даже от потных рук, нарушают сцепление краски. 74.4. Просушить 1'57-20 мин. .7.1.5. Покрыть одним из i рунтов — ГФ-020, ГФ-039, ФЛ 03/К ДВЛ-02, ВЛ-08. 7.1.6. Просушить при температуре не ниже 4 12°С в течение не ' . менее 30 час. 7.1.7. Покрасить упомянутые места водостойкой эмалью (хлор- виниловой, пентафталевой, масляной и др.) в два или три слоя. 7.1,8. Просушить каждый слой при температуре не. ниже . 4 12 С в точен нс нс менее 24 часов. ‘ Примечание: 1.. Для покраски нельзя пользоваться свин- цовым суриком и нитроэмалями. 2. Рекомендуется общий ремонт покрытия производить перед началом очередного сезона ’ плавания. 7.2. РЕМОНТ ПРОБОИН И УСТРАНЕНИЕ ТЕЧЕЙ ПО ЗАКЛЕПОЧНЫМ ШВАМ При получении пробоины ремонт мотолодки производить в следующем порядке: - . 7.2.1. Выправить вмятины на обшивке в зоне повреждения, удалить участки обшивки, имеющие трещины, опилить напиль- ником кромки пробоины. 7.2.2. Наложить лист металла из ремонтной аптечки на ремон- тируемое место, подогнать его по обводам корпуса и очертить на месте контур пробоины карандашом. 7.2.3. Вырезать из листа заплату с припуском не менее 35 мм от очерченного контура пробоины и разметить положение закле- пок в шахматном порядке расстоянием 25 мм и перемычкой 10 мм. 7 2.4. Просверлить отв. 3 мм в заплате по разметке, 7.2.5. Очистить ремонтируемую обшивку и накладку от.пыли, стружки и промыть бензином. 7.2.6. Проложить па корпусе мотолодки по контуру пробоины уплотнительную ленту (можно использовать тонкую мешковину, пропитанную железным суриком) и наложить заплату. 7.2.7. По отверстиям в заплате просверлить отверстия в обшив- ке корпуса и заплате сверлом диам. 3,6 мм и приклепать заклеп- ками заплату к корпусу мотолодки. 7.2.8. Покрасить отремонтированное место. 9 Библиотека путешествий (www.hiperton.narod.ru).
7.2.9. При. длительной эксплуатации мотолодки возможно воз- никновение тенен по заклепочным швам корпуса. Это объясняя ся расшатыванием.заклепок от продолжительного воздействия уда- ров волн в корпус мотолодки. Для устранения течей достаточно подтянуть заклепки в этих местах молотком и поддержкой и затем подкрасить отремонти- рованное место. В случае появления незначительных течей по скуле (стык бор-? товых и днищевых обшивок) или в стыке носовых обшивок между у собой рекомендуется дополнительный метод (к методу подтяжкИ; ’ з а к л е и о к) у ст р а и си и я те ч е й: а) снять лакокрасочное покрытие в местах течей; ' б) удалить имеющийся в шве герметик шпателем из твердого.^ неметаллического материала; . в) очистить место течи и просушить до полного удаления’; влаги; г) плотно заполнить щели тпоколовым герметиком (приложен в аптечке) шпателем усилием от руки; д) удалить излишек герметика; е) подкрасить отремонтированное место. 8. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Гарантийный срок па мотолодку «Прогрессам.» устанавлива- ется 18 месяцев со дня продажи при соблюдении потребителем ус- ловий эксплуатации, транспортировки и храпения, указанных .в данной инструкции. При отсутствии в паспорте отметки торгующей организации срок исчисляется со дня выпуска мотолодки заводом. При эксплуатации мотолодки в течение гарантийного срок$ возможно местное повреждение, вспучивание лакокрасочного по- - крытия, которое устраняется согласно разделу 7.1. данной ин- струкции владельцем. При обнаружении дефектов производственного характера в те-у чение гарантийного срока завод-изготовитель должен устранить дефекты на месте за свой счет. ВНИМАНИЕ: При обнаружении некомплектности и неисправ- • пости в мотолодке претензии покупатели предъявляют через тор- гующие организации в соответствии с правилами, установленными Министерством торговли СССР. В присылаемой документации обязательно указывать, полны?1 заводской номер мотолодки и дату продажи. Самостоятельное проведение владельцем па мотолодке любип’ доработок или конструктивных изменений освобождает завод-12? готовитель от гарантийных обязательств. 10 -
Рис. 1. KpifpioK 2. Вгсдо. (,нинка переднего сиденья. 4. Переднее сиденье. 5. Заднее '”?енье. (к Снигка заднего сиденья. 7. Окантовочный профиль кокни га. 8. фор -•на 9. Задняя ита Н) Передняя дуга. И Рлсиоркз 12. Нолотпп’не тента. Библиотека путешествий (www.hiperton.narod.ru).
