- Подробности
- Категория: Подстанции
Страница 18 из 25
Для управления выключателем МГ-35/600-0,75, кроме приводов ШПС-20 и ПС-20, описанных в главе третьей, предусмотрено также применение пружинных приводов ШППМ-10 и ППМ-10. В шкафу привода ШППМ-10 (рис. 68) установлены: собственно привод ППМ-10, дополнительный подшипник для конца вала привода, передаточный механизм между валом привода и тягой к выключателю, блок-контакты, зажимы для присоединения проводов от встроенных трансформаторов тока, цепей управления и сигнализации, а также электронагреватель. В основании шкафа имеются муфты, предназначенные для ввода кабелей.
Привод типа ППМ-10 производит включение выключателя за счет энергии спиральной пружины, встроенной в маховик, которая автоматически или по отдельной команде заводится электродвигателем через редуктор после каждой операции включения. Для осуществления автоматических и дистанционных операций отключения в привод встраиваются защитные вторичные реле и отключающие электромагниты (общим количеством до четырех), а для операции включения — включающий электромагнит. Описание и технические данные встраиваемых реле и электромагнитов приведены ниже. В зависимости от количества и типов встраиваемых защитных реле и отключающих электромагнитов привод ППМ-10 имеет варианты исполнения, указанные в табл. 8.
Таблица 8
Варианты исполнения привода ППМ-10 в зависимости от количества и типов встраиваемых реле и отключающих электромагнитов
Ручное управление приводом производится посредством кнопок «включать» и «отключать».
Для завода пружины применяется электродвигатель типа МУН на номинальные напряжения 110 или 220 в постоянного тока и на 127 или 220 в переменного тока. Двигатель потребляет мощность около 350 ва. Время завода пружины около 20 сек.
Электрическая схема управления приводом применительно к варианту ППМ-10/1146 дана на рис. 69.
Основными конструктивными элементами привода являются (рис. 70):
- Механизм отключения и свободного расцепления, состоящий из литого серповидного рычага 4 с укрепленными на нем планкой 14, удерживающей рычаг во взведенном состоянии (поднятом положении), и планкой 10 для взвода рычага. Рычаг 4 свободно вращается на оси 3. Для увеличения скорости падения рычага 4 служит пружина 18.
- Релейно-отключающий механизм, состоящий из планки 21 с язычками 22, вращающейся в опорах 23, удерживающей стойки 17 с роликом, а также кнопки ручного отключения 28.
- Механизм вала привода, состоящий из вала 16, вращающегося в подшипниках корпуса; рычага 19, жестко закрепленного на валу; удерживающей защелки 20′, рычага 15 для перевода блок-контактов КСА и взвода механизма реле минимального напряжения РНВ.
- Механизм включения, состоящий из рычага 12, свободно вращающегося на валу привода; закрепленного на рычаге сектора 9, служащего для взвода серповидного рычага; защелки 8, служащей для захвата рычага 19 при включении; устройства 5 с роликом 6, удерживающим рычаг 12 во взведенном положении; кнопки (якоря) 30, находящейся снизу привода с левой стороны, с помощью которой производится включение. На выступающую четырехгранную втулку рычага 12 насаживается маховик 43 (см. рис. 71) со спиральной пружиной и шестерней взвода.
- Встроенные реле и электромагниты (подробнее см. ниже). Реле минимального напряжения с выдержкой времени РНВ устанавливается во втором слева гнезде 27 и подготавливается к действию механизмом взвода 11, работающим от рычага 13.
Рис. 69. Электрическая схема управления приводом ППМ-10.
Положение элементов схемы показано соответствующим включенному положению выключателя и заведенной пружине привода. Проводка, показанная пунктиром, заводом не выполняется. В скобках показаны возможные варианты схем и места установок реле. Контакты КСЛ устанавливаются вне привода (на схеме показано 8 цепей).
Условные обозначения: ЭВ — электромагнит включения; ЭО — электромагнит отключения; КП — кнопка пуска электродвигателя; С — сирена; КВ — кнопка включения; КО — кнопка отключения; КСЛ — контакты сигнально-блокировочные; ЭД — электродвигатель; Б К — блок-контакты положения пружины; БКЛ — блок-контакты аварийные; КФ — зажимы фарфоровые; ЛЖ, ЛК, ЛЗ — лампы сигнальные желтая, красная, зеленая; РНВ — реле минимального напряжения с выдержкой времени; РТВ — реле максимального тока с выдержкой времени; РТМ — реле Максимального тока мгновенного действия.
Включающий электромагнит 31 действует на устройство 6, удерживающее рычаг пружины 12, реле 25, 26 и отключающие электромагниты ЭО — на планку 21 релейно- отключающего механизма.
- Блок-контакты типа КСА, устанавливаемые над приводом и управляемые посредством регулируемой тяги, связаны с рычагом 13.
Рис. 70. Кинематическая схема механизма привода ППМ-10.
- Блок-контакт аварийный БКА 1, дающий сигнал аварийного отключения при действии любого реле. При действии электромагнита отключения ЭО (в среднем гнезде) или от ручного отключения БКА размыкается, но сигнал не появляется, что обеспечивается действием механизма, состоящего из планки 29, тяги 32 и защелки 33.
- Заводное устройство привода (рис. 71), служащее для подготовки привода к включению, т. е. для завода спиральной пружины, и состоящее из:
а) шестерни 38 — свободно вращающейся на переднем подшипнике привода, с закрепленной на ней ведущей собачкой 39 с роликом 40, который заводит через рычаг с зубом 44 спиральную пружину 41;
б) редуктора 35, приводящего в действие шестерню 38 через зубчатую передачу 37;
в) отсечки 42, закрепленной на корпусе привода, ролик которой выводит из зацепления ведущую собачку с зубом в конце завода пружины;
Рис. 71. Привод ППМ-10.
г) электродвигателя 46, установленного на кронштейне, который крепится к корпусу редуктора;
д) блок-контактов 45 на четыре цепи, из которых две служат для управления электродвигателем, а остальные две — для сигнализации положения пружины и блокировки включающего электромагнита;
е) планки 34, закрепленной на маховике и предназначенной для запуска электродвигателя в конце процесса включения выключателя путем воздействия на рычажный механизм 36 блок-контактов 48.
Привод действует следующим образом:
Включение выключателя (см. рис. 70). Для включения необходимо освободить рычаг 12, удерживаемый роликом 6 устройства 5. Освобождение рычага может производиться воздействием на планку 7 путем нажатия кнопки (якоря) включающего электромагнита 30 или дистанционно — подачей импульса тока в катушку 31 этого электромагнита.
Освобожденный рычаг 12, вращаясь под воздействием пружины по часовой стрелке, захватывает защелкой 8 рычаг 19. Рычаг 19 показан на рис. 70 в положении, соответствующем включенному положению выключателя. В отключенном положении (перед включением выключателя) этот рычаг повернут против часовой стрелки на угол 100— 155° в зависимости от типа выключателя. Рычаг 19 защелкой 8 доводится до запирания его второй, неподвижной, защелкой 20. Так как рычаг 19 жестко связан с валом привода 16, то при провороте рычага вместе с ним поворачивается вал привода. Для ограничения поворота рычага 12 служит буфер 24. Рычаг 12 в начале поворота по часовой стрелке производит взвод серповидного рычага 4 посредством сектора 9, упирающегося в планку 10. Поднятый рычаг 4 защелкивается роликом удерживающей стойки 17 и таким образом подготавливается к действию на расцепление (отключение).
Автоматический завод пружины (рис. 71). В конце процесса включения планка 34, укрепленная на маховике, нажимает на палец рычажного механизма 36 и включает контакт в цепи электродвигателя. Электродвигатель приводит в действие редуктор 35, посредством которого через зубчатую передачу 37 приводится во вращение шестерня взвода 38; последняя, вращаясь против часовой стрелки, захватывает роликом ведущей собачки 39 зуб рычага 44, сидящего вместе с маховиком 43 на четырехгранной ступице рычага 12. Весь комплект, поворачиваясь на угол 180°, заводит спиральную пружину 41 и в конце хода запирается устройством 6. Одновременно отсечка 42 расцепляет ведущую собачку 39 с зубом рычага 44, т. е. происходит расцепление шестерни взвода с маховиком. При дальнейшем вращении шестерни взвода закрепленная на ней планка переводит рычажный механизм 36 и тем самым прерывает цепь питания электродвигателя. После этого привод готов к очередному включению.
