Методика 3. Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева)
Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель:
-
выявить уровень развития опосредованной памяти;
-
изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи.
Стимульный материал: а) набор слов: школа, обед, утро, красота, прогулка;
б) набор карточек: портфель, тарелка, яблоко, солнце, лошадь, часы, расческа, петух, детские штанишки, цветок, рыба, собака, лопата, береза, ботинок (см. Приложение 3, рис. 3.1.-3.3.).
Ход исследования
С участием ребенка разложить на столе карточки, уточнить, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дать инструкцию:
«Сейчас ты будешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче было его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь картинку, но такую, которая поможет тебе вспомнить это слово. Я тебе буду говорить слова, а здесь можно найти такую картинку, которая сможет напомнить тебе это слово». Первым предъявляется слово «школа».
Виды помощи
-
Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работу, возможно, не понимая инструкции, она предъявляется повторно в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово «школа». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про школу».
-
Если выбор в течение 30 секунд не произведен, экспериментатор еще раз говорит: «Подумай, какая карточка сможет тебе напомнить слово «школа».
-
Если ребенок не может сделать выбор в течение одной минуты, то ему дается урок на примере слова «школа» – экспериментатор берет карточку с изображением костра и поясняет: «Видишь, здесь нарисован портфель, с ним ученики ходят в школу. Картинка с портфелем и напомнит тебе слово «школа».
Затем последовательно предъявляются следующие слова. На выбор карточки отводится до одной минуты. Если за это время выбор не произведен, то ребенку предъявляются те же виды помощи, что и при слове «школа».
После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как тебе эта карточка напоминает про слово…?».
По окончании выбора карточек к каждому слову экспериментатор просит ребенка рассмотреть карточки и назвать слова, которые он запомнил.
Оценка результатов
За каждое правильно воспроизведенное слово при самостоятельном выборе карточки начисляется по 2 балла. Таким образом, максимальная оценка за выполнение задания – 10 баллов.
Каждый вид помощи уменьшает оценку за воспроизведенное слово на 0,5 балла. Если все предъявленные виды помощи не повлияли на результат выполнения задания, оценка – 0 баллов.
Протокол фиксации результатов исследования по методике
«Опосредованное запоминание»
ФИО ребенка Возраст:
Класс: Дата исследования:
Стимульные слова |
Выбранная картинка |
Объяснение выбора |
Воспроизведенное слово до предъявления помощи |
Виды и количество помощи |
Воспроизведенное слово после предъявления помощи |
Баллы |
Школа |
||||||
Обед |
||||||
Утро |
||||||
Красота |
||||||
Прогулка |
||||||
Итоговая оценка |
Анализ результатов
Группы детей |
Возраст |
Баллы |
Нормально развивающиеся дети |
Дошкольный |
6-10 |
Младший школьный |
8-10 |
|
Дети с задержкой психического развития |
Дошкольный |
4-6 |
Младший школьный |
6-10 |
|
Дети с умственной отсталостью |
Дошкольный |
0-2 |
Младший школьный |
4-7 |
Нормально развивающиеся дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста способны к адекватному выбору картинок, опосредующих запоминание слов, к соответствующему объяснению сделанного выбора и к точному воспроизведению слов.
Дети с ЗПР в целом способны к установлению адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом, однако у дошкольников с ЗПР наряду с адекватными связями наблюдается и неадекватные – внешне адекватный выбор картинки к запоминаемому слову сопровождается несоответствующим объяснением связи между картинкой и словом. Соответствующие объяснения наблюдаются в случае обоснования связи между картинкой и словом бытового содержания (обед – тарелка, прогулка – ботинок, школа – портфель), абстрактные понятия (утро, красота) обрабатываются труднее. У дошкольников с ЗПР резко падает продуктивность деятельности к концу выполнения задания: первые 2-3 слова воспроизводятся, как правило, точно, а последние – неточно. Дошкольники с ЗПР, в отличие от младших школьников с ЗПР, при налаживании связей между картинкой и словом и обоснованием данной связи не всегда могут использовать эту связь при воспроизведении: наблюдается неправильное или неточное воспроизведение – подбор близкого по смыслу слова (обед – кушать) или изменение формы слова (прогулка – гулять).
Для детей с умственной отсталостью в целом не характерна способность к налаживанию адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом. Чаще всего они не способны самостоятельно подобрать соответствующую картинку к слову (выбор приходится делать психологу) и, тем более, обосновать связь картинки и слова. Воспроизведение слов также носит непродуктивный характер: вместо воспроизведения слов дети обычно просто называют картинки, которые были ранее выбраны с помощью психолога.
Методика
«Опосредованное запоминание »
Источники:
1. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию»:
Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях
и начальных классах школ. — М.: Новая школа, 1998
г. — 144 с.
2. Альманах психологических тестов. — М.: «КСП, 1996
г. — 400 с.»
(В
основу этого исследования положены методики,
разработанные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым.)
Оборудование
Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
к методике). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.
Цели
исследования
Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение
пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения
слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.
Процедура
проведения
Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду
называть слова. Чтобы легче было их чапомнить и вспомнить, подбирай для каждого
слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит
картинка «будильник», потому что он показывает время». Если ребенок
понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок
объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После
того как асе слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и
дают задания отвлекающего характера. Через 20 30 минут ребенку предъявляют
отобранные картинки и проеме не но мнить слова, которые назывались.
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к
непривычному для пт шдинию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживаеся
ныняжениая мыслительная активность при установлении сшпи сити с картинкой. При
припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает
неадекватнонеадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо
заданного слова).
Дети
умственно отсталые проявляют интерес
лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при
большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет
связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают
запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается
вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.
Дети с
задержкой психического развития в
указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно
установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют
использовать картинку как средство для запоминания и последующего
воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы
необходима постоянная организующая помощь.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Методика
опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева
Методика предназначена для диагностики памяти
у подростков.
Нужно подобрать 15 слов, которые будут
предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.
Слова для запоминания:
дождь |
драка |
встреча |
ответ |
пожар |
труд |
горе |
игра |
собрание |
сила |
утро |
сосед |
театр |
отряд |
праздник |
Набор карточек для
опосредованного запоминания:
умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон,
тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево,
картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.
Слова можно давать довольно отвлеченными друг
от друга.
Называется слово, на выбор карточки отводится
15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого
выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.
Затем следует занять ученика какой-нибудь
другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются
карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество
правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей
в процессе запоминания.
Каждое слово
что-то обозначает
Задание 1. Необходимо быстро запомнить много
слов. Послушай и повтори!
Внимание!
Сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф,
карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка.
Все слова после одного прочтения запомнить
почти невозможно. Но можно проявить смекалку и найти способ запоминания, своего
рода палочку-выручалочку.
Слово всегда что-то обозначает. Представьте
то, что обозначают эти слова. Они обозначают весьма конкретные предметы:
- продукты;
- одежду;
- школьные принадлежности.
Конкретные предметы довольно легко разместить
по определенным местам:
- продукты — в холодильник;
- одежду — в шкаф;
- школьные принадлежности — в портфель.
Задание 2. Слова зачитываются еще раз.
Необходимо вспомнить, что лежит в холодильнике, в шкафу и в портфеле.
Задание 3. Подсчитайте количество правильно
названных слов.
Игру можно считать успешной, если было
правильно названо 10—11 слов.
Калейдоскоп
явлений
Задание 1. Играющий самостоятельно читает
нижеприведенный набор слов. Необходимо запомнить все, без исключения, слова.
Соревнование, весна, голубика, дружба,
лужи, черника, переживания, судья, спринт, март, свисток, страдания, чувства,
награды, земляника, вишня, листья, победа, травма, поздравления, страсть,
тренировка, праздник, результаты, измена, малина, проигрыш.
Для того, чтобы запомнить эти слова полностью,
необходимо применить способы запоминания, связанные с ассоциациями.
Сначала ищем ключевые слова: например, весна,
ягоды, спорт, дружба.
Затем ищем связи ключевых слов с остальными
словами.
Итак:
- весна — лужи, март, листья, поздравления,
праздник; - ягоды — голубика, черника, земляника, вишня,
малина; - спорт — соревнования, судья, спринт,
свисток, награды, победа, травма, тренировка, результаты, проигрыш; - дружба — переживания, страдания, чувства,
страсть, измена.
Задание 2. Постарайся припомнить все слова,
используя для этого ключевые слова.
Примечание.
Оказывается, что упорядочить можно любую информацию. Главное условие
заключается в том, чтобы найти способ, который будет составлять основу данной
конструкции. Известны два пути поиска опорного пункта при запоминании. В одном
случае, опираемся на то, что дано, ищем