Рис. 2. Установка козырька. 1. Окантовка.. 2. Стекло. 3. Опорный кронштейн. 4. Резиновая прокладка 5 Плафон. 6. Профиль передней палубы. 7. Передняя палуба, 8. Бортовой
Бис. 3. Общий Rife. дистж-помюго управления. " 1. Штурвал. 2. Сектор газа-реверса. 3. Тросы реверса. 4. Т{ ос газа. 5. Трос по ворота мотора. 6. Катушка 7. Втулка-ркапювка. 8. Шайба. 9. Втулка. 10. Боуде- нодержатель. 11. Планк 13., Боудены тросов реверса. 14. Боуден . 13
Шплинт 2*22 ‘1UKQ Мб Болт мз lUauOa У*б*12 Болт Мб *32 и/л 2 Удлиненная на 20 мм ручка вид Г (рис 6) ВЩА (рис б) е—~~— [Шплинт i,2*i0 ’уЛ/фСШЯ 2 отверстия,_ В ручки Ф 6AS (рис 6) П пгЛО Малый газ и Рис. 4. Узлы f дистанционного управления Боуден п 5^-4? Задняя ручко мотора Валик 3*-(2 ШЦФМ Пр2гп*10 Болт М5*12 Гайко М5 Ролик ф25 25(слр} Задний код 30(СПр) Передний код Гайка МЛ ПОЛНЫЙ ---.;------... т .ТР“' жжззэ РоликФ 50 Валик 5*20 Шайдо tf*fO шплинт /,$*Ю Болт м5*12 Бойко М5 .Валик 7*20 шайба 1*Т*14 шплинт 2*12 Болтм5*г2 Гайка М5 L рубка. 2 Коуш. 3. Коттро^очная прокладка, 4, Тандер. трос заднего хода. 6. Боуден ? трос переднего хода. 7. Кронин ейн реверса, реверса. 9, Нако'Ш^шик. 10. Уголок. 11. Пружина. '12. Качалка 13, Боуд s и 7vj)oc газа. 14. ^оудеггодержагель. 15. Кроншгейты па 6 игн. 10. Кронштейны на 2 шп. 17. КрЬлштейпы Е’а 7 шн.
Лодка “Прогресс” представляет собой корпус клепанной конструкции с использованием сплавов из дюралюминия, обводы остроскулые, глиссирующие. Багажный отсек расположен на верхней палубе в носовой части. На корме же расположен моторный отсек. Стандартный набор в дополнение: два бака по 20 литров каждый, запасные части и инструмент. Сверху отсека находится самоотливной рецесс. Клапан слива воды находится в транце, управление дистанционное, из кокпита.
Прогресс имеет съемные кресла, мягкие подушки к ним, ветровое стекло со стеклоочистителем, тент, складывающийся при необходимости, ходовыми огнями и реверсом при использовании подвесных моторов. В дополнение могут поставляться стойки с колесами, помогающие буксировать лодку на дальние дистанции. На стойках колес имеются пружинные амортизаторы.
Существует так же вариант моторной лодки с жесткой рубкой, сконструированной из легкого сплава, которую можно при желании установить самостоятельно. Для предыдущих моделей они не подходят по размерам кокпита. Масса рубки примерно 30 килограммов, а размеры – 1,8х 1,3 м. В крыше имеется специально открывающийся для водителя люк. Правда, эта рубка забирает практически все место в кокпите, оставляя открытой лишь незначительную часть.
Непотопляемость обеспечена прежде всего блоками пенопласта, крепящихся под палубой в носу и по бортам на корме. Лодка Прогресс, полностью заполненная водой, не пойдет ко дну, а запаса плавучести хватает максимум на 6 человек. На транце можно навесить до двух ПЛМ, правда, придется смонтировать штангу для соединения для синхронного поворота и дополнительный комплект дистанционного управления реверсом и газом.
У этой мотолодки высокая мореходность – вы можете выходить на ней в прибрежные зоны водохранилищ и морей с условием, что высота волны не превысит 0,75 м и удалится от берега не более чем на 3 километра. Во время плаванья при волнении «Прогресс» забрызгивается, а скорость снижается из-за перегрузок на днище. Грузоподъемность и внутренние объемы позволяют осуществлять на этой лодке туристические путешествия на два-три человека, а так же небольшие семейные плавания.
Моторная лодка “Прогресс” в первой серии производилась не долго, ей на смену пришли модели 2, 2М, затем 3М, а потом и 4. Спустя несколько лет был выполнен своеобразный “тюнинг” лодки “Прогресс”, в процессе которого были заменены килевые накладки, изготавливаемые из стали, дюралюминиевыми аналогами. Это решение улучшило характеристики лодки в отношении долговечности, теперь конструкция стала устойчивее к коррозии, соответственно, служит дольше.
Прогресс-1
Конструктивно “Прогресс-1” представляет собой лодку изготовленную полностью из дюралюминия. Соединения листов выполнялось клепкой. Днище лодки усилено 2мм листами. Борта имеют толщину 1,5 мм. Без мотора вся лодка весит порядка 180 кг.
Технические характеристики
Макс.длина (м.) | 4,65 |
Габаритная ширина (м.) | 1,7 |
Высота бортов нос/мидель/корма (мм.) | 750/650/550 |
Килеватость днища у транца (град.) | 7 |
Высота транца (мм.) | 380 |
Снаряженная масса (кг.) | 180 |
Размер кокпита (м.) | 1,3*2,15 |
Пассажировместимость (чел.) | 5 |
Грузоподъемность (кг.) | 500 |
Макс.допустимая мощность мотора (л.с.) | 30 |
Материал изготовления корпуса | Д16М и Д16Т |
Для повышения плавучести на Прогрессе есть специальные воздушные отсеки, которые представляют собой герметические карманы в корме и на носу. На форпике есть рундук для вашего различного снаряжения и мелочи. Если вы идете на веслах, то на крышке багажника гребцу можно удобно разместиться, ногами упираясь в этот самый рундук. Такая конструкция обеспечивает устойчивый ход на веслах и удобство управления.