Отключение выключателя (см. рис. 70). Для отключения выключателя необходимо воздействие на релейно-оключающий механизм. Отключение может производиться вручную — нажатием на кнопку 28, либо дистанционно— посредством электромагнита отключения 2, либо от реле защиты. Любым из этих способов производится поворот планки 21, которая через механизм с мертвой точкой отводит удерживающую стойку 17, освобождая серповидный рычаг 4. Последний ударяет по нижнему концу неподвижной защелки 20, чем производит освобождение рычага 19, и вал привода 16 свободно поворачивается под воздействием пружин выключателя.
- Свободное расцепление (рис. 70). Полный взвод рычага 4 производится в начале поворота рычага 12 по часовой стрелке (на угол около 80°). При дальнейшем повороте рычага 12 рычаг 4 может свободно падать при действии защиты, производя расцепление рычага 19 и не допуская включения выключателя.
Как указано выше, в зависимости от назначения и условий работы в привод встраиваются реле и электромагниты следующих типов:
а) реле максимального тока с механической выдержкой времени типа РТВ — для защиты от перегрузок и токов короткого замыкания;
б) реле максимального тока мгновенного действия типа РТМ — для защиты от перегрузок и токов короткого замыкания;
в) реле минимального напряжения с механической выдержкой времени типа РНВ — для защиты от падения напряжения в сети;
г) отключающие электромагниты, работающие от различных источников тока через реле с замыкающимися контактами для различных защит, а также через кнопки — для дистанционного отключения.
Указанные реле и электромагниты имеют следующее устройство:
Реле типа РТВ. Реле максимального тока с выдержкой времени типа РТВ (рис. 72) имеет литой корпус 1, внутри которого расположен часовой механизм выдержки времени 2; на оси последнего закреплен рычаг 3, соединенный серьгой 4 с ударником 5 якоря 6; в якорь встроена пружина 7, приводящая в действие часовой механизм. Гильза 8 со стопом 9 свободно вставлена в корпус реле и закрепляется при креплении реле к приводу. На гильзу надета катушка 12 с семью отводами, которые подведены к переключателю 11. Отводы сделаны таким образом, что при подключении одного полюса источника тока к первому отводу и другого к любому последующему число ампер- витков остается почти одним и тем же при соответствующих токах уставки.
Рис. 72. Реле максимального тока с выдержкой времени РТВ.
1 — литой корпус; 2 — часовой механизм выдержки времени; 3— рычаг; 4 — серьга; 5 — ударник; 6 — якорь; 7 — пружина; 8 — гильза; 9 — стоп; 10 — головка; 11 — переключатель; 12 — катушка с семью отводами.
Переключатель (см. схему на рис. 72) дает возможность применять уставки отключающего тока на 5, 6, 7, 8, 9 и 10 или на 11, 12, 14, 16, 18 и 20 а, или 20, 22, 24, 27, 30 и 35 а, что (при номинальном вторичном токе трансформатора тока 5 а) соответствует кратностям первичного тока 1,0; 1,2; 1,4; 1,6; 1,8; 2,0 или 2,2; 2,4; 2,8; 3,2; 4,0 или 4,0; 4,4; 4,8; 5,4; 6,0 и 7,0. Фактический отключающий ток может отличаться от уставки в пределах 10%. Реле потребляет мощность около 50 ва. Переключатель позволяет переходить с одной уставки на другую под нагрузкой без риска оставить разомкнутой вторичную обмотку трансформатора тока.
При токах, не превосходящих 2,5—3,5 кратной величины установленного отключающего тока, пружина 7 выполняет роль упругой связи между якорем 6 и ударником 5. Скорость движения якоря, а следовательно, и ударника в этом случае зависит от силы притяжения якоря к стопу 9 и тормозящих усилий механизма выдержки времени. Поэтому скорость движения ударника будет тем больше, чем больше величина тока в катушке. При больших кратностях тока (т. е. превосходящих величину установленного тока больше чем в 2,5—3,5 раза) сила притяжения якоря к стопу становится столь значительной, что якорь поднимается вверх почти мгновенно, вследствие чего пружина 7 резко сжимается. Скорость движения ударника в этом случае зависит только от упругости пружины и тормозящих усилий механизма выдержки времени и не изменяется при увеличении тока сверх указанных выше кратностей. Таким образом, характеристика реле максимального тока с механической выдержкой времени получается «ограниченно зависимой», так как выдержка времени зависит от тока лишь в некоторых пределах, указанных выше.
Уставка требуемого времени выдержки (в пределах от 0 до 4 сек) производится посредством поводка (головка 10 которого расположена снаружи корпуса реле) по нанесенной на стенке корпуса шкале. Точность выдержки времени в независимой от тока части характеристики составляет ±0,3 сек.
Реле типа РТМ. Реле максимального тока мгновенного действия типа РТМ (рис. 73) имеет литой корпус 1, в который вставлена гильза 3 со стопом 7 и регулировочный винт 2. На гильзу надета катушка 5, а внутри гильзы ходит якорь 4, который при движении вверх упирается в шайбу ударника 6.
В зависимости от требуемого диапазона уставок отключающего тока (5—15; 10—30; 20—60; 40—120) катушка исполняется в четырех вариантах. Необходимая уставка отключающего тока в пределах каждого диапазона достигается изменением воздушного промежутка между якорем 4 и стопом 7 посредством регулировочного винта 2. Соответствующие промежуточным уставкам положения нижнего торца якоря отмечаются на корпусе рисками. Фактический отключающий ток может отличаться от уставки в пределах ±10%. Реле потребляет мощность около 20 ва.
Реле типа РНВ. Реле минимального напряжения с выдержкой времени типа РНВ (рис. 74) состоит из катушки 1, полого якоря 3 со стопом 2, через который проходит шток 4, часового механизма выдержки времени 5 с ударным механизмом 6 и литого корпуса 10.
Реле изготовляется на номинальное напряжение 100 в. Обмотка и механизм реле рассчитаны таким образом, что при наличии на катушке напряжения не ниже 65 в якорь 3 подтягивается к неподвижному стопу 2; шток 4 при этом оттянут вниз.
Рис. 73. Реле максимального тока мгновенного действия РТМ.
1 — литой корпус; 2— регулировочный винт; 3 —гильза;
4 — якорь; 5 — катушка; 6 — ударник; 7 — стой.
При отсутствии напряжения на катушке или при падении его до величины 35—65 в якорь падает под действием собственного веса и воздействует через тягу 7 на рычаг 8 механизма выдержки времени.
При уставке выдержки времени на 0 сек реле срабатывает мгновенно, так как якорь 3 в этом случае падает свободно, не задерживаясь механизмом выдержки времени. В нижнем положении якорь 3 выводит ударный механизм 6 из мертвого положения и освобождает шток 4, который под действием пружины 9 выталкивается вверх. При восстановлении напряжения до 65—85 в и выше якорь поднимается, а система рычагов и шток 4 остаются в том же положении. Чтобы вернуть механизм реле в исходное положение (завести реле), необходимо принудительное опускание штока, что в приводе выполняет специальный механизм.
Рис. 74. Реле минимального напряжения с выдержкой времени РНВ.
1 — катушка; 2 — стоп; 3 — полый якорь; 4 — шток; 5 — часовой механизм выдержки времени; 6 — ударный механизм; 7 — тяга; 8 — рычаг механизма выдержки времени; 9 — пружина; 10 — корпус; 11 — головка.
Время уставок реле может быть от 0 до 4 сек. Уставка требуемого времени выдержки производится посредством поводка, головка 11 которого расположена снаружи корпуса реле. На корпусе нанесены риски, соответствующие уставкам 0 и 4 сек. Риски, соответствующие промежуточным уставкам, наносятся при наладке на месте установки.
