При приеме бензовозов на АЗС персонал должен следовать отраслевым нормам и положениям, требованиям к работе с легковоспламеняющимися материалами и пожароопасными веществами. Некоторые заправочные станции могут вводить в действие дополнительные правила поведения операторов, связанные с повышением безопасности.
Как только бензовоз прибывает на территорию АЗС, за его местонахождением и состоянием осуществляется постоянный контроль. Доставляемые на заправку в автоцистернах нефтепродукты (НП) следует принимать по ТТН (товарно-транспортной накладной), которая выписывается в 4 экземплярах.
Необходимые проверки перед приемом бензовоза
Перед тем как начать сливать новую партию нефтепродуктов, оператор проверяет в прилагаемых документах следующие параметры:
- количество (объем) бензина или другого НП;
- номер автомобильной цистерны;
- наименование нефтепродукта;
- сорт НП по действующему государственному стандарту.
Водитель бензовоза предоставляет сертификат, подтверждающий качество нефтепродукта, в котором приводятся технические нормативы по его составу согласно требованиям ГОСТ, показатели качества. Оператор должен проверить наличие на таком сертификате подписи и штампа ответственного лица.
В отчете смены, работающей на АЗС, а также в накладной указывается температура прибывшего нефтепродукта и время приезда бензовоза. Принимающий персонал проводит анализ горючего на наличие водной дисперсии, механических примесей в его составе до начала слива. Для этого следует убедиться в исправности рабочей площадки и подъемной лестницы, подняться к горловине резервуара автоцистерны, открыть крышку, осмотреть определяющую калибр емкости планку, оценить ее состояние. Указанное значение должно совпадать с калибровочным паспортом.
По требованиям инструкции о сохранении качества НП № 231, ответственный сотрудник должен правильно выполнить приемо-сдаточный анализ горючего. Необходимое количество нефтепродукта набирается в стеклянную тару. К специальной емкости прикрепляется бирка со следующими данными:
- номер ТТН;
- номер автозаправочной станции;
- номер автомобильной цистерны (бензовоза);
- марка нефтепродукта;
- дата забора пробы;
- ФИО сотрудника, отбирающего пробы, и водителя;
- температура, плотность доставленного горючего;
- номер резервуара.
Эти пробы хранятся до следующего заполнения резервуара, в котором будет находиться НП. По действующим правилам, при наличии на автомобильной цистерне пломб такой анализ проводить не требуется.
При отсутствии на бензовозе градуированной линейки количество прибывшего горючего определяется по степени заполнения резервуара. По действующим нормам, количество жидкого нефтепродукта должно доходить до горловины цистерны. Если персонал не нашел расхождения в указанных в накладной показателях и фактически полученных данных, топливо можно принимать.
Три экземпляра товарной документации оператор возвращает водителю, после чего начинает сливать НП.
Слив цистерны: как правильно сливать топливо
Перед началом приема нефтепродуктов прибывшая на АЗС цистерна должна быть обязательно заземлена, как указано в правилах пожарной безопасности. Чтобы обеспечить защиту от возникновения разряда статического электричества, к автомобилю прикрепляется УЗА (устройство заземления автоцистерн), который затем соединяется с заземляющим контуром заправочной станции.
Автомобиль с НП не должен мешать проезду заправляющихся машин, поэтому его следует принять и разместить вдоль пути следования всего автотранспорта.
При проверке персоналом сертификатов на поступившее горючее водитель прибывшей цистерны должен:
- заглушить двигатель;
- поставить бензовоз на ручной тормоз;
- покинуть кабину.
Ответственный работник, который будет сливать НП, все время находится рядом с заполняемым резервуаром, следя за тем, чтобы не произошло переполнения или разлива легковоспламеняемой жидкости. При наличии утечки процесс заполнения емкости сразу прекращается до полного ее устранения.
Правила и инструкции обращения с нефтепродуктами запрещают прием горючего в таких ситуациях:
- на автоцистерне отсутствует или сорвана пломба;
- сливное устройство или емкость с горючим бензовоза повреждены;
- резервуар заполнен не полностью;
- после анализа зафиксировано превышение количества механических или водных примесей в доставленном нефтепродукте;
- в переданных товарно-транспортных накладных найдены расхождения с фактическими показателями или документация заполнена неправильно.