Технические характеристики Прогресс-1 предполагают установку подвесного лодочного мотора в 30 л.с., но для движителя максимально допустимой мощности рекомендуется усилить стандартный транец. Под транцем есть специальный моторный отсек для хранения топливных баков.
В кокпите есть сидения обшитые рейками из сосны. Передние спинки съемные, их можно использовать для оборудования полноценных спальных мест. Под палубой вдоль бортов есть 2 полки для хранения мелких принадлежностей. Полезный размер кокпита составляет 130 на 215 см.
Среди недостатков лодки Прогресс-1 по отзывам её владельцев можно назвать сильное брызгообразование на ходу, в связи с чем в кокпит попадает много воды. В тоже самое время в Прогрессе-1 нет самоотливного рецесса. Также, в комплектациях с брезентовым тентом, качество этого самого тента было не очень хорошего качества и он достаточно быстро приходил в негодность. Из-за этих и других недостатков модель моторной лодки “Прогресс-1” не пользовалась большой популярностью и на заводе быстро выпустили следующую версию, поэтому первый вариант сейчас практически не реально найти в продаже.
Дальность удаления от берега этого судна не должна превышать 3 км., при высоте волн не более 75 см. волнении не превышающем 3 баллов.
Прогресс-2
Моторная лодка “Прогресс-2” практически не получила серьезных конструктивных изменений по сравнению с первой моделью. Отличия всего в нескольких элементах, правда часть из них очень важная.
Габаритные и технические характеристики “Прогресс-2” остались прежними. Корпус изменился незначительно, появились дюралевые килевые накладки. Общая снаряженная масса немного увеличилась.
Технические характеристики
Макс.длина (м.) | 4,65 |
Габаритная ширина (м.) | 1,7 |
Высота бортов нос/мидель/корма (мм.) | 750/650/550 |
Килеватость днища у транца (град.) | 7 |
Высота транца (мм.) | 380 |
Снаряженная масса (кг.) | 223 |
Размер кокпита (м.) | 1,3*2,15 |
Пассажировместимость (чел.) | 5 |
Грузоподъемность (кг.) | 500 |
Макс.допустимая мощность мотора (л.с.) | 30 |
Материал изготовления корпуса | Д16М и Д16Т |
Основные отличия “Прогресс-2” от “Прогресс-1”.
- Килевые накладки стали дюралевыми вместо стальных. Электрохимическая коррозия теперь исключена, что увеличило срок службы лодки.
- Увеличился снаряженный вес до 223 кг.
- Убраны герметичные отсеки непотопляемости. Вместо них теперь есть пенопластовые блоки.
Модель моторной лодки “Прогресс-2” выпускалась очень долго и сегодня широко распространена среди водномоторников. Её часто подвергают различному тюнингу, усиливают транец, ставят электроосвещение, дистанционное управление на мотор, меняют ветровое стекло на откидное или другое, более удобное.
Прогресс-2М
Конструкция и обводы корпуса лодки “Прогресс-2М” абсолютно не изменились. Технические характеристики так же остались прежними.
Основные отличия “Прогресс-2М” от “Прогресс-2”.
- Появился самоотливной рецесс для установки одного подвесного мотора. По обоим краям рецесса есть крышки на шарнирах для доступа в полость под рецессом, в которую помещается топливный бак до 20 л. Если вы привыкли возить с собой несколько дополнительных баков большего объема, то их размещаться придется уже под задним сидением.
- Носовой люк теперь закрывается на одну, а не на две защелки.
- Убрал круглый люк на палубе для доступа в отсек с пенопластовыми блоками. попасть теперь в этот отсек можно через носовой люк.
Прогресс-3М
Модель “Прогресс-3М” опять не подверглась серьезным изменениям:
- На носовой палубе и по бортам появились рейлинги.
- Убраны крепления на водило и колеса.
- Пайолы подняты до уровня настила.
- Изменены сидения.
Прогресс-4
Прогресс-4 получил самые серьезные изменения из всей серии этих моторных лодок и именно поэтому эта модель на сегодня является самой распространенной и самой популярной. По характеристикам она отлично конкурирует с “Казанкой” или “Южанкой” и другими аналогичными моторками.
Технические характеристики
Макс.длина (м.) | 4,69 |
Габаритная ширина (м.) | 1,72 |
Высота бортов нос/мидель/корма (мм.) | 750/690/550 |
Килеватость днища у транца (град.) | 7 |
Высота транца (мм.) | 380 |
Снаряженная масса (кг.) | до 280 |
Размер кокпита (м.) | 1,3*2,4 |
Пассажировместимость (чел.) | 5 |
Грузоподъемность (кг.) | 475 |
Макс.допустимая мощность мотора (л.с.) | до 50 |
Материал изготовления корпуса | Д16М и Д16Т |
Основные заметные изменения “Прогресс-4”.
- В области форштевня скула приподнята, что повысило мореходные характеристики.