Для удержания механизма реле в заведенном состоянии при отсутствии напряжения на катушке (во время регулировки привода) в нижней части штока 4 предусмотрено
отверстие, в которое может быть временно вставлен штифт или кусок проволоки.
Реле потребляет мощность около 30 ва.
Рис. 75. Электромагниты отключения ЭО и включения ЭВ. 1 — стоп; 2 — ударник; 3 — каркас с обмоткой; 4 — якорь; 5 — гильза; 6 — колпачок; 7 — кнопка.
Электромагниты типов ЭО и ЭВ. Отключающий и включающий электромагниты типа ЭО и ЭВ (рис. 75) состоят из: каркаса с обмоткой <3, якоря 4, ударника 2, стопа 1, гильзы 5 и кнопки 7 для ручного отключения или включения привода. Стоп поджимается к корпусу привода колпачком 6.
При замыкании цепи обмотки электромагнита якорь мгновенно втягивается вверх, и ударник, действуя на отключающий или включающий механизм привода, производит отключение или включение выключателя. После прекращения тока в обмотке якорь с ударником под действием собственного веса возвращается в свое исходное положение.
Еще по теме:
Назначением приводов является включение, отключение и удержание в рабочем положении выключателей и разъединительных механизмов. Приводы позволяют ускорить производство, а также упростить производственный процесс посредством регулирования фаз разъединителя.
Привод имеет ряд критериев, которые необходимо учитывать для обеспечения оптимальной работы. Уровень мощности привода должен обеспечивать работоспособность выключателя при сложных условиях работы. Быстродействие устройства должно гарантировать его включение в короткий период времени.
Принцип работы привода ППМ-10
Основная часть работы выполняется выключателем в процессе его отключения. Во время данного процесса преодолеваются электродинамические силы, которые препятствуют включению, преодолевается сопротивление пружин, трение в механизмах.
В процессе отключения выключателя осуществляется минимальная работа по отключению механизма в ходе ослабления действия пружин.
Наиболее простыми являются ручные приводы. Однако, данный тип привода не позволяет осуществить удаленное включение, требует ручного усилия при включении, а также отсутствует возможность получения высокой скорости переключения выключателя.
Приводы пружинные являются более функциональными и совершенными. При таких приводах скорость срабатывания выключателя значительно увеличивается. В этих приводах включение происходит под воздействием энергии веса или скручивания пружины. Необходимая энергия может накапливаться сравнительно долго, поэтому мощность у электродвигателей данного вида приводов невысокая.
Приводы электромагнитные работают под воздействием энергии электромагнит. Потребление электроэнергии привода может осуществляться от батареи либо от выпрямителя. В зависимости от типа питания различают приводы прямого и косвенного действия. Разновидностью приводов с прямым действием являются ручные приводы с применением физической силы оператора. Энергия, которая расходуется при включении привода, передается на привод уже в процессе включения.
Привод ППМ-10 является ручным приводом автоматического типа. Привод ППМ-10 оснащен механизмом, который позволяет выключателю разъединяться с приводом.
Ремонт привода
При бережной эксплуатации привода ППМ-10 его ремонт осуществляется только в запланированном порядке вместе с ремонтом устройства, с которым привод работает. В большинстве случаев работоспособность привода зависит от качественной регулировки выключателей, разъединителей.
В случае внеочередного ремонта привода ППМ-10 необходимо в обязательном порядке уделять внимание соблюдению правил техники безопасности. Необходимо исключить возможность внезапного включения напряжения во время проводимого ремонта, все элементы и механизмы должны быть ослаблены.
При сборке привода проводится профилактическая очистка всех элементов привода, наносится новая смазка. Замененные элементы привода подлежат точной настройке и регулировке. Следует также уделять пристальное внимание к проверке осей. При наличии люфта или искривления оси подлежат обязательной замене.
На чтение 21 мин Просмотров 34 Опубликовано 30 ноября, 2021 Обновлено 30 ноября, 2021
Содержание
- Привод ППМ-10
- Принцип работы привода ППМ-10
- Ремонт привода
- Эксплуатация городской сети — Ремонт привода ППМ-10
- Содержание материала
- Сборка привода.
- Дефекты приводов ППМ-10 (выпуска до 1965 г.).
- Маломасляные подстанционные выключатели — Описание конструкции приводов ШППМ-10 и ППМ-10
- Содержание материала
Привод ППМ-10
Назначением приводов является включение, отключение и удержание в рабочем положении выключателей и разъединительных механизмов. Приводы позволяют ускорить производство, а также упростить производственный процесс посредством регулирования фаз разъединителя.
Привод имеет ряд критериев, которые необходимо учитывать для обеспечения оптимальной работы. Уровень мощности привода должен обеспечивать работоспособность выключателя при сложных условиях работы. Быстродействие устройства должно гарантировать его включение в короткий период времени.
Принцип работы привода ППМ-10
Основная часть работы выполняется выключателем в процессе его отключения. Во время данного процесса преодолеваются электродинамические силы, которые препятствуют включению, преодолевается сопротивление пружин, трение в механизмах.
В процессе отключения выключателя осуществляется минимальная работа по отключению механизма в ходе ослабления действия пружин.
Наиболее простыми являются ручные приводы. Однако, данный тип привода не позволяет осуществить удаленное включение, требует ручного усилия при включении, а также отсутствует возможность получения высокой скорости переключения выключателя.
Приводы пружинные являются более функциональными и совершенными. При таких приводах скорость срабатывания выключателя значительно увеличивается. В этих приводах включение происходит под воздействием энергии веса или скручивания пружины. Необходимая энергия может накапливаться сравнительно долго, поэтому мощность у электродвигателей данного вида приводов невысокая.
Приводы электромагнитные работают под воздействием энергии электромагнит. Потребление электроэнергии привода может осуществляться от батареи либо от выпрямителя. В зависимости от типа питания различают приводы прямого и косвенного действия. Разновидностью приводов с прямым действием являются ручные приводы с применением физической силы оператора. Энергия, которая расходуется при включении привода, передается на привод уже в процессе включения.
Привод ППМ-10 является ручным приводом автоматического типа. Привод ППМ-10 оснащен механизмом, который позволяет выключателю разъединяться с приводом.
Ремонт привода
При бережной эксплуатации привода ППМ-10 его ремонт осуществляется только в запланированном порядке вместе с ремонтом устройства, с которым привод работает. В большинстве случаев работоспособность привода зависит от качественной регулировки выключателей, разъединителей.
В случае внеочередного ремонта привода ППМ-10 необходимо в обязательном порядке уделять внимание соблюдению правил техники безопасности. Необходимо исключить возможность внезапного включения напряжения во время проводимого ремонта, все элементы и механизмы должны быть ослаблены.
При сборке привода проводится профилактическая очистка всех элементов привода, наносится новая смазка. Замененные элементы привода подлежат точной настройке и регулировке. Следует также уделять пристальное внимание к проверке осей. При наличии люфта или искривления оси подлежат обязательной замене.
Источник
Эксплуатация городской сети — Ремонт привода ППМ-10
Содержание материала
Перед разборкой привода необходимо убедиться в том, что пружина ослаблена до предварительного натяжения, для чего нажать на кнопку включения и слегка повернуть маховик против часовой стрелки. Отвернуть болты 39 (рис. 5-32), при отвертывании последнего болта слегка придержать маховик.
Снять медальон с указателем, отвернув специальный винт 35, после чего отвернуть четыре винта Мб на шайбе под медальоном и снять маховик 38 совместно с пружиной 36 и диском. Перед снятием шестерни 33 снять рычаг 40 и, отвернув три винта М8, снять шайбу с шестерней. При необходимости полной разборки снять панель 41 и переднюю стенку совместно с подшипниками. Переднюю стенку снять совместно с рычагом 9 для того, чтобы не выпали уложенные в нем игольчатые ролики.
Сборка привода.