При наличии даже одного из перечисленных выше нарушений прием не производится, т.к. возникает потенциальная опасность не только для персонала АЗС, но и для дальнейших потребителей горючего.
Во время приема запрещается отпускать из заполняемого резервуара НП посредством топливораздаточной колонки. А на протяжении всего времени нахождения бензовоза на территории заправочной станции запрещен подъезд к нему транспортных средств на расстояние ближе 3 метров.
Что делать после слива бензовоза
После опорожнения автоцистерны ответственный работник заправки должен убедиться, что топливо слито полностью. Для этого предназначен верхний смотровой люк цистерны. Следующие после отключения перекачивающего насоса (если слив не происходил самотеком) действия выглядят таким образом:
- Закрыть запорные вентили со стороны насосного устройства, бензовоза.
- Отсоединить подающий рукав от перекачивающей установки.
- Слить оставшийся нефтепродукт из шланга в специальное ведро.
- Закрыть муфту сливного блока со стороны резервуара крышкой.
- Закрыть крышкой колодец для хранения нефтепродуктов.
- Отключить от цистерны заземляющее устройство.
Далее представитель администрации заправочной станции правильно устанавливает пломбу на задвижном устройстве трубопровода. По действующей инструкции, акт о приеме топлива подписывается принимавшим нефтепродукт сотрудником заправки, а также представителем администрации.
Порядок приемки нефтепродуктов
Нефтепродукты, поступающие в автоцистернах, принимаются по товарно-транспортной накладной (ТТН). На все принимаемые нефтепродукты должен быть предоставлен паспорт качества (сертификат соответствия). Прием нефтепродуктов в пунктах разгрузки осуществляется в строгом соответствии с требованиями “Правил технической эксплуатации” с соблюдением мер пожарной безопасности и техники безопасности под руководством и контролем вашего уполномоченного представителя, являющимися обязательными для исполнения водителем.
Ваш представитель обязан обеспечить свободный доступ автотранспорта к пунктам слива нефтепродуктов. Для доставки и разгрузки нефтепродуктов вам необходимо содержать подъездные пути в пунктах выгрузки, а также погрузочно-разгрузочные площадки в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время осуществление перевозок, беспрепятственное и безопасное маневрирование автоцистерн, иметь устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, необходимые для разгрузки приспособления и вспомогательные материалы, а также средства пожаротушения.
Доставленные нефтепродукты принимаются в пункте назначения следующим образом:
— перед разгрузкой нефтепродуктов ваш представитель в присутствии водителя проводит осмотр целостности пломбировки автоцистерны (если процедура опломбирования предусмотрена при получении нефтепродуктов)
— ваш представитель в присутствии водителя перед разгрузкой проверяет соответствие уровня нефтепродуктов калибровочной планке в горловине автоцистерны с отметкой в ТТН фактического расстояния между уровнем нефтепродуктов и калибровочной планкой
— ваш представитель проверяет правильность подсоединения сливного шланга к соответствующему резервуару и дает разрешение на слив с внесением в ТТН записи «Слив разрешен»
— в процессе слива ваш представитель должен следить за уровнем нефтепродукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродуктов
— доставленные нефтепродукты, должны быть слиты полностью. Ваш представитель должен лично убедиться в этом путем осмотра цистерны через наливную горловину
— при отсутствии расхождений между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, ваш представитель делает на свободном поле накладной запись о количестве и времени приема нефтепродукта, ставит штамп организации (записи, произведенные приемщиком на накладной не должны закрывать данные самой ТТН). Один экземпляр накладной остается у вашего представителя нефтепродуктов. В случае отсутствия штампа, ваш представитель заверяет ТТН личной подписью с указанием фамилии и занимаемой должности.
Производственные операции, осуществляемые на АЗС, включают комплекс мероприятий по приему, хранению и отпуску топлива и других нефтепродуктов. Технологическая схема их проведения отражается в проектной документации на автозаправочную станцию.
Особенности операций по приему нефтепродуктов на АЗС
Основной транспорт, используемый для доставки нефтепродуктов на АЗС, – автомобильный. Прием привезенного продукта осуществляют как минимум 2 оператора.