- Увеличена килеватость днища, что также положительно сказалось на мореходных качествах лодки.
- Увеличена ширина кокпита на 25 см. за счет уменьшения палубы.
- Появился самоотливной рецесс на 3 мотора.
- Ветровое стекло стало цельным, изогнутым.
- Максимальная скорость по мотором 30 л.с. у “Прогресс-4” достигает 40 км/ч при умеренной нагрузке, и 32 км/ч при максимальной.
Прогресс-4М
Дополнительно выпускается вариант «Прогресс-4М», он же «Прогресс-4Л». Основное отличие – встроенная жёсткая рубка. Её габариты – 1,8х1,3 м, а вес – 30 кг. Сверху устанавливается открывающийся люк. Для рыбалки модель подходит с трудом, так как сильно урезан кокпит, открытая часть не приспособлена для охоты и рыбной ловли.
Цена
На вторичном рынке цена на моторку Прогресс ранних моделей составляет 5-7 тыс. рублей. Прогресс б/у в хорошем состоянии сейчас можно купить в пределах 30 000 руб. С двигателем в 30 л.с. стоимость может достигать и 200 тыс. рублей в зависимости от того японский стоит мотор или китайский и четырехтактный или двухтактный.
Скорость лодки
При полной нагрузке в пять человек и мотора, к примеру Ямаха 30, скорость «Прогресс-4» будет составлять 22 км/ч при использовании штатного гребного винта. Максимальная же скорость с одним человеком на борту составит 40 км/ч. Если же вы будете использовать ее в грузовых целях, вам понадобится грузовой гребной винт, повышающем скорость с полной нагрузкой до 32-34 км/ч. При двух 25-сильных ПЛМ максимальная скорость составит 52 км/ч.
Обзорную информацию по всем отечественным моторным лодка можно почитать в этой статье.
Документы
Руководство по эксплуатации “Прогресс-1” (Производство г. Куйбышев)
Паспорт на лодку “Прогресс-1” (Производство г. Оренбург)
Руководство по эксплуатации “Прогресс-2М”
Паспорт-инструкция на мотолодку “Прогресс-4”
Лодки Прогресс отлично подходят для семейных прогулок, предназначены для туризма с ночевками, рыбалки или охоты. Не отличаются мореходностью, зато хорошо ведут себя на реках с различной полноводностью, озерах. По документам их плавание разрешается в пределах 3000 м от береговой линии при 75–сантиметровой волне. Серия включает в себя 4 основных версии и не получившие широкой известности 4Л и 2МР.
Прог ( как иногда владельцы называют “Прогресс”) первый и второй были практически идентичные, вместительные, с превосходными теххарактеристиками. Их можно было эксплуатировать для прогулок, рыбалки, туризма, охоты или гонок. Спроектированы под один отечественный ПМ до 30 л. с.
Видео лодки Прогресс :
Следующая модификация — 2М. Глиссер имеет практически такое же строение, с небольшими изменениями. Обладает высокой грузоподъемностью, остойчивостью и принимает 5 человек. Имеет самоотливной рецесс. “3М” аналогичен своей предшественнице с разницей в наличии рейлингов на палубе и нескольких мелочей для комфорта пассажиров.
Создатели “4” изучили предыдущий опыт и решились на кардинальные конструктивные перемены. Обводы приобрели большую килеватость, внутри он стал просторней, а расширенная самоотливная подмоторная ниша позволила установку спарки моторов. Причем суммарная мощность повысилась до 50 сил.
Достоинства
“1—2”
- Возможность самостоятельно подбирать комплектацию “под себя” учитывает потребности клиентов и позволяет комплектовать мотосудно для конкретного назначения
- Остойчивость первых модификаций гораздо лучше двух последующих, она дает возможность плавать в любую погоду и не бояться уйти в оверкиль
- Моторный отсек предусмотрительно запирается на замок
- Весла сделаны из непотопляемого материала
“2М—3М”
- Вместительный кокпит. В нем комфортно размещается пять пассажиров. В боковых нишах есть место для личных вещей. Рундуки вмещают в себя инструменты и другие предметы. Помимо этого, есть топливные отсеки и багажник
- Широкий корпус достигает глисса при сравнительно небольшой скорости. Ни одно судно с такими габаритами и загрузкой достичь подобного результата не сможет
- Так как глиссер выдерживает до 500 кг, в плавание можно брать с собой все необходимое. Такая грузоподъемность делает его незаменимым в любом виде отдыха
- Учитывая недочеты прошлых моделей, в этой конструкторы предусмотрели самоотливной рецесс. Он не заливается водой. Корма не проседает, быстрота и ходовые качества не страдают, как в предыдущем варианте
- Неприхотлив в эксплуатации, а также не требует дорогого мотора большой мощности
- Устойчив
- Большой бомболюк
“4—4л”
- Плавсредство быстрее своих предшественниц, разгоняется до 37 км/ч под отечественными агрегатами.