После осмотра и регулировки механизма привода установить переднюю стенку совместно с рычагом 9 и убедиться, что рычаг совместно со ступицей и валом 13 вращается свободно без затираний. На втулку передней стенки установить шестерню 33, закрепив ее шайбой тремя винтами М8. После установки шестерни проверить правильность ее зацепления с зубчатой передачей 32. Надеть рычаг 40 на четырехгранник втулки рычага 9 так, чтобы он находился в положении, показанном на рис. 5-32, б штриховой линией. Рычаг 9 должен лежать так, чтобы внутренний конец пружины плотно вошел в угольник шайбы, жестко установленный на корпусе. Привернуть к торцу четырехгранника шайбу четырьмя винтами и затем установить указатель и медальон.
Перед тем как ввернуть болты, крепящие маховик к диску, нужно предварительно натянуть пружину так, чтобы стрелка, нанесенная на маховике, находилась бы на 180° от надписи «Пружина заведена», после чего ввернуть все болты. Для того чтобы облегчить ручное натяжение пружины, в маховике предусмотрены два отверстия М12, в которые ввертываются длинные болты. Заложив за эти болты длинный стержень или трубку, можно легко завести или ослабить пружину.
Необходимо предварительно вставить в отверстие диска стальную планку для фиксации пружины.
Для опробования совместной работы выключателя с приводом ввернуть два болта М12 в маховик и, поворачивая его стальной штангой против часовой стрелки, произвести ручной завод пружины до надежного западания рычага 9 за ролик включающего механизма 4. Произвести включение и отключение. Повторить 3—4 раза, чтобы убедиться в безотказной работе.
Подавая кратковременные импульсы напряжения на электродвигатель, произвести завод пружины, проверяя при этом надежность захвата роликом рычага 34 зуба рычага 40 и согласованность моментов западания рычага 9 за ролик механизма 4 при заводе пружины и расцепления ролика рычага 34 с зубом рычага 40 с отсечкой 37, которое должно произойти, когда зазор между рычагом 9 и роликом достигнет 1—2 мм.
Вслед за расцеплением должен отключаться электродвигатель, т. е. должно произойти переключение через рычажный механизм 31 вспомогательного контакта 42, После этого привод готов к включению.
Проверить включение электродвигателя в конце процесса включения выключателя. Произвести пять контрольных операций «включить — отключить». Следует обратить внимание на то, что механизм ручного включения не имеет блокировки от холостого срабатывания пружины при включенном выключателе, поэтому не следует нажимать на кнопку «Включать» при включенном выключателе.
Использование привода для других типов выключателей (кроме ВМГ-133) должно быть согласовано с заводами-изготовителями этих выключателей. При этом может потребоваться изменение предварительного натяжения пружины в ту или другую сторону против установленного на заводе. Предварительное натяжение должно обеспечить надежное включение при минимально допустимой скорости движения контактов. Для изменения установленного заводом предварительного натяжения пружины необходимо при незаведенной пружине (планка 29 находится под рычажным механизмом 31) отвернуть болты, придерживая маховик рычагом. Повернуть маховик в ту или Другую сторону на угол, кратный 15°, и вновь завернуть болты. Снять планку 29 и опробовать путем нескольких включений правильность выбранного натяжения. Затем при незаведенной пружине установить планку 29 ^ак, чтобы палец рычажного механизма 31 оказался посредине дугообразной части планки. Если существующие на маховике 38 отверстия для крепления планки не позволяют установить ее в нужное новое положение, то необходимо просверлить и нарезать новые отверстия Мб. Для фиксации выбранного предварительного натяжения нанести стрелку на маховике против надписи «Пружина заведена» при заведенной пружине.
Механизм привода имеет регулировочные элементы (на рис. 5-32, а — римские цифры), не считая регулировок, связанных с изменением предварительного натяжения пружины.
Тяга с резьбой регулируется так, чтобы при ручном, дистанционном отключении защелка 5КА надежно отходила от диска, давая возможность повернуться контактам 5КА.
Тяга с резьбой 11 служит для регулировки механизма включения, т. е. глубины западания ролика, удерживающего устройство 6 за конец рычага. Регулировка производится с таким расчетом, чтобы включающий электромагнит производил включение при минимальном напряжении, равном 75—85% номинального. Ролик устройства 4 должен надежно удерживать рычаг 9 при встряске привода.
Винтом III регулируют взвод через планку 7 серповидного рычага 3 планкой с сектором 6. Планки 7 должны быть отрегулированы так, чтобы при поднятом серповидном рычаге зазор между планкой 11 серповидного рычага и роликом удерживающей стойки 14 был от 2 до 4 мм, при этом ударник не должен упираться в верхнюю стенку корпуса. При опущенном серповидном рычаге и заводе пружины планка 7 должна свободно расходиться с сектором 6 рычага 9.
Винт IV служит для регулировки зацепления сегментообразной защелки 5 с рычагом вала 16 при включении выключателя. Захват должен быть от 6 до 7 мм.
Винтом V регулируют механизм 8 взвода РНВ (шток реле должен при взводе переводиться на 1—2 мм), винтом VII— мертвую точку отключающего механизма 14.
Шлицы VI в подшипнике механизма отключения позволяют перемещать подшипник таким образом, чтобы ролик относительно планки 11 при поднятом серповидном рычаге находился в положении, соответствующем одной плоскости, при этом зазор между планкой 11 и осью рычага должен быть 1—2 мм. После регулировки кернить против возможного сдвига подшипника.
Регулировка высоты буфера 21 осуществляется путем постановки регулировочных прокладок. Шлицы отсечки 37 (рис. 5-32, б) служат для регулировки расцепления ролика 34 с рычагом 40. При срывах отсечку поднимать вверх, а при упоре рычага 9 внутри провода — опускать вниз. Шлицы планки 29 служат для смещения планки при незаведенной пружине так, чтобы палец рычажного механизма 31 находился по центру дуговой части.
Особое внимание следует обращать на детали рычага 9, которые несут самую большую ударную нагрузку, а также на детали резинового буфера 21. Необходимо убедиться в отсутствии трещин или сколов на сегментообразной защелке 5. Производится включение — отключение выключателя.
Дефекты приводов ППМ-10 (выпуска до 1965 г.).
Конечный переключатель двигателя взвода включающей пружины ненадежен. Имеются случаи деформации планки на штурвале, а также вытягивание пружины, связывающей рычажный механизм переключателя, из-за неудовлетворительной термической обработки. Пружина не имеет антикоррозийного покрытия.
Рычажный взвод включающей пружины ломается при смещении ролика большой шестерни от нормального положения. Смещение происходит при неправильной работе конечного переключателя, или если электродвигатель не до конца произвел взвод включающей пружины привода, а также при взводе пружины вручную, когда не представляется возможным следить за строго определенным положением ролика перед включением выключателя.
Пускозапирающий механизм привода не складывается из-за неудачной формы головки штока (цилиндрическая) и смещения, как правило, осп механизма. Это препятствует возврату штока катушки в исходное положение.
Мощность электродвигателя не соответствует возникающим нагрузкам при взводе выключающей пружины (трение в шестернях, в редукторе, преодоление силы включающей пружины) и не обеспечивает надежного завода пружины.
На встроенных в привод реле РТМ уставка по току регулируется только изменением воздушного зазора. Некоторые регулировочные винты расположены в труднодоступных местах, что требует разборки привода при регулировке. Ненадежное крепление механизма отсечки приводит к произвольному включению при преждевременной отсечке и к перегрузке электродвигателя при отсечке с опозданием. Недостаточна тяговая сила, чрезмерна скорость в начальный период включения и недостаточна в конце хода и особенно при преодолении усилий контактов и буфера выключателя.
Ленинградским заводом «Электроаппарат» в 1965 г. проведена работа по совершенствованию конструкции привода ППМ-10 с целью ее упрощения, облегчения регулировки и повышения надежности. Изменены: механизм отключения и взвода серповидного рычага; включающий механизм; ручной завод включающей пружины; механизм сцепления зубчатого колеса с маховиком; указатель положения привода. Исключена возможность срыва при сотрясениях включающей пружины и самопроизвольного включения выключателя за счет изменения профиля зуба включающего рычага и усиления включающего электромагнита. Ручной завод включающей пружины производится специальной рукояткой, которая надевается на выступающую часть вала редуктора, имеющую квадратное сечение. Указатель положения с вала привода (в центре) вынесен в боковую часть.