Во время данной операции должны быть приняты меры по:
- обеспечению наличия средств для первичного тушения пожара;
- предотвращению пролива нефтепродукта;
- быстрой ликвидации последствий разлива продукта.
Перед началом операции перекачки топлива или масла операторы должны удостовериться в том, что:
- технологическое оборудование, участвующее в приеме продукта, исправно;
- нефтепродукт, который планируется наливать в резервуар (или его отсек), соответствует уже находящемуся там продукту;
- заправка автомобилей прекращена;
- сливное устройство автоцистерны исправно;
- двигатель автомобиля выключен (этот пункт актуален для тех случаев, когда нефтепродукт сливается в ТС самотеком или перекачивается насосом АЗС).
Если автоцистерна не опломбирована, оператор АЗС должен проверить уровень продукта по планке, установленной на горловине, и убедиться с помощью водочувствительной ленты, что в АЦ отсутствует вода. Оператору необходимо проверить соответствие данных, указанных в товаротранспортной накладной, с результатами проведенных измерений.
Также необходимо:
- Взять пробу нефтепродукта для измерения его температуры. Помимо этого берется арбитражная проба, которая должна храниться еще в течение суток после продажи всего объема продукта.
- Открыть задвижку в аварийный резервуар, в который собирается аварийно или случайно пролитый продукт.
- Закрыть задвижку, которая блокирует возможность отведения поверхностных вод с площадки для АЦ в очистные сооружения.
- Присоединить рукав цистерны к сливному устройству, а саму цистерну заземлить.
- Передавать нефтепродукт из АЦ в резервуар только через фильтрующий элемент.
Технологические процессы хранения нефтепродуктов на АЗС
Чаще всего нефтепродукты на АЗС хранятся в двустенных стальных резервуарах, соответствующих нормативным требованиям, или фасованными в тару. Порядок хранения продуктов в емкостях должен быть организован так, чтобы их загрязнение или смешивание были исключены, потери сведены к минимуму, а качество полностью сохранено. В емкостях с бензином не должно быть подтоварной воды более установленного уровня, который обеспечивается конструкцией устройства для дренажа жидкости. Емкости могут заполняться нефтепродуктом не более чем на 95 % от их объема.
Ответственным за контроль и сохранение качественных характеристик нефтепродуктов является лицо, которое официально назначается распорядительным документом предприятия.
Для сохранения потребительских характеристик нефтепродукта необходимо:
- содержать резервуары, сливные устройства, топливораздаточные колонки исправными и чистыми;
- постоянно контролировать герметичность емкостей для хранения нефтепродуктов, технологических трубопроводных сетей, запорной арматуры, что позволяет исключить проникновение в них атмосферных осадков и грязи;
- придерживаться гарантийного срока хранения;
- соблюдать все требования нормативов.
Производственные операции на АЗС по выдаче нефтепродукта
Выдача и учет нефтепродуктов реализуется через ТРК или продажей фасованной продукции, образцы которой с ценами выставляют на специальных витринах.
Во время заправки автотранспорта необходимо соблюдать следующие условия:
- ТС, ожидающие заправку, должны располагаться так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро эвакуировать с площади станции;
- расстояние между автомобилями в очереди – не менее 1 м;
- заправляться вне очереди могут ТС спецназначения – пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийная служба газового хозяйства;
- двигатель автотранспорта во время заправки должен быть выключен, выключение и включение двигателя осуществляется на расстоянии не менее 15 м от колонки;
- аварийно или случайно пролитые нефтепродукты необходимо удалить в специальные емкости.
Контроль качества продукции, уровня пожарной и экологической безопасности на территории станции упрощает автоматизация этих процессов. Автоматические системы позволяют измерять уровень продукта в резервуаре, его температуру, плотность, давление, определять наличие и количество подтоварной воды.
Вопрос №25 – По каким правилам принимается бензовоз на АЗС?
Сергей Чернов из Ярославля спрашивает:
Существуют ли какие-то общие правила приема бензовоза или для каждой АЗС это свои собственные нормы? Как определить, что машина принята и разгружена правильно?