- Отличная непотопляемость благодаря блокам из пенопласта, равномерно распределенным по всему корпусу
- Моторка под номером “4” обладает лучшей мореходностью из всей серии
- Наличие сливного клапана на ДУ
- Амортизированные кронштейны для колес
Недостатки
“1 — 2”
- Забрызгивание сидящих в мотосудне — самая неприятная проблема, так как сводит на нет преимущества комфортабельности. Не спасает ни лобовое стекло, ни боковые стенки
- Стойки колес не имеют амортизаторов, при транспортировке глиссера к водоему от жесткой тряски по некачественным дорогам могут возникнуть непредвиденные поломки
- Гермоотсеки не столь надежны, как пенопласт, так как при механическом повреждении могут потерять водонепроницаемость
- Заводской тент быстро выходил из строя и пропускал влагу в дождь
- Рецесс часто оказывается залитым водой из–за своей формы
“2М—3М”
- Основной минус, по мнению большинства пользователей плавсредства, — зарывание носовой части в воду на полном ходу. Это следствие малой килеватости обводов днища и низкой скулы у форштевня. Борт подставляется под удар воды или делает внушительный крен, создается опасность переворачивания
- Салон забрызгивается очень сильно уже при средней скорости. Капли летят через стекло в салон вплоть до заднего сиденья
- На поворотах управляется тяжело, кренится в противоположную сторону
- Низкая мореходность. Хотя в руководстве по использованию мотосудна допустимая высота волны 75 см, на практике она не должна превышать 50 см. При волнении выше моторка тормозит носом, становится неповоротливой, а от брызг намокают все, сидящие в ней
- Не любит кормовую волну
“4- 4л”
- При использовании рубки остается мало открытого пространства
- Второе ДУ мотором следует приобретать самостоятельно
История и цели создания
Лодка Прогресс была разработана и сконструирована на Куйбышевском авиастроительном заводе. Первая модификация сошла с конвейера в 1966 году. Ее создатель Л. П. Зимаков воплотил в жизнь идею универсального плавсредства с повышенным уровнем комфортабельности, прочного, надежного и непотопляемого. За небольшой период времени модель приобрела популярность у покупателей, но появились требования к модернизации конструкции.
Довольно скоро была выпущена вторая версия с некоторыми отличиями:
- дюралюминиевая накладка на киль заменила стальную, которая быстро разрушалась коррозией, разъедая соседние участки
- модель “2” стала тяжелее, так как кокпит стал удобнее и длиннее на 25 см
- Зимаков решился на кардинальное изменение системы непотопляемости, сменив гермоотсеки на равномерно распределенные пол пайолами блоки из пенопласта
- здесь было уже использовано гнутое панорамное ветровое стекло
Куйбышевский завод выпускал первый и второй варианты до 1974 года, после чего сразу перешел к “4”. Производство передали в Оренбург, там выпускались модификации “2”, а с 1978 года стал изготавливаться новый “2М”.
И вот здесь самое интересное — оренбургские инженеры изменили технологию создания корпуса по причине отсутствия высококлассного оборудования, в результате чего выпущенные после 70–хх гг. на этом заводе судна “2” и “2М” имеют конструктивный заводской дефект в геометрии днища и “роют носом”.
Но те же конструкторы добавили улучшения в последнюю модель:
- самоотливной рецесс
- отсеки по бокам от него, закрывающиеся крышками, в которых можно хранить топливо
- доступ к отсеку непотопляемости в носовой части теперь стал находиться в багажном отделении форпика. Причем стало меньше защелок у переднего люка. Раньше было 2, потом одна
Производство серии продолжалось до начала 90–хх гг, серия продолжилась экземпляром “3М”, полностью повторяющем обводы и строение второй М. Разница между ними состоит из установленных рейлингов на запалубленной части форпика и по наружной стороне борта.
“4” — наиболее усовершенствованная модель. Скулы у нее подняты выше, чем у “2”, из–за чего всхожесть на волну стала лучше. Днище усилено двумя продольными реданами, обводы имеют форму “крыло чайки”. Менее известный “Прогресс 4Л” оборудовался разборной рубкой.
Таблица характеристик
Прогресс серии | 1, 2 | 2М, 3М | 4, 4л |
---|---|---|---|
Длина наибольшая, м | 4,65 | 4,65 | 4,65 |
Ширина наибольшая, м | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
Высота борта в носу, м | 0,75 | 0,75 | 0,74 |
Высота борта на транце, м | 0,55 | 0,55 | |
Высота борта на миделе, м | 0,69 | 0,65 | 0,69 |
Угол килеватости днища на транце | 7° | 7° | 7° |
Высота транца под мотор, м | 0,38 | 0,38 | 0,38 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 180 | 223 | 220—283 |
Размер кокпита, м | 1,3х2,15 | 1,3х2,15 | 1,3х2,4 |
Пассажировместимость, чел. | 5 | 5 | 5 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 30 | 30 | 50 |
Полное водоизмещение, кг | 700 | 700 | |
Грузоподъемность, кг | 500 | 500 | 475 |
Материал корпуса | Д16Т, Д16М | Д16Т, Д16М | Д16Т, Д16М |
Технология соединения | клепка | клепка | клепка |
Внешний вид и особенности конструкции
“1” и “2”
Катер сделан из Д16. Для дна использовались листы в 2 мм, палубная и бортовая обшивки были немного тоньше — 1,5. Обводы носа V-образные, остроскулые с соотношением L/B = 2,8 и L/H = 6,1. После сборки все детали проходили закалку. В части, где выполнена двойная прогибь, листы выштампованы из 2 элементов. Каркас собран из 4 водонепроницаемых переборок, транца, 3–х усиленных шпангоутов. Продольный набор состоит из скуловых и привальных треугольников, 6 стрингеров. Кормовой срез усилен сосновой доской с центральной кницей.