Завод указывает, что важным элементом совместной регулировки привода с выключателем является установление правильного угла предварительного закручивания пружины. Это необходимо для обеспечения надежного и безотказного включения выключателя с посадкой на защелку и предотвращения сильных ударов в процессе включения, вредно влияющих на прочность и долговечность выключателя и привода. Опыт эксплуатации и лабораторные испытания показали, что оптимальный угол предварительного закручивания включающей пружины должен превышать на 45″ минимальный угол, при котором возможно включение выключателя без токов.
Обычно минимальный угол предварительного натяжения включающей пружины привода ППМ-10 при установке его с выключателем ВМГ-133 составляет 30—60°, а рабочее предварительное натяжение — 75—105°. Если при узле предварительного натяжения 60° включения не происходит, следует внимательно осмотреть установку и проверить регулировку выключателя для выявления излишнего трения в передаче или выключателе.
Источник
Маломасляные подстанционные выключатели — Описание конструкции приводов ШППМ-10 и ППМ-10
Содержание материала
Для управления выключателем МГ-35/600-0,75, кроме приводов ШПС-20 и ПС-20, описанных в главе третьей, предусмотрено также применение пружинных приводов ШППМ-10 и ППМ-10. В шкафу привода ШППМ-10 (рис. 68) установлены: собственно привод ППМ-10, дополнительный подшипник для конца вала привода, передаточный механизм между валом привода и тягой к выключателю, блок-контакты, зажимы для присоединения проводов от встроенных трансформаторов тока, цепей управления и сигнализации, а также электронагреватель. В основании шкафа имеются муфты, предназначенные для ввода кабелей.
Привод типа ППМ-10 производит включение выключателя за счет энергии спиральной пружины, встроенной в маховик, которая автоматически или по отдельной команде заводится электродвигателем через редуктор после каждой операции включения. Для осуществления автоматических и дистанционных операций отключения в привод встраиваются защитные вторичные реле и отключающие электромагниты (общим количеством до четырех), а для операции включения — включающий электромагнит. Описание и технические данные встраиваемых реле и электромагнитов приведены ниже. В зависимости от количества и типов встраиваемых защитных реле и отключающих электромагнитов привод ППМ-10 имеет варианты исполнения, указанные в табл. 8.
Таблица 8
Варианты исполнения привода ППМ-10 в зависимости от количества и типов встраиваемых реле и отключающих электромагнитов
Ручное управление приводом производится посредством кнопок «включать» и «отключать».
Для завода пружины применяется электродвигатель типа МУН на номинальные напряжения 110 или 220 в постоянного тока и на 127 или 220 в переменного тока. Двигатель потребляет мощность около 350 ва. Время завода пружины около 20 сек.
Электрическая схема управления приводом применительно к варианту ППМ-10/1146 дана на рис. 69.
Основными конструктивными элементами привода являются (рис. 70):
- Механизм отключения и свободного расцепления, состоящий из литого серповидного рычага 4 с укрепленными на нем планкой 14, удерживающей рычаг во взведенном состоянии (поднятом положении), и планкой 10 для взвода рычага. Рычаг 4 свободно вращается на оси 3. Для увеличения скорости падения рычага 4 служит пружина 18.
- Релейно-отключающий механизм, состоящий из планки 21 с язычками 22, вращающейся в опорах 23, удерживающей стойки 17 с роликом, а также кнопки ручного отключения 28.
- Механизм вала привода, состоящий из вала 16, вращающегося в подшипниках корпуса; рычага 19, жестко закрепленного на валу; удерживающей защелки 20′, рычага 15 для перевода блок-контактов КСА и взвода механизма реле минимального напряжения РНВ.
- Механизм включения, состоящий из рычага 12, свободно вращающегося на валу привода; закрепленного на рычаге сектора 9, служащего для взвода серповидного рычага; защелки 8, служащей для захвата рычага 19 при включении; устройства 5 с роликом 6, удерживающим рычаг 12 во взведенном положении; кнопки (якоря) 30, находящейся снизу привода с левой стороны, с помощью которой производится включение. На выступающую четырехгранную втулку рычага 12 насаживается маховик 43 (см. рис. 71) со спиральной пружиной и шестерней взвода.
- Встроенные реле и электромагниты (подробнее см. ниже). Реле минимального напряжения с выдержкой времени РНВ устанавливается во втором слева гнезде 27 и подготавливается к действию механизмом взвода 11, работающим от рычага 13.
Рис. 69. Электрическая схема управления приводом ППМ-10.
Положение элементов схемы показано соответствующим включенному положению выключателя и заведенной пружине привода. Проводка, показанная пунктиром, заводом не выполняется. В скобках показаны возможные варианты схем и места установок реле. Контакты КСЛ устанавливаются вне привода (на схеме показано 8 цепей).
Условные обозначения: ЭВ — электромагнит включения; ЭО — электромагнит отключения; КП — кнопка пуска электродвигателя; С — сирена; КВ — кнопка включения; КО — кнопка отключения; КСЛ — контакты сигнально-блокировочные; ЭД — электродвигатель; Б К — блок-контакты положения пружины; БКЛ — блок-контакты аварийные; КФ — зажимы фарфоровые; ЛЖ, ЛК, ЛЗ — лампы сигнальные желтая, красная, зеленая; РНВ — реле минимального напряжения с выдержкой времени; РТВ — реле максимального тока с выдержкой времени; РТМ — реле Максимального тока мгновенного действия.
Включающий электромагнит 31 действует на устройство 6, удерживающее рычаг пружины 12, реле 25, 26 и отключающие электромагниты ЭО — на планку 21 релейно- отключающего механизма.
- Блок-контакты типа КСА, устанавливаемые над приводом и управляемые посредством регулируемой тяги, связаны с рычагом 13.
Рис. 70. Кинематическая схема механизма привода ППМ-10.
- Блок-контакт аварийный БКА 1, дающий сигнал аварийного отключения при действии любого реле. При действии электромагнита отключения ЭО (в среднем гнезде) или от ручного отключения БКА размыкается, но сигнал не появляется, что обеспечивается действием механизма, состоящего из планки 29, тяги 32 и защелки 33.
- Заводное устройство привода (рис. 71), служащее для подготовки привода к включению, т. е. для завода спиральной пружины, и состоящее из:
а) шестерни 38 — свободно вращающейся на переднем подшипнике привода, с закрепленной на ней ведущей собачкой 39 с роликом 40, который заводит через рычаг с зубом 44 спиральную пружину 41;
б) редуктора 35, приводящего в действие шестерню 38 через зубчатую передачу 37;
в) отсечки 42, закрепленной на корпусе привода, ролик которой выводит из зацепления ведущую собачку с зубом в конце завода пружины;
Рис. 71. Привод ППМ-10.
г) электродвигателя 46, установленного на кронштейне, который крепится к корпусу редуктора;
д) блок-контактов 45 на четыре цепи, из которых две служат для управления электродвигателем, а остальные две — для сигнализации положения пружины и блокировки включающего электромагнита;
е) планки 34, закрепленной на маховике и предназначенной для запуска электродвигателя в конце процесса включения выключателя путем воздействия на рычажный механизм 36 блок-контактов 48.
Привод действует следующим образом:
Включение выключателя (см. рис. 70). Для включения необходимо освободить рычаг 12, удерживаемый роликом 6 устройства 5. Освобождение рычага может производиться воздействием на планку 7 путем нажатия кнопки (якоря) включающего электромагнита 30 или дистанционно — подачей импульса тока в катушку 31 этого электромагнита.