Ответ нашего специалиста:
Правила приема бензовоза подчиняются общим положениям о работе с пожароопасными веществами. Каждая АЗС вправе добавлять вспомогательные меры безопасности, однако снижать качество проверки нельзя.
Перед сливом продукта
Нефтяные продукты, поступающие на АЗС, принимают согласно накладной, в которой указаны такие данные:
Прием нефтепродуктов на АЗС
- номер автомобильной цистерны;
- объем продукции;
- сорт и наименование – в соответствии с ГОСТом.
Документ выписывается в четырех экземплярах. Водитель обязан сдать на АЗС также сертификат качества нефти, в котором указаны технические условия или ГОСТ, а также качественные показатели. Сертификат должен иметь штамп и подпись ответственного специалиста.
В накладной и отчете смены АЗС записывают температуру нефти в цистерне до ее слива, а также время, когда цистерна налита. Перед получением нефти оператор должен провести ее анализ на предмет содержания воды и механических примесей. Проба, на баночке с которой указаны данные о нефти и аналитике, хранится до следующего заполнения резервуара нефтью. Если емкость опломбирована, проверять воду не нужно.
Если машина не оборудована градуированной таблицей, объем определяют по полноте заполнения. Она должна быть заполнена по планку на горловине. Если данные о наполнении машины нефтью не отличаются в накладной и по результатам проверки, оператор принимает товар и расписывается в накладной. Три экземпляра документа отдаются водителю.
Общая схема контроля бензовоза
Слив цистерны
Автомобильная цистерна должна быть заземлена перед началом слива согласно правилам приема бензовоза. Машина ставится по направлению движения автотранспорта и должна иметь свободный проезд на аварийные случаи.
Во время приема материалов нельзя находиться в кабине водителя, двигатель выключен, машина на ручном тормозе. После приема оператор должен убедиться в полном сливе. Во время передачи продукции оператор следит за наполнением резервуара и за тем, чтобы он не переполнился. Передачу нефти немедленно прекращают, если обнаружена утечка.
Принимать нефтяные продукты запрещено в таких случаях:
- неисправная цистерна или сливное устройство;
- отсутствует или нарушена пломба;
- неправильно оформленные документы;
- неполное заполнение цистерны;
- наличие воды и механических примесей, а также другие несоответствия стандарту качества.
Несоблюдение этих правил опасно приемкой некачественных материалов, потенциально опасных как для работников АЗС, так и для потребителей.
По окончании приема представитель администрации предприятия ставит пломбу на задвижке трубопровода. Документ об акте приема подписывается товарным оператором, оператором станции и представителем администрации.
Видео: Учебный фильм Газпромнефть АЗС
Содержание
- 1 НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
- 1.1 Слив автоцистерн
- 1.2 Операции по окончании слива
- 1.3 Приемка расфасованных нефтепродуктов
- 1.4 Приемка отработанных масел
- 2 Пожарная безопасность на АЗС: требование и инструкции
- 2.1 Виды АЗС
- 2.2 Прогнозирования возможной обстановки на пожаре
- 2.3 Первичные средства пожаротушения которые находятся на АЗС
- 2.4 Компьютер знает, хватает ли топлива на АЗС
- 2.5 ЧП не будет
- 2.6 Можно ли «развести» топливо?
- 2.7 Почему так долго?
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
Замер уровня и отбор проб на АЗС | Эксплуатация в осенне-зимний период |
Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным или, в редких случаях, железнодорожным и трубопроводным транспортом.
Заказ на получение АЗС нефтепродуктов передается на предприятие по обеспечению нефтепродуктами через диспетчерскую службу компании (фирмы).
Нефтепродукты, поступающие на АЗС в автомобильных цистернах, принимаются по товаротранспортной накладной (выписываемой в четырех экземплярах), в которой указывается: номер автоцистерны, количество нефтепродукта, наименование и сорт в соответствии с государственным стандартом.
На каждую партию нефтепродукта водитель обязан сдать получателю также паспорт (сертификат) качества, в котором указываются государственный стандарт или технические условия на сдаваемый нефтепродукт и все показатели качества, предусмотренные этим стандартом с обязательным штампом, заверенным подписью ответственного лица.
Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.
Перед сливом нефтепродукта в резервуар оператор отбирает пробу из отстойника автоцистерны на наличие воды и механических примесей в нефтепродукте.
Проба берется в стеклянную тару, к которой прикрепляется табличка с указанием номера АЗС, марки нефтепродукта, номера товарно-транспортной накладной, номера автоцистерны, ФИО водителя и оператора, даты, плотности и температуры нефтепродукта, номера резервуара. Проба хранится на АЗС до следующего слива нефтепродукта в данный резервуар.
Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне, а также определения количества подтоварной воды.
В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб.
В автомобильной цистерне, не имеющей посантиметровой градуировочной таблицы, уровень нефтепродукта не замеряется, а объем определяется по паспорту цистерны и полноте ее заполнения. В этом случае оператор поднимается на цистерну и проверяет количество нефтепродукта.
Цистерна должна быть заполнена по планку (на горловине цистерны приваривается планка, указывающая уровень наполнения цистерны).
При отклонении уровня бензина в автоцистерне от планки (контрольной риски), например, из-за колебания температуры нефтепродукта в пути измерение объема нефтепродукта в пределах горловины цистерны следует определять с учетом коэффициентов объемного расширения.
При отсутствии расхождения между количеством нефтепродуктов, указанным в товарно-транспортной накладной и определенным в результате измерений в транспортных средствах или узлами учета при приемке, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три возвращаются водителю, доставившему нефтепродукт.
При выявлении несоответствия поступивших на АЗС нефтепродуктов товарно-транспортной накладной по количеству или качеству, составляется акт о недостаче установленной формы в трех экземплярах. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
Слив автоцистерн
Правилами защиты от статического электричества предусматривается заземление автоцистерны перед сливом из нее нефтепродуктов.
Из-за опасности искрообразования, при подсоединении «заряженной» автоцистерны к заземляющему устройству заземление необходимо выполнять вне взрывоопасной зоны медным проводом, причем его сначала необходимо присоединить к автоцистерне, а затем к специальному выводу заземляющего контура АЗС с помощью болтового зажима.
Автоцистерна устанавливается по ходу движения автотранспорта, и для нее должен быть обеспечен свободной выезд на случай аварийной ситуации.
При сливе нефтепродукта самотеком или насосом АЗС двигатель автоцистерны должен быть выключен, автотранспортное средство поставлено на тормоз, водитель не должен находиться в кабине автомобиля.
Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстоянии менее 8 м от сливных муфт резервуаров.
Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.
В процессе приема нефтепродуктов, оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродукта.
Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.
Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС, который должен следить за герметичностью сливного устройства. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.
Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:
- неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
- отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
- неправильное оформление товарных и отгрузочно-транспортных документов;
- недостача нефтепродуктов;
- содержание воды в нефтепродуктах;
- присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.
Отпуск нефтепродукта из резервуара, в который сливается нефтепродукт, прекращается до окончания слива.
Операции по окончании слива
По окончании слива нефтепродукта водитель автоцистерны совместно с оператором АЗС через верхний смотровой люк убеждаются в том, что нефтепродукт из автоцистерны слит полностью.
После окончания приема нефтепродукта выключается перекачивающий насос (если слив осуществляется не самотеком), закрываются запорные вентили автоцистерны и перекачивающего устройства, сливной рукав автоцистерны отсоединяется от перекачивающего устройства, остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны сливаются в ведро, закрываются крышкой муфта сливного устройства резервуара и колодец, заземляющее устройство отключается от автоцистерны.
Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровня подтоварной воды в резервуаре АЗС.
По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.
На сданный по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывают товарный оператор, оператор АЗС и представитель администрации предприятия.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию и является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально-ответственных лиц предприятия, а второй остается у оператора АЗС и прилагается к сменному отчету.
Приемка расфасованных нефтепродуктов
Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.
При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.
Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасны частей.
Приемка отработанных масел
Отработанные масла принимаются от индивидуальных владельцев транспортных средств дежурным оператором.
Учет принятых отработанных нефтепродуктов ведется в специальных журналах.
Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные, все прочие нефтепродукты — как смешанные.
АЗС, которые принимают отработанные нефтепродукты, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.
Замер уровня и отбор проб на АЗС | Эксплуатация в осенне-зимний период |
Источник: http://proofoil.ru/Petrochemical/Petrochemical9.html
Пожарная безопасность на АЗС: требование и инструкции
Автозаправочная станция или сокращенно АЗС – для всех людей это привычное и знакомое место, где ежедневно миллионы людей осуществляют заправку своего автомобиля, пьют кофе или останавливаются на перекус в специально предусмотренных комплексах при АЗС. Никто и не задумывается о том, что АЗС это место повышенной опасности. В нашей статье мы хотим рассказать о возможных нештатных ситуациях, которые могут возникнуть при заправке автомобиля и как предостеречь себя от внезапного пожара.
Виды АЗС
В настоящее время в эксплуатации на территории России находится несколько видов автозаправочных станций (АЗС):
- традиционные АЗС – с подземными резервуарами,
- блочные АЗС – с подземными резервуарами и топливно-раздаточными колонками (ТРК) над ними,
- модульные АЗС – с надземными резервуарами, от которых разнесены топливно-раздаточные колонки на сравнительно ограниченной территории,
- контейнерные АЗС – с наземными резервуарами, где в контейнере находятся и топливно-раздаточные колонки,
- топливно – раздаточные пункты АЗС – располагаются на территории предприятия для заправки автомобильной техники этого предприятия,
- передвижные АЗС – автомобили, прицепы или полуприцепы.
Большую пожарную опасность представляют и автомобили – бензовозы, в емкостях которых перевозятся и пропан, и бутан.
За последние годы в г. Москве были случаи, когда в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием автомобиля, перевозившего бензин, происходил разлив топлива с последующим его воспламенением. В результате чего, полностью уничтожались автомобили, находившиеся рядом с ДТП, и были жертвы среди людей.
В США за 11 лет зарегистрировано 296 случаев проливов СУГ (сжиженных углеводородных газов), из которых в 9% происшествий объем пролитого газа превышал 1000 м3. В 27% (81 случай) происшествия сопровождались пожарами и только 8% (25 случаев) – взрывом и с тяжелыми последствиями.
Высокая пожаровзрывоопасность СУГ, в основном, объясняется низким концентрационным пределом распространения пламени (1,6% объемных) и высокой плотностью по отношению к воздуху (1,5).
Это говорит о том, что для образования горючей среды достаточно даже небольшой утечки газа и маломощного источника зажигания. Зона загазованности представляет собой стелющееся по земле облако, толщина которого достигает нескольких метров, а длина и ширина могут достигать несколько сот метров.
Этот газ может скапливаться в подвалах зданий, технологических колодцах и в низких местах на местности, вблизи дорог и др.
Прогнозирования возможной обстановки на пожаре
Для прогнозирования возможной обстановки на пожаре необходимо иметь следующие расчетные модели:
- площадь разлива продукта при неконтролируемом выходе СУГ или бензина;
- интенсивность испарения разлитого нефтепродукта;
- возможность образования и величины зоны взрывоопасных концентраций;
- ударная волна при взрывании СУГ с воздухом, её последствия;
- воздействие пожара в районе горения и взрыва на окружающие объекты и людей.
Многочисленными исследованиями установлено, что для оценки разрушения при возможных взрывах газо-воздушного облака СУГ следует принимать от 2 до 10% энергии сгорания от всей массы выбрасываемой из аварийной системы парогазовой среды. Температура горения шара на оболочке газового облака может достигать 1000 0С, при этом величина теплового излучения от шарового выброса пламени может быть в 1,5 и более раза больше чем от обычных пожаров нефтепродуктов.
Об аварийном разливе нефтепродуктов Вы можете прочитать в нашей статье.
При разливе и горении под автомобилем перевозимого СУГ, воздействие тепловых потоков на емкость увеличивается быстро. Угол в течении 7-12 минут, в зависимости от степени заполнения емкости цистерны, наступает предельно – допустимая температура для стенок цистерны (около 6000С).
Следовательно, требуется как можно быстрее поводить охлаждение стенки цистерны водой или раствором пенообразователя от пожарных автомобилей или стационарных устройств.
Для стационарных АЗС можно рекомендовать для быстрого рассеивания СУГ (пропана) водяные завесы. Они могут быть как стационарно – устроенными на АЗС, так и приводимым и создаваемыми с помощью пожарных автомобилей.
Для этого используются щелевые и водные распылители: с различным расходом воды, её дисперсности и величинам защищаемой площади. Давление в этих приборах 50 – 60 м, а общие расходы воды зависят от размеров резервуаров.
Эта система наиболее эффективна, если она выполнена стационарно на АЗС и находится в постоянном дежурном режиме.
Специалистами МЧС РФ достаточно хорошо изучены и разработаны подобные специальные системы защиты и уже применяются на практике как при защите промышленных установок так и пожарной техники при тушении пожаров.
Доказано экспериментально.
Что наиболее эффективна защита горящих и схожих с ним резервуаров орошением водой ручными, лафетными стволами или различными стационарными веерными распылителями (типа РВ – 12) с требуемой интенсивностью не менее 0,1 а/м2с.
Более подробно об устройстве резервуарах и их тушении Вы можете прочитать в нашей статье:
“Тушение пожаров на нефтехимических объектах“
Первичные средства пожаротушения которые находятся на АЗС
Примерно такие:
- ящик с песком;
- углекислотные огнетушители ручные;
- порошковые огнетушители ручные и передвижные;
- хладоновые огнетушители;
- воздушно – пенные огнетушители.
Углекислотные огнетушители достаточно эффективно тушат электрические провода даже под напряжением, но на небольшом их протяжении. Если применить, например, огнетушитель ОУ – 5, то он тушит сжиженный газ на площади около 0,2м2, что чрезвычайно мало.
Чтобы потушить возникшее горение СУГ углекислотным огнетушителем, находящимся на АЗС, необходимы идеальные условия:
- человек с ОУ-5 должен находиться в нужном месте мгновенно;
- площадь горения не должна быть больше возможной площади тушения.
Если учесть, что скорость растекания СУГ по бетону 6 м/мин, а одним ОУ-5 можно потушить только 0,2 м2, это очевидно, что вероятность успешной ликвидации горения чрезвычайно мала.
Наиболее эффективны для тушения разлитого СУГ различные порошковые составы, применяемые в пожарной охране. Однако, здесь существенное влияние на эффективность тушения пожара имеют такие факторы, как направление и скорость ветра, а также наличие и размеры различных препятствий.
На практике установлено, что при наличии ветра и препятствия в зоне горения, интенсивность подачи порошка должна быть увеличена в 2-2,5 раза по сравнению с его нормативными значениями.
Однако, надо иметь ввиду, что после тушения пламени вокруг очага горения сохраняется определенная вероятность повторного воспламенения паров сжиженного газа.
Автозаправочные станции оснащаются первичными средствами пожаротушения
Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо одним покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 2 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 2 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации).
Заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации).
Площадка для автоцистерны оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации огнетушителей) либо 1 покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания на заправочных островках предусматривается в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.”.
Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-na-azs/
Нередко, приезжая на АЗС, сталкиваешься с табличкой «Извините, идет слив топлива». Бывает, что АЗС не работает полностью, бывает, только некоторые ТРК (топливораздаточные краны), тогда прямо на них закрепляются таблички: «Извините, идет прием топлива».
Понятное дело, никто не ждет, пока его (топливо) откуда-то сольют и куда-то примут, а сразу отправляется на другую автозаправочную станцию.
А на самом деле, что кроется за этой табличкой, как происходят те самые, невидимые клиентам, слив и прием топлива?
Задавшись такими и другими вопросами и предварительно оговорив время прибытия бензовоза, Татьяна Кудряшова из «Лидской газеты» отправилась на одну из автозаправочных станций «Белоруснефть», обслуживаемых ОАО «Лиданефтепродукт», – в Цыборы.
Компьютер знает, хватает ли топлива на АЗС
До того, как нефтепродукты приехали, с процессами их контроля и приемки корреспондента теоретически ознакомили начальник цеха АЗС ОАО «Лиданефтепродукт» Юрий Рымко, начальник производственно-технического отдела предприятия Виталий Гурьян, мастер, отвечающий за работу этой АЗС, Тадеуш Табола.
Перед тем как отправить бензовоз на определенную АЗС, существуют предварительные мероприятия. Во-первых, график, который формируется диспетчерской службой, исходя из информации об остатках. Чтобы работа была бесперебойной, в резервуарах должен находиться трехдневный запас.
Диспетчер с помощью компьютера видит на расстоянии, сколько и чего не хватает на конкретной АЗС, после отправляется электронная накладная, а количество и время еще раз согласовываются с оператором АЗС, который, кстати, тоже видит на экране компьютера, в каком резервуаре сколько определенного вида топлива.
Сегодня мы будем заполнять два резервуара: с АИ-92 и дизельным топливом. Вот и бензовоз.
ЧП не будет
Водителя бензовоза Дмитрия Граховского встречаем за стойкой оператора. Он отдает накладные на бумажном носителе, которые дублируют электронные. Оператор сверяет: все точно, как в аптеке. Далее возвращаемся к бензовозу. Он может стоять только там, где стоит, – на специальной площадке. Где-то там и резервуары.
Первым делом оператор (кстати, он должен быть в спецодежде определенного образца и даже иметь каску) проверяет, поставил ли водитель под колеса противооткатные упоры. Есть. Второе правило – пломба на ящике. В порядке.
Ящик, за дверцей которого находятся большущие краны, открывается, и начинает действовать третье правило – заземление. Проще говоря, проволока цепляется за металлическую часть крана и соединяется со специальным столбиком на площадке.
Это одна из необходимых мер предосторожности.
Есть и другие. Например, до начала приема топлива обязательно надо открыть кран аварийного резервуара. Зачем? Казалось бы, незачем. Ведь требуемое количество топлива уже несколько раз перепроверено до грамма. В резервуар из бензовоза его попадет ровно столько, сколько заказано. Все подсчитала автоматика. Но мало ли что.
В общем, кран аварийного резервуара открывается на непредвиденный случай перелива топлива. Если такое вдруг произойдет, то нефтепродукты не разольются по территории, а попадут в аварийное отверстие.
Но даже если и хлынет бензиновый поток, все равно реки не получится, так как и на самой площадке, под бензовозом, зарешеченные аварийные отверстия, куда и попадет топливо.
Можно ли «развести» топливо?
Поговорим о «разбавлении» бензина. В обязанности оператора, принимающего топливо, входит и такая проверка. Вот тут Александру и требуется каска, так как придется залезать вверх, на цистерну. Люки там тоже опломбированы.
В руках у Александра специальная штука, типа автомобильного щупа для проверки уровня масла. Выглядит как полутораметровая (примерно) металлическая линейка с делениями. Перед тем как опустить ее в люк, на кончик ее наносится специальная смазка-индикатор.
Это для того, чтобы узнать, присутствуют ли в цистерне вода и другие непредусмотренные вещества. Если да, то смазка должна приобрести малиновый цвет. Нет, цвет остался прежним.
Чтобы все-таки продемонстрировать, что индикатор в порядке, на него капают водой, цвет смазки мгновенно меняется.
Почему так долго?
Прием топлива происходит долго. Казалось бы, нацепил рукава – и вперед. Очень много степеней контроля. Впрочем, всё для нас же, клиентов.
Оттуда же, из цистерны, оператор берет пробу для проверки качества, плотности, температуры. Все эти параметры определяются специальным прибором, похожим на обыкновенный градусник.
Называется – ареометр. Для каждого вида топлива свой прибор. Затем проверенные пробы в запечатанном виде хранятся в специальном шкафчике до полной реализации данной партии нефтепродуктов.
Далее водитель и оператор закрепляют рукава, идущие от бензовоза к кранам резервуаров, проверяется надежность и дается команда на слив. Наконец!
Потом все происходит в обратном порядке: отсоединить рукава, закрыть кран аварийного резервуара, смотать проволоку заземления и так далее. Все по правилам. Они расписаны четко и очень подробно в документе, который называется «Порядок учета нефтепродуктов при приеме, хранении и отпуске на АЗС «Белоруснефть».
Источник: https://autogrodno.by/22-news/2/10393-priem-topliva.html