Срез у транца прямой, не имеет завала. Скула приподнята к носу с отгибом вниз. В форпике находится 2 отсека с люками, края которых защищены герметичной лентой. Их крышки разной формы: круглая является входом в багажник, квадратная — в рыбацкое отделение и в откинутом состоянии на ней располагается гребец, как на сиденье. Багажники оснащены внутренними замками. Рундук вместительный, большой. В бортовых нишах есть полки для размещения личных вещей.
Герметичные отсеки встроены в форпик и в водонепроницаемые баки на корме. Общий запас непотопляемости 1018 дм3. Ветровое стекло изготовлено из оргстекла, обрамлено в дюралюминиевую рамку, на которую крепятся ходовые огни, центральный плафон. На палубе прикреплены 5 рым–уток из алюминия. Кокпит достаточно просторный. Перед водителем расположена приборная доска с рулевой колонкой, шильдой. По периметру окантовкой служит больбовый уголок, на нем есть подуключины, а также болты для крепежа тентовых дуг.
5 или 6 пассажиров устраиваются на двух скамейках. Передняя и задняя банкетки имеют по две спинки. Если спинки последней перекинуть вперед, получится спальное место. Слева предусмотрен откидной стол, ножки которого входят в отверстия на полу. Тент сшит из авиазента и имеет вырез сзади, чтоб беспрепятственно добраться до рундука. Крепится при помощи застежек. Кормовой багажный отсек скрыт под двумя крышками с навесными замками. Дно его защищено деревянными пайолами, так как в нем хранится ПМ и запас топлива. Внизу находятся клапаны, спускающие воду.
Фото лодки Прогресс:
“2М”, “3М”
Прогресс 2М имеет цельнометаллический корпус из дюралюминия, собранный клепаным способом. Обшивка днища в области носа достигает 2 мм в толщину, днищевой части на корме — 1,8, борта — от 1,5 до 1, палубы — 1, транца — 2 и планширя — 1,5 мм. На киле есть дюралевая накладка, увеличивающая прочность судна.
При помощи перегородок корпус разделен на три основные части: носовая, кокпит и кормовая. Жесткость дну придает система, состоящая из четырех стрингеров, а также шпангоутов. Багажник в форпике, как и у модели “Прогресс 2”, имеет лючок, его крышка с внутренней стороны уплотнена тиоколовой лентой. Кокпит вмещает в себя передние и задние сиденья. Если их откинуть, под ними обнаруживаются объемные рундуки. Над приборной панелью установлено ветровое стекло. ДУ рассчитано на 1 ПМ.
Корма отделена от обитаемого пространства перегородкой. Она состоит из трех ниш, изолированных друг от друга переборками. Боковые закрываются сверху крышками с защелками, в них можно хранить емкости для топлива, средняя — самоотливной рецесс. Лодка Прогресс без подвесного мотора весит 180 кг. Для своих внушительных размеров это очень незначительная масса. Вес дюралюминиевых суден ниже тех, которые изготовлены из АМг, поэтому их ценят до наших дней за легкость и транспортабельность. С ПМ и снаряжением показатель доходит до 223 кг. Версия “3М” идентична по строению и техническим особенностям, кроме незначительных деталей.
“4”, “4Л”
Чертежи четверки отличаются и по габаритам внутреннего пространства, и по некоторым конструктивным особенностям. Скула на продолжении киля находится выше, чем у ранних версий, разработчики вырезали 25 см палубы для увеличения полезного пространства внутри моторки. Ветрозащитное стекло претерпело изменения. Изогнутая форма, которая искажала видимость, ушла. Вместо нее используется прямое остекление с защитными треугольными боковинами. Непотопляемость осуществлялась за счет пенопластовых блоков, зашитых в бортах в задней части и в запалубленной части.
Исполнилось то, чего больше всего ждали почитатели Прога — возможность поставить спаренные ПМ и разогнать этот “водный грузовик” на полную мощность. В остальном конструкция судна сохранила присущее всем Прогам строение кокпита, багажных отделений и оснащение. “4Л” шла в комплекте с рубкой, которую можно было разобрать и снять совсем.
Схема
Оборудование и комплектация
“1”, “2”
Прог продавался в комплектации, необходимой покупателю. К базовому набору, по желанию, можно было добавить дополнительное оборудование.
Основной комплект:
- Две банки-трансформера, каждая с двумя спинками
- Ветрозащитный козырек в металлической оправе с ходовыми огнями
- 5 алюминиевых рым-уток
- Непотопляемая весельная пара
- Слани
Что клиент имел возможность заказать дополнительно? Тент, мягкие подушки на сиденья, ДУ, раскладной столик и колеса на кронштейнах с дышлом.
“2М”, “3М”
Интересной особенностью было то, что покупатель “2М” или “3М” имел возможность выбирать из двух комплектов, учитывающих разные цели приобретения: базовый и комфортабельный. В документации они называются Тип 1 и Тип 2.