Освобожденный рычаг 12, вращаясь под воздействием пружины по часовой стрелке, захватывает защелкой 8 рычаг 19. Рычаг 19 показан на рис. 70 в положении, соответствующем включенному положению выключателя. В отключенном положении (перед включением выключателя) этот рычаг повернут против часовой стрелки на угол 100— 155° в зависимости от типа выключателя. Рычаг 19 защелкой 8 доводится до запирания его второй, неподвижной, защелкой 20. Так как рычаг 19 жестко связан с валом привода 16, то при провороте рычага вместе с ним поворачивается вал привода. Для ограничения поворота рычага 12 служит буфер 24. Рычаг 12 в начале поворота по часовой стрелке производит взвод серповидного рычага 4 посредством сектора 9, упирающегося в планку 10. Поднятый рычаг 4 защелкивается роликом удерживающей стойки 17 и таким образом подготавливается к действию на расцепление (отключение).
Автоматический завод пружины (рис. 71). В конце процесса включения планка 34, укрепленная на маховике, нажимает на палец рычажного механизма 36 и включает контакт в цепи электродвигателя. Электродвигатель приводит в действие редуктор 35, посредством которого через зубчатую передачу 37 приводится во вращение шестерня взвода 38; последняя, вращаясь против часовой стрелки, захватывает роликом ведущей собачки 39 зуб рычага 44, сидящего вместе с маховиком 43 на четырехгранной ступице рычага 12. Весь комплект, поворачиваясь на угол 180°, заводит спиральную пружину 41 и в конце хода запирается устройством 6. Одновременно отсечка 42 расцепляет ведущую собачку 39 с зубом рычага 44, т. е. происходит расцепление шестерни взвода с маховиком. При дальнейшем вращении шестерни взвода закрепленная на ней планка переводит рычажный механизм 36 и тем самым прерывает цепь питания электродвигателя. После этого привод готов к очередному включению.
Отключение выключателя (см. рис. 70). Для отключения выключателя необходимо воздействие на релейно-оключающий механизм. Отключение может производиться вручную — нажатием на кнопку 28, либо дистанционно— посредством электромагнита отключения 2, либо от реле защиты. Любым из этих способов производится поворот планки 21, которая через механизм с мертвой точкой отводит удерживающую стойку 17, освобождая серповидный рычаг 4. Последний ударяет по нижнему концу неподвижной защелки 20, чем производит освобождение рычага 19, и вал привода 16 свободно поворачивается под воздействием пружин выключателя.
- Свободное расцепление (рис. 70). Полный взвод рычага 4 производится в начале поворота рычага 12 по часовой стрелке (на угол около 80°). При дальнейшем повороте рычага 12 рычаг 4 может свободно падать при действии защиты, производя расцепление рычага 19 и не допуская включения выключателя.
Как указано выше, в зависимости от назначения и условий работы в привод встраиваются реле и электромагниты следующих типов:
а) реле максимального тока с механической выдержкой времени типа РТВ — для защиты от перегрузок и токов короткого замыкания;
б) реле максимального тока мгновенного действия типа РТМ — для защиты от перегрузок и токов короткого замыкания;
в) реле минимального напряжения с механической выдержкой времени типа РНВ — для защиты от падения напряжения в сети;
г) отключающие электромагниты, работающие от различных источников тока через реле с замыкающимися контактами для различных защит, а также через кнопки — для дистанционного отключения.
Указанные реле и электромагниты имеют следующее устройство:
Реле типа РТВ. Реле максимального тока с выдержкой времени типа РТВ (рис. 72) имеет литой корпус 1, внутри которого расположен часовой механизм выдержки времени 2; на оси последнего закреплен рычаг 3, соединенный серьгой 4 с ударником 5 якоря 6; в якорь встроена пружина 7, приводящая в действие часовой механизм. Гильза 8 со стопом 9 свободно вставлена в корпус реле и закрепляется при креплении реле к приводу. На гильзу надета катушка 12 с семью отводами, которые подведены к переключателю 11. Отводы сделаны таким образом, что при подключении одного полюса источника тока к первому отводу и другого к любому последующему число ампер- витков остается почти одним и тем же при соответствующих токах уставки.
Рис. 72. Реле максимального тока с выдержкой времени РТВ.
1 — литой корпус; 2 — часовой механизм выдержки времени; 3— рычаг; 4 — серьга; 5 — ударник; 6 — якорь; 7 — пружина; 8 — гильза; 9 — стоп; 10 — головка; 11 — переключатель; 12 — катушка с семью отводами.
Переключатель (см. схему на рис. 72) дает возможность применять уставки отключающего тока на 5, 6, 7, 8, 9 и 10 или на 11, 12, 14, 16, 18 и 20 а, или 20, 22, 24, 27, 30 и 35 а, что (при номинальном вторичном токе трансформатора тока 5 а) соответствует кратностям первичного тока 1,0; 1,2; 1,4; 1,6; 1,8; 2,0 или 2,2; 2,4; 2,8; 3,2; 4,0 или 4,0; 4,4; 4,8; 5,4; 6,0 и 7,0. Фактический отключающий ток может отличаться от уставки в пределах 10%. Реле потребляет мощность около 50 ва. Переключатель позволяет переходить с одной уставки на другую под нагрузкой без риска оставить разомкнутой вторичную обмотку трансформатора тока.
При токах, не превосходящих 2,5—3,5 кратной величины установленного отключающего тока, пружина 7 выполняет роль упругой связи между якорем 6 и ударником 5. Скорость движения якоря, а следовательно, и ударника в этом случае зависит от силы притяжения якоря к стопу 9 и тормозящих усилий механизма выдержки времени. Поэтому скорость движения ударника будет тем больше, чем больше величина тока в катушке. При больших кратностях тока (т. е. превосходящих величину установленного тока больше чем в 2,5—3,5 раза) сила притяжения якоря к стопу становится столь значительной, что якорь поднимается вверх почти мгновенно, вследствие чего пружина 7 резко сжимается. Скорость движения ударника в этом случае зависит только от упругости пружины и тормозящих усилий механизма выдержки времени и не изменяется при увеличении тока сверх указанных выше кратностей. Таким образом, характеристика реле максимального тока с механической выдержкой времени получается «ограниченно зависимой», так как выдержка времени зависит от тока лишь в некоторых пределах, указанных выше.
Уставка требуемого времени выдержки (в пределах от 0 до 4 сек) производится посредством поводка (головка 10 которого расположена снаружи корпуса реле) по нанесенной на стенке корпуса шкале. Точность выдержки времени в независимой от тока части характеристики составляет ±0,3 сек.
Реле типа РТМ. Реле максимального тока мгновенного действия типа РТМ (рис. 73) имеет литой корпус 1, в который вставлена гильза 3 со стопом 7 и регулировочный винт 2. На гильзу надета катушка 5, а внутри гильзы ходит якорь 4, который при движении вверх упирается в шайбу ударника 6.
В зависимости от требуемого диапазона уставок отключающего тока (5—15; 10—30; 20—60; 40—120) катушка исполняется в четырех вариантах. Необходимая уставка отключающего тока в пределах каждого диапазона достигается изменением воздушного промежутка между якорем 4 и стопом 7 посредством регулировочного винта 2. Соответствующие промежуточным уставкам положения нижнего торца якоря отмечаются на корпусе рисками. Фактический отключающий ток может отличаться от уставки в пределах ±10%. Реле потребляет мощность около 20 ва.
Реле типа РНВ. Реле минимального напряжения с выдержкой времени типа РНВ (рис. 74) состоит из катушки 1, полого якоря 3 со стопом 2, через который проходит шток 4, часового механизма выдержки времени 5 с ударным механизмом 6 и литого корпуса 10.
Реле изготовляется на номинальное напряжение 100 в. Обмотка и механизм реле рассчитаны таким образом, что при наличии на катушке напряжения не ниже 65 в якорь 3 подтягивается к неподвижному стопу 2; шток 4 при этом оттянут вниз.
Рис. 73. Реле максимального тока мгновенного действия РТМ.
1 — литой корпус; 2— регулировочный винт; 3 —гильза;
4 — якорь; 5 — катушка; 6 — ударник; 7 — стой.
При отсутствии напряжения на катушке или при падении его до величины 35—65 в якорь падает под действием собственного веса и воздействует через тягу 7 на рычаг 8 механизма выдержки времени.
При уставке выдержки времени на 0 сек реле срабатывает мгновенно, так как якорь 3 в этом случае падает свободно, не задерживаясь механизмом выдержки времени. В нижнем положении якорь 3 выводит ударный механизм 6 из мертвого положения и освобождает шток 4, который под действием пружины 9 выталкивается вверх. При восстановлении напряжения до 65—85 в и выше якорь поднимается, а система рычагов и шток 4 остаются в том же положении. Чтобы вернуть механизм реле в исходное положение (завести реле), необходимо принудительное опускание штока, что в приводе выполняет специальный механизм.
Рис. 74. Реле минимального напряжения с выдержкой времени РНВ.
1 — катушка; 2 — стоп; 3 — полый якорь; 4 — шток; 5 — часовой механизм выдержки времени; 6 — ударный механизм; 7 — тяга; 8 — рычаг механизма выдержки времени; 9 — пружина; 10 — корпус; 11 — головка.
Время уставок реле может быть от 0 до 4 сек. Уставка требуемого времени выдержки производится посредством поводка, головка 11 которого расположена снаружи корпуса реле. На корпусе нанесены риски, соответствующие уставкам 0 и 4 сек. Риски, соответствующие промежуточным уставкам, наносятся при наладке на месте установки.
Для удержания механизма реле в заведенном состоянии при отсутствии напряжения на катушке (во время регулировки привода) в нижней части штока 4 предусмотрено
отверстие, в которое может быть временно вставлен штифт или кусок проволоки.
Реле потребляет мощность около 30 ва.
Рис. 75. Электромагниты отключения ЭО и включения ЭВ. 1 — стоп; 2 — ударник; 3 — каркас с обмоткой; 4 — якорь; 5 — гильза; 6 — колпачок; 7 — кнопка.
Источник
Привод ППМ-10
в наличии
Привод пружинно-грузовой типа ППМ-10 предназначен для дистанционного и автоматического управления высоковольтными выключателями ВМГ-133, ВМП-10 в камерах КСО, а также выключателями ВМП-10К с ячейками выкатного типа в комплектных распределительных устройствах (КРУ).
- Запросить цену
- Описание
- Характеристики
- Документация
- Видеообзор
Устройство привода ППМ-10
Привод ППМ-10 представляет собой конструкцию, устанавливаемую вертикально на стене распределительного устройства, в шкафу на вертикальной перегородке или на лицевой стороне выкатного элемента масляного выключателя.
Основные механизмы привода размещаются в сварном металлическом корпусе. Через заднюю стенку корпуса привода наружу выходит вал, соединяемый с выключателем непосредственно (ВМП-10К) или с помощью системы рычагов и тяг.
С лицевой стороны привода размещаются шестерни и рычаги от силового органа (пружин и груза) к редуктору, двигателю и валу привода.
В нижней части корпуса привода размещены реле и электромагниты, количество которых определяется электрическое схемой привода.
Привод типа ППМ-10 имеет 10 вариантов исполнения защиты. Каждый вариант обозначается своим цифровым индексом, состоящим из четырех цифр, которые обозначают:
1 — реле максимального тока мгновенного действия РТМ.
2 — реле максимального тока с выдержкой времени РТВ.
4 — электромагнит отключения ЭО.
6 — реле минимального напряжения с выдержкой времени РНВ.
Техническая характеристика |
Значение |
1. Номинальное напряжение электромагнитов дистанционного включения и отключения (в том числе действием релейной защиты) В: а) постоянного тока б) переменного тока |
110, 220 100, 127, 220 |
2. Номинальные напряжения реле минимального напряжения переменного тока, В |
100,127, 220 |
3. Диапазон уставок,отключающих токов реле РТМ, А |
5÷150 |
4. Диапазон уставок начальных, отключающих токов реле РТВ, А |
5÷35 |
5. Номинальное напряжение электродвигателя для заводки рабочих пружин привода, В а) постоянного тока б) переменного тока |
110, 220 127, 220 |
6. Полезная мощность на валу электродвигателя, Вт: а) постоянного тока б) переменного тока |
100 80 |
7. Пределы оперативной работы привода по напряжению на зажимах обмоток электромагнитов дистанционного включения, % от Uном |
80÷110 |
8. Пределы оперативной работы привода по напряжению на зажимах обмоток электромагнитов дистанционного отключения, % от Uном |
60÷120 |
9. Максимальное количество встроенных элементов защиты |
4 |
10. Масса привода с элементами защиты, кг |
78…85 |
Сопутствующая продукция
Полезные статьи
Научные статьи на тематику высоковольтное оборудование
наши партнеры
Страница 16 из 30
Принцип действия пружинных (грузовых) приводов аналогичен принципу действия ручных приводов, но они имеют специальные приспособления для включения за счет энергии сжатых пружин и груза. Пружинные приводы имеют дистанционные включение и отключение и встроенную защиту с выдержкой времени. Пружинные приводы дают также возможность осуществлять АПВ (автоматическое повторное включение) и АВР (автоматический ввод резерва). Возможность применения приводов с защитой и управлением как на постоянном, так и на переменном напряжении делает их универсальными. Поэтому пружинные приводы нашли в настоящее время широкое применение для выключателей почти всех типов напряжением до 35 кВ включительно.
Наиболее широкое распространение получили пружинные приводы типов ППМ-10, ПП-67 (ПП-61) и встроенные пружинные приводы. Пружинные приводы типов КППМ, ППК-63 имеют кинематическую схему, аналогичную схеме привода типа ППМ-10, а привод типа ПП-67 является модернизацией привода типа ПП-61. Методика проверки и регулировки их аналогична проверке приводов типов ППМ-10 и ПП-67.
Привод ППМ-10
Привод пружинный типа ППМ-10 применяется с выключателями типов ВМГ-133, ВМП-10, ВМБ-10 и другими, имеющими максимальный статический момент на валу при включении не более 40 кгс-м и статическую работу включения 20 кгс с углом поворота вала в пределах 120—150°.
Привод типа ППМ-10 (рис. 22 и 23) состоит из следующих частей и механизмов:
механизма взвода и свободного расцепления, имеющего серповидный рычаг 4 с уголком 12 для взвода и удержания рычага в поднятом положении; пружины 16, которая увеличивает скорость рычага 4 при падении;
релейно-отключающей планки 18, которая с помощью удерживающего механизма 15 с роликом держит механизм на взводе и в случае необходимости (при срабатывании реле и электромагнита отключения) освобождает его;
механизма включения, который состоит из рычага 11, свободно вращающегося па валу; защелки 8, служащей для подхвата и удержания рычага 17 во время включения; на валике 7 имеются устройство 6, удерживаемое спиральной пружиной, и рычаг 5, запускающий устройство АПВ; на выступающую втулку рычага 11 посажен маховик 28 со спиральной пружиной и шестерней взвода;
Рис. 22. Общий вид пружинного привода типа ППМ-10.
встроенных реле и электромагнитов 2, 19 и 20, служащих для дистанционных и аварийных включений и отключений выключателя;
устройства вала привода 14, которое имеет удерживающую защелку и рычаги 13 и 17;
заводного устройства (рис. 22), служащего для подготовки привода к включению (т. е. завода спиральной пружины 26); это устройство состоит из электродвигателя 33, редуктора 22 и шестерни взвода 24, кроме того, оно имеет планку 21, предназначенную для запуска электродвигателя в конце включения выключателя, и отсечку 27, ролик которой выводит из зацепления ведущую собачку с зубом, когда пружины заведены;
аварийных блок-контактов БКА 1 и блок-контактов КСА 32, необходимых для управления электродвигателем и сигнализации срабатывания защиты и положения пружины привода.
Рис. 23. Кинематическая схема пружинного привода типа ППМ-10.
Для включения привода 23 необходимо подать импульс от кнопки на электромагнит включения, который своим ударником приводит к перемещению ролика удерживающего устройства 15 и освобождает рычаг 11, который связан с пружиной завода и под ее воздействием повернется по часовой стрелке. При повороте рычаг 11 своей защелкой 8 захватит рычаг 17, который жестко связан с валом 14. В результате рычаг 17 окажется запертым защелкой и привод будет включен. Одновременно рычаг 11 при помощи сектора и планки поднимает вверх серповидный рычаг 4, подготавливая возможность отключения выключателя.
В конце процесса включения планка 21 (рис. 22), укрепленная на маховике 28, окажет воздействие на рычаг 23 пуска двигателя 33. Электродвигатель включается и заводит пружину 26, подготовляя привод к очередному включению (после отключения).
Для отключения привода необходимо, чтобы повернулась отключающая планка 18, которая поворачивается на опорах под действием ударника электромагнита отключения или реле. Отключающая планка 18 переместит удерживающую стойку 15 в результате чего рычаг 4 упадет и ударит по хвосту защелки, которая повернется на своей оси по часовой стрелке и освободит рычаг 17. Рычаг 17, жестко связанный с валом привода, под воздействием отключающих пружин выключателя повернется против часовой стрелки и отключит выключатель. Привод имеет также механизм свободного расцепления, который под воздействием отключающих элементов расцепляет подвижные части привода с приводным механизмом после взвода ударника расцепления, если выключатель включается на короткое замыкание.
Ниже рассматриваются регулировка механической части привода, проверка управления приводом и проверка устройства завода пружин.
Механическая регулировка привода.
Перед регулировкой производят внешний осмотр привода и очистку его от пыли и грязи. При внешнем осмотре обращают внимание на надежность шарнирных соединений, крепление частей привода, наличие всех шплинтов, шайб и контргаек; кроме того, тщательно осматривают поверхности зацепления всех собачек, защелок и т. д., на отсутствие заусенцев, трещин и сколов. После осмотра привода и очистки его от грязи и пыли приступают к механической регулировке привода.
Механизм привода имеет следующие регулировочные элементы, которые регулируют при необходимости:
тяга с резьбой I; регулируется так, чтобы при ручном и дистанционном отключении и отключении от РНВ защелка БКА надежно отходила от диска, давая возможность контактам БКА повернуться;
винт II (7); предназначен для регулировки механизма включения (рис. 24,а), т. е. глубины западания рычага 1 за ролик удерживающего механизма 3, глубина эта должна быть равна приблизительно 1 мм; при заводе пружины рычаг / должен свободно расходиться с роликом 2, т. с. складывать механизм; регулировка мертвой точки при необходимости производится винтом 8. В приводе ППМ-10 последних выпусков (рис. 24,6) регулировка заводящего рычага 1 за ролик рамки 2 производится перемещением вилки на тяге 6. При поднятии ее вверх по тяге зацепление уменьшается, при опускании — увеличивается. Включающая катушка должна производить включение в пределах 80—110% номинального напряжения на ее зажимах;
Рис. 24. Узел для регулировки механизма включения привода ППМ-10.
а — ППМ-10 ранних выпусков; 6 —ППМ-10 последних выпусков.
винт III (рис. 23); служит для регулировки завода планки 10 серповидного рычага 4 планкой с сектором 9; планка 10 должна быть отрегулирована так, чтобы при поднятом серповидном рычаге 4 зазор между планкой 12 и роликом удерживающей стойки был равен 2—4 мм (при этом ударник не должен упираться в верхнюю стенку корпуса привода); при опущенном серповидном рычаге и заводе пружины планка 10 должна свободно расходиться с сектором 9 рычага У У;
винт IV; служит для регулировки зацепления защелки 8 с рычагом 17 вала при включении выключателя; величина захвата должна быть 6—7 мм;
винт V; предназначен для регулировки механизма завода РНВ;
винт VI (рис 23); предназначен для регулировки мертвой точки отключающего механизма 15;
Шлицы Vlt; в механизме отключения они позволяют перемещать подшипник таким образом, чтобы планка 12 при поднятом серповидном рычаге находилась в соответствующем положении, указанном в инструкции. В приводах последних выпусков удерживающий механизм состоит из серьги и рычага и поэтому удержания серповидного рычага не требуется. Шлицы отсечки 27 (рис.20) служат для регулировки расцепления рычага и ролика 25 с рычагов 30 при срывах отсечка поднимается вверх, при глухом упоре рычага внутри привода — опускается вниз; шлицы планки 21 служат для смещения планки при незаведенной пружине, так чтобы планка рычажного механизма находилась в центре ее; —
винты-отражатели 31 и винты крепления оси служат для регулировки размера 5 мм и угла наклона пружинного стержня; регулировка необходима для надежного зацепления ролика 25 с зубом рычага 30.
После регулировки необходимо приступить к прозвонке вторичных цепей схемы и проверке работы блок-контактов привода согласно рекомендациям § 7. Нередки случаи, когда необходимо произвести перерегулировку заводского натяжения пружин, в том случае, когда привод ППМ-10 используется с выключателями, не указанными в заводской инструкции. При перерегулировке необходимо учитывать, что натяжение пружин должно обеспечить надежное включение MB при минимально допустимой скорости движения контактов. Перерегулировку натяжения пружин производят следующим образом.
При включенном положении выключателя и незаведенной пружине отворачивают болты 29 (см. рис. 22); придерживая маховик руками, поворачивают его на угол, кратный 15°, в ту или другую сторону в зависимости от необходимости увеличить или уменьшить натяжение пружин. Затем вновь заворачивают болты 29, снимают планку 21 и опробуют путем включения правильность выбранного натяжения пружин. Затем при незаведенной пружине необходимо установить планку 21 так, чтобы палец рычажного механизма 23 оказался посредине дугообразной части планки. Если отверстия на маховике 28 не подходят для крепления планки в новом положении, следует просверлить новые отверстия.
Опробование привода типа ППМ-10.
Рекомендуется следующий порядок проверки привода.
С помощью стальной штанги, которая закрепляется между двумя ввернутыми в штурвал болтами Ml2, производится ручной завод пружины (штурвал поворачивается против часовой стрелки) до надежного западания рычага 11 (см. рис. 23) за ролик включающего механизма 6. Включение и отключение привода от руки проверяются 4—5 раз. При этом обращают внимание на правильную работу всех узлов привода и отсутствие заеданий, недовключений и других дефектов в работе.
Включают питание оперативного тока и, подавая на электродвигатель кратковременные импульсы, производят завод дружины. Завод пружины необходимо производить медленно и при этом наблюдать за надежностью захвата роликом 25 зуба рычага 30, согласованностью моментов западания рычага 11 за ролик механизма 6, расцеплением отсечки 27 ролика 25 с зубом рычага 30, которое происходит, когда зазор между рычагом 11 и роликом достигает 1—2 мм, автоматической остановкой двигателя, который должен остановиться одновременно с расцеплением ролика 25 с зубом 30 от разрыва цепей питания блок-контактами КСА.
Производится включение и отключение привода 3— 4 раза с одновременным заводом пружины. Обращают внимание на работу электродвигателя 33 завода пружины, который должен включаться планкой 21 в конце процесса включения выключателя.
Производится проверка дистанционного включения и отключения выключателя и работы схемы сигнализации.
Производятся проверка работы первичных реле [Л. 3] и проверка устройства механического АПВ привода.
Для проверки АПВ переключатель положения работы привода ставится в положение «работа с АПВ». Предварительно заводится пружина и производится отключение выключателя от защиты. Устройство АПВ работает следующим образом: рычаг с роликом 13 при отключении привода поворачивается и ударяет роликом по рычагу 5, который воздействует на удерживающий механизм 6. Роликом механизма 6 рычаг 11 освобождается и, поворачиваясь под действием пружины 26, захватывает защелкой 8 рычаг /7—выключатель включается. Привод ППМ-10 может работать и от релейного устройства АПВ, но тогда необходимо механическое АПВ вывести из работы.
В последних выпусках ППМ-10 имеется только электрическое мгновенное АПВ, которое осуществляет повторное включение электрическими устройствами (блок- контакты, управляемые от вала выключателя через рычажную систему), встроенными в привод.
Читать также: