(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
3. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами:
о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
10. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
11. Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
12. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.
13. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.
14. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы, указанные в пунктах 8 и 12 настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы.
Что такое объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)?
Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, «Об охране окружающей среды», объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду -это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Простыми словами, это строение, сооружение, для производственной или иной хозяйственной деятельности, на территории которого осуществляются работы, услуги, процессы, которые приводят к выделению в окружающую среду выбросов или сбросов.
Например, котельная, столовая, очистные сооружения, цех сварки или обработки металла и т. д.
О постановке на учет кафе или ресторана можно узнать в нашей статье «Постановка на государственный учет кафе и ресторанов как объектов негативного воздействия на окружающую среду»
Кто ведет учет объектов негативного воздействия?
Учет объектов негативного воздействия ведет орган исполнительной власти в области контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды.
Существует региональный и федеральный реестр объектов негативного воздействия н окружающую среду.
Соответственно, на федеральном уровне, реестр ведет территориальный отдел Росприроднадзора, а на региональном уровне- это региональные министерства экологии, управления, департаменты.
Как поставить объект НВОС на учет?
Постановка объектов НВОС на учет осуществляется государственным органом на основании заявки о постановке объекта на государственный учет в срок, не превышающий 10-ти дней с момента направления подписанной заявки в государственный орган по средствам усиленной электронной цифровой подписи, либо на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации.
Заявка готовится в личном кабинете природопользователя.
Организация, которая планирует регистрацию объекта НВОС в реестре, должна быть зарегистрирована на портале госуслуг, а затем в личном кабинете природопользователя.
Программно-техническое обеспечение ведения учета объектов НВОС размещено на сайте: Росприроднадзор | ПТО «УОНВОС» (rpn.gov.ru)
Подробные инструкции здесь: РПН (rpn.gov.ru)
Результат постановки объекта на учет НВОС
Результатом могут быть как свидетельство о постановке объекта на учет так и уведомление об отказе в постановке объекта на учет.
Если у проверяющего возникли вопросы или замечания.
Свидетельство о постановке на учет содержит уникальный номер объекта и категорию объекта негативного воздействия на окружающую среду.
А сколько всего категорий существует?
Всего существует 4 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду.
1-самые опасные объекты, 4-практически неопасные.
До 1 января 2021 года действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Р Ф от 28.09.2015 № 1029.
С 1 января 2021 года действуют новые критерии отнесения объектов НВОС на учет, утвержденные Постановлением Правительства Р Ф от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
В зависимости от категории, к юридическом лицу предъявляются требования по разработке документации и получению разрешений.
Подробнее с документами для объектов 1,2,3 и 4 категорий Вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Какие документы требуются для оформления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет?
Перечень будет зависеть от вида объекта, но основные документы, которые требуются приведены ниже:
1) Выписка из ЕГРЮЛ.
2) Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
3) Копия свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица в налоговом органе.
4) Карточка предприятия с кодами статистики.
5) Краткие сведения о предприятии (виды деятельности, технология производства, перечень участков предприятия).
6) Проект ПДВ, Нормативы ПДВ, разрешение на выброс, план график-контроля на источниках выбросов.
7) Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Акт ввода объекта /цехов/участков в эксплуатацию (или сведения о сроках проведения строительных работ).
9) Справка о временном режим работы, количество рабочих дней в году.
10) Отчет 2-ТП отходы (при наличии).
11) Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги, проектная мощность (с кодами общероссийского классификатора единиц измерения, общероссийского классификатора продукции, общероссийского классификатора услуг населению).
12) Копия кадастрового/ых паспорта/-ов с координатами угловых точек объекта.
13) Копия договора о водоснабжении и водоотведении (если водоснабжение осуществляется по договору аренды, предоставить договор аренды помещения).
14) Указать объем оборотного водоснабжения (если имеется).
15) Копиv договоров на энергоснабжение, теплоснабжение, поставку газа (при наличии).
16) Копии протоколов лабораторных и инструментальных исследований на источниках выбросов (при наличии).
17) Копии протоколов по сточной воде.
18) Паспорт, технологический регламент, руководство по эксплуатации очистных сооружений;
19) Справка о том, что ДГУ является аварийной и по причине отсутствия в 2020 году аварийных ситуаций не эксплуатировалась.
20) Перечень установок по очистке газа и пыли, копии их паспортов и технической документации.
21) Перечень станочного парка предприятия по участкам с указанием марок, производимых на них операций.
22) Справка о расходе сырья и материалов за предыдущий год за подписью директора
23) Справка о чистом времени работы, типах, основных характеристиках установленного оборудования, заверенные главным инженером (главным механиком) предприятия.
24) Справка о расходе сырья и материалов за предыдущий год за подписью директора.
25) Справка о наличии/отсутствии автотранспортных средств на балансе предприятия. Если есть автотранспорт на балансе, то: — группа транспортных средств (легковой, грузовой, автобус и т. д.).
26) Копии договоров по передаче отходов, с приложением документов, подтверждающих фактическую передачу отходов в отчетном периоде (справки, акты приема — передачи, счета — фактуры), копию договора на размещения отходов.
27) Данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I — IV класса опасности, (Акты выполненных работ, талоны, счета-фактуры на вывоз отходов и т. д.).
28) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ (при наличии).
29) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ (при наличии).
30) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию и безопасному размещению отходов I-V класса опасности (при наличии).
31) Сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду (наименование программы/плана мероприятий, плановые сроки реализации мероприятий, капитальные затраты, направление мероприятий (снижение выбросов/сбросов/образования отходов)).
32) Карта-схема объекта с экспликацией.
33) Отчет по ПЭК, приказ о назначении ответственных за ООС на предприятии.
34)Проект/-ы НДС, разрешение/-ия на сброс, решение о предоставлении водного объекта в пользование .
35) Программа повышения экологической эффективности. план мероприятий по охране окружающей среды .
36) Программа регулярных наблюдений за водным объектов и его водоохранной зоной / программа контроля качества сточной воды и питьевой воды вод (при наличии).
37) Лицензии на добычу питьевой воды (при наличии).
Если у Вас нет какого-либо документа по экологии, то мы поможем с его получением.
Мы оперативно проведем обследование объекта, составим перечень исходной документации, поможем со сбором документов, разработаем недостающие документы и обоснования и оформим заявку о постановке на государственный учет.
Могу ли я сам подготовить заявку и получить свидетельство?
Конечно, если Вы профессиональный эколог и поставили на учет не один десяток объектов.
Как правило, уже при заполнении заявки возникают первые нюансы, о которых может знать только опытный специалист.
А иногда, к нам обращаются клиенты, которые получили по 5−6 отказов при постановке. Поэтому подумайте, стоит ли Вашего времени и нервов это мероприятие.
И если решите, что не стоит, просто позвоните или напишите нам.
Мы сделаем всю работу за Вас.
Заполнение раздела «Воздействие объекта на окружающую среду» заявки на постановку объекта НВОС на учет.
Заполнение раздела «Воздействие объекта на окружающую среду» начинается с выбора, какие виды воздействия на окружающею среду имеются в результате функционирования нашего объекта.
Информация об источниках выбросов на объекте.
При наличии на объекте НВОС стационарных источников выбросов нажимаем соответствующею кнопку «Присутствуют», потом «Сохранить» и переходим в древовидном меню к заполнению информации об источниках выбросов.
Нажимаем кнопку «+ Добавить источник выбросов» и заполняем информацию по конкретному источнику. Информацию по источникам выбросов, нужно брать из проекта «Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух».
Наименование источника – в этом поле необходимо кратко и ёмко охарактеризовать источник. Написать просто «Труба» маловато. Добавьте к названию немного конкретики к примеру «Котельная №1, Котел ДКВР, дымовая труба». Если писать чуть подробней у проверяющих не возникает желания отправлять отчет на доработку.
Далее заполняем номер источника. Пишите ровно так, как указана в проекте инвентаризации, к примеру «0001 или 6001».
Поле «ИСКИ» источника выбросов можно заполнить если он присвоен. У 99% предприятий такого кода нет, так что смело оставляем данное поле чистым.
В графе «Тип направленности», из выпадающего списка выбираем тип источника «организованный или неорганизованный». Тип источника можно посмотреть в проекте инвентаризации или определить по номеру источника. Организованные источника номеруются с 0 (к примеру 0001), а неорганизованные с 6 (к примеру 6001).
Далее указываем адрес источника НВОС и ОКТМО (в общем то адрес и ОКТМО непосредственно объекта НВОС).
Теперь переходим к заполнению параметров нашего источника. Первым делам выбираем тип нашего источника «Площадной, точечный, линейный». Данная информация также имеется в проекте инвентаризации. В большинстве случаев все организованные источники являются точечными, а неорганизованные площадными.
Следующем параметром источника является его географическое расположение (координаты). Введение географических координат источника осуществляется точно также, как мы рисовали контур объекта НВОС. Тость, либо мы переносим точку — маркер в нужное место на карте, либо непосредственно указываем координаты источника (или угловых точек площадного источника).
Далее заполняются параметры источника, такие как: высота, длинна, ширина, диаметр, проектная тепловая мощность, Температура ГВС, скорость ГВС, Расход ГВС, Доля сжигания ПНГ (попутного нефтяного газа), фактическая масса выбросов углекислого газа. Практически все необходимые параметры по источнику берутся из таблицы «Параметры выбросов загрязняющих веществ» проекта инвентаризации выбросов.
Фактическую массу выбросов углекислого газа вам придется высчитать самостоятельно. Расчет осуществляется согласно методикам описанным в приказе МПР от 30 июня 2015 г. N 300 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И РУКОВОДСТВА ПО КОЛИЧЕСТВЕННОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕМА ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ХОЗЯЙСТВЕННУЮ И ИНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
В конце данного раздела необходимо указать технологический процесс или применяемую технологию. Для этого нажимаем кнопку «+ Добавить технологический процесс, применяемую технологию» и в открывшемся поле кратко описать проводимую операцию (К примеру «сжигание угля в котлах»).
После этого сохраняем нашу работу. Таким же образом заносим в систему все стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.
Ключевые вопросы
Необходимые документы и способы их подачи
Отказ в приеме документов и предоставлении госуслуги
Прием и регистрация документов
Постановка объекта НВОС на государственный учет
Актуализация сведений об объекте НВОС
Снятие объекта НВОС с государственного учета
Выдача дубликата свидетельства
Исправление ошибок, допущенных при внесении сведений
Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — важнейший этап регулирования и контроля воздействия хозяйствующих субъектов. Объекты НВОС ставятся на учет в органах Росприроднадзора или уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — ОИВС РФ) в зависимости от уровня надзора — федерального или регионального.
Реестры объектов НВОС ведутся отдельно — на федеральном и региональном уровнях. При этом объекты федерального уровня надзора вносятся в федеральный реестр силами Росприроднадзора, но могут вноситься и другими уполномоченными органами, если в регионе существует такая договоренность о передаче полномочий. Объекты регионального уровня надзора вносятся в региональный реестр только уполномоченными ОИВС РФ.
Функция ведения федерального реестра объектов НВОС закреплена за Росприроднадзором подп. 5.5(10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 27.07.2019).
Кроме того, в п. 10 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила № 572), также указано, что данную функцию осуществляет Росприроднадзор. Однако соответствующий административный регламент, согласно которому Росприроднадзор обязан работать в данном направлении, появился только сейчас, когда практически все объекты НВОС уже три-четыре года как поставлены на учет.
Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее — Административный регламент), утвержден Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2020).
В настоящей статье кратко рассмотрим административные процедуры постановки на учет объектов НВОС федерального уровня надзора, актуализации сведений о таких объектах, снятия их с учета и другие процедуры, регламентированные новым документом.
Общие положения
Административный регламент определяет:
• сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Росприроднадзора, а также ОИВС РФ, которым полномочия по предоставлению госуслуги переданы на основании соглашений[1];
• порядок взаимодействия между территориальными органами Росприроднадзора, уполномоченными ОИВС РФ, их должностными лицами, а также порядок взаимодействия Росприроднадзора и его территориальных органов с органами государственной власти и иными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Заявителями при предоставлении госуслуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, а также лица, действующие от их имени по доверенности, обратившиеся с заявкой или заявлением о предоставлении госуслуги.
Информирование по вопросам предоставления госуслуги осуществляется в обычном порядке:
• по телефону;
• письменным обращениям;
• электронной почте;
• путем размещения информации на стендах и на сайте территориальных органов Росприроднадзора и уполномоченных ОИВС РФ, а также на портале госуслуг.
Извлечение
из Административного регламента
[…]
6. При осуществлении устного консультирования должностные лица Росприроднадзора или его территориального органа, уполномоченного органа исполнительной власти обязаны в соответствии с поступившим запросом предоставлять информацию по следующим вопросам:
о входящих номерах, под которыми зарегистрированы документы, и о результатах предоставления государственной услуги;
о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);
о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги;
о сроках предоставления государственной услуги.
[…]
Согласно Административному регламенту возможны следующие результаты предоставления госуслуги:
Процедура |
Результат |
Постановка объекта НВОС на государственный учет |
Выдача заявителю свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет |
Перенаправление сведений об объекте НВОС в ОИВС РФ (если объект НВОС подлежит региональному экологическому надзору) |
|
Направление заявителю уведомления об отказе в постановке объекта НВОС на государственный учет |
|
Актуализация сведений об объекте НВОС |
Выдача заявителю свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС |
Перенаправление сведений об объекте НВОС в ОИВС РФ |
|
Направление заявителю уведомления об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС |
|
Снятие объекта НВОС с государственного учета |
Выдача заявителю свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета |
Направление заявителю уведомления об отказе в снятии объекта НВОС с государственного учета |
|
Выдача дубликата свидетельства |
Выдача заявителю дубликата свидетельства (о постановке объекта НВОС на государственный учет, об актуализации сведений об объекте НВОС, о снятии объекта НВОС с государственного учета) |
Направление заявителю уведомления об отказе в выдаче дубликата свидетельства |
Сроки предоставления госуслуги (п. 12 Административного регламента):
• постановка объекта НВОС на государственный учет — 10 дней со дня подачи заявки;
• актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр, снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства — 10 рабочих дней со дня поступления заявления;
• отказ в постановке объекта НВОС на учет, актуализации сведений об объекте НВОС, снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства — 5 рабочих дней со дня поступления заявки, заявления и документов, необходимых для предоставления госуслуги.
Как видим, постановка на учет займет 10 календарных дней, а остальные процедуры — несколько больше времени, т.к. счет идет в рабочих днях. Возможно, это опечатка.
Необходимые документы и способы их подачи
Для постановки объекта НВОС на учет нужно подать заявку по форме, установленной Минприроды России[2], тогда как для других форм данной госуслуги подаются заявления (об актуализации, о снятии с учета, о выдаче дубликата).
[1] См. ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020).
[2] См. Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 27.09.2016).
М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.