В первую комплектацию в покупку входили следующие предметы:
- корпус с неснимающимся оборудованием
- козырек, сигнальные огни и крепеж
- тент с креплением
- 2 весла
- черпак
- ДУ моторкой
- ДУ мотором
- слани
- аптечка ремонтная
- линь
- документы
Вторая была снабжена дополнительно: 5 мягкими сиденьями, двумя специальными колесами на стойках и водилом.
“4”-“4л”
В комплектность четверки входили предметы, которые ранее докупались отдельно. Были включены съемные мягкие сиденья, тент, ДУ. Модель с буквой “Л” имела рубку из легкого сплава.
Обитаемость
Обитаемое пространство всех версий позволяет свободно разместиться 5 пассажирам в дневное время. Для ночлега конструкторы предусмотрели место 2–3 людям. Переднее и заднее сиденья в длину имеют чуть более метра. Они умеют откидываться и раскладываться в просторное спальное место. К сожалению, до наших дней сохранилось немного оригинальных кресел. В усовершенствованных катерах есть тенденция к укладыванию ровного пола и переделке банок. Так, чтоб ложиться спасть на плоскую поверхность на матраце или одеяле. Первоначальная задумка учитывала желание обитателя судна лежать на мягком, не ощущать качки и ударов о днище.
Лобовое стекло первых версиях панорамное, сделанное из огрстекла, которое состоит из двух половин гнутой формы. На него прикреплены 2 бортовых огня и один белый ходовой. Под ветрозащитной конструкцией расположена приборная доска с ДУ. У четверки ветрозащитную функцию выполняет “граненое” стекло с дюралевой рамкой. Система хранения включает в себя: носовой багажник, кормовой отсек, ниши по бокам бортов и ящики под откидывающимися креслами для пассажиров. Грузоподъемность моторки впечатляющая, вместительность кокпита удивляет в той же мере.
В набор входил тент. Он быстро складывался и был пропитан специальным составом, отталкивающим жидкость. Крепился на дуги и застежки. Но ткань не выдержала проверки временем и стала приходить в негодность достаточно быстро. Сегодня заводской тент из комплекта встретить невозможно. Однако, существует много фирм по пошиву данных изделий, изготавливающие их по индивидуальным меркам. Сшить самостоятельно свой тент при желании возможно.
Необходимо учесть вид ткани, размеры и его предназначение. В отделение под рецессом удобнее всего помещать топливные канистры производства СССР. Таких поместится два, импортные бензобаки не должны превышать более 20 литров, их объем уже не подходит для того, чтобы они поместились в отсеке.
Перевозка лодки
Моторка была укомплектована съемными колесами. При помощи кронштейнов они монтировались к глиссеру быстро и легко. Но так как чаще всего он тяжело нагружен, владельцы не рискуют убивать колеса на некачественных дорогах. Только если водоем находится недалеко. Поэтому, большинство моторок перевозится на прицепах. Покупные считаются более надежными, но собранные самостоятельно обходятся дешевле.
Непотопляемость
В отличие от предыдущих модификаций, при разработке “2М” инженеры избавились от герметичных баков. Эта версия, как и “Прогресс 3М”, содержит равномерно распределенные по всей конструкции блоки плавучести из пенопласта. Они располагаются в форпиковом отсеке непотопляемости, проложены между 5 и 6, 6 и 7 шпангоутами и за задней спинкой по всей перегородке. Все блоки изначально были запаяны в целлофан для продления срока эксплуатации.
Чтобы подмоторную нишу не заливало на полном ходу водными брызгами, “П2М” и “П3М” оснащены самоотливным транцем, рассчитанным на один двигатель. “П4” оборудован двумя ПМ и является лидером по непотопляемости. В затопленном полностью состоянии он не тонет в воде, даже когда за него держатся 5–6 человек. При помощи сливной пробки есть возможность избавиться от заливающейся воды. Если установить помпу, это делать будет еще проще.
Ходовые качества
По отзывам пользователей есть несколько основных моментов, определяющих особенности гидродинамики данного мотосудна.
- Устойчивость и управляемость максимально облегчают эксплуатацию
- Конструктивный заводской дефект, присущий всему выпуску “2М”, приводит к тому, что катер “роет носом”, не может толком выйти в глисс и создает потенциально опасную ситуацию. Как это исправить? Путем дополнительных работ по улучшении геометрии обводов днища. То есть, поставить гидрошайбы. Этот прием увеличивает ход до 35–37 км/ч, и устраняет зарывание в водную поверхность
- Прог “любит” кормовую загрузку из–за обводов, рассчитанных на 30 л. с., при увеличении мощности ПМ, он начинает “рыскать”
- Глиссирование легче достигается при полной пассажирозагрузке
- Более поздние выпуски, с цифрой “4” умеют отлично преодолевать волну благодаря своим обводам
Вывод: ходовые качества будут хорошими при отсутствии попутной и большой волны, при соблюдении допустимой скорости. К положительным качествам можно прибавить высокую остойчивость: на допустимых скоростях он “прилипает” к водной глади. Прочное дно хорошо выдерживает удары о воду.
Таблица скоростей
“1”, “2”
В настоящее время в открытом доступе можно найти данные о характеристиках отечественных и зарубежных ПМ на данном корпусе.
Название мотора | Количество моторов | кг | км/ч |
---|---|---|---|
Вихрь 30 | 1 | 120-150 | 38-56 |
Вихрь 18 | 1 | 100-170 | 33-36 |
Нептун-23 | 1 | 120-240 | 33-36 |
Mercury 30 | 1 | 210-300 | 35-38 |
Suzuki DF30 A | 1 | 120-200 | 39-45 |
Tohatsu 30 | 1 | 200 | 41 |
Tohatsu (Nissan) 18 | 1 | 100-150 | 34-35 |
Yamaha 30 2,08 | 1 | 120-215 | 34-38 |
Скорость Прогресса составляет 52-56 км/ч под родным Вихрем при нагрузке 100 кг. Т.е. при одном человеке с легким багажом. Импортные двигатели также эффективны и могут применятся при соблюдении требований по мощности.
“2М”, “3М”
Мощность ПМ, л. с. | Количество ПМ, шт. | Скорость, км/ч |
---|---|---|
30 | 1 | 40 |
40 | 1 | 35 |
“4”- “4л”
Название мотора | Количество ПМ, шт. | Загрузка, кг | Скорость, км/ч |
---|---|---|---|
Evinrude E-TEC 30 DR | 1 | 85 | 46—50 |
Honda BF50 | 1 | 150 | 48 |
Mercury 30 | 1 | 210 | 43 |
Mercury 40 | 1 | 150 | 49 |
Mercury 50 50-55 | 1 | 120-230 | 51-55 |
Suzuki DF50 | 1 | 120 | 50 |
Suzuki DT30 | 1 | 105 | 41—43 |
Suzuki DT40 | 1 | 230 | 52 |
Tohatsu (Nissan) 18 | 1 | 100 | 37 |
Tohatsu 30 | 1 | 95 | 44 |
Tohatsu 40 1,85 | 1 | 120 | 49—54 |
Tohatsu 50 1,85 | 1 | 120 | 50 |
Yamaha 15 | 1 | 150 | 36 |
Yamaha 30 2,08 | 1 | 120 | 43 |
Yamaha 40 2,0 | 1 | 150 | 50 |
Yamaha 50 | 1 | 200 | 53 |
Под мотором
Катеры до модели “4” рассчитаны на один ПМ до 30 л. с. Размеры транца и прочность подмоторной доски не позволяют сделать спарку двигателей. Опыт пользователей показывает, что глиссер отлично ходит с агрегатами от 15–18 л. с. Это подходит для неспешных прогулок, рыбалки, служебных целей. Быстрота хода увеличивается или уменьшается в зависимости от того, насколько нагружено судно.
Как правило, это от 30 км/ч и выше. Установка сразу двух двигателей имеет место быть, но для нее необходимо получить разрешение ГИМС, переделать рецесс и усилить транцевую доску. Конструкторы при разработке четверки расширили рецесс, что позволило монтировать спарку ПМ. Для “Вихря–М” рекомендуется выбирать винт диаметром 240.
Под веслами
Длина весел составляет 220 см, они достаточно длинные и громоздкие. Как правило, капитан размещает их вдоль боков. Однако, некоторые умельцы находят интересные решения проблемы недостатка места для весел, покупая разборные экземпляры и вешая их под приборной панелью. Разработчики придумали нестандартный подход к гребле: водитель откидывает крышку носового багажного отсека, садится на нее и работает веслами. Как оказалось, это удобно, особенно если прикрепить с тыльной стороны крышки мягкую маленькую подушку.
На волне
Ходить на плавсредстве не рекомендуется дальше, чем 3 км от берега и при волне 75 см. Осторожность не помешает даже при полуметровом показателе, так как в таких условиях моторка тормозит носом, брызги орошают весь салон и пассажиров, перелетая через стекло, а управляемость опускается до низкого уровня. Следующая модификация этой проблемы была лишена. “Прогресс 4” имел большую мореходность и лучшие ходовые качества в результате усовершенствований конструкции.
Цены
Цена лодки “Прогресс” на Авито доступна абсолютно любой категории покупателей. Продажа б/у глиссеров на сайтах типа Авито выполняется в пределах стоимости от 8 до 685 тысяч рублей. Ассортимент обширный, представляет собой лоты от разбитых голых остовов до полностью оснащенных тюнингованных экземпляров. В таких местах возможно купить глиссер данной марки и комплектующие к нему.
Отзывы
Отзывы о Проге так же разнообразны, как и цена. Вся серия отличалась массой характерных достоинств и недостатков, разговоры о которых активно ведутся и по сей день. Несмотря на обилие негативных мнений на форумах, мотобот владельцы любят, с лету умеют отличать “правильные” обводы от “неправильных” и научились исправлять конструктивные дефекты. В народе модификации ласково называли “водным грузовиком”, так как вместительность стала их синонимом.
Тюнинг
С доработкой Прога в каждой вариации есть где разгуляться, так как исправлять и переделывать можно много. В основном улучшают своими руками или в мастерских гидродинамику, оборудуют кокпит в современном стиле и начиняют электроникой. Также часто применяется консольный вариант установки сидений. Концепция воздушных баков на сегодня устарела, обладатели моторки заменяют банки на пенопластовые блоки, распределенные по периметру салона.
Заключение
Проект Зимакова “Прогресс” был удачным, каждая последующая версия улучшилась в качестве, покупатели стремились приобрести экземпляр именно из этой серийной линии.
3.5 2 голоса
Рейтинг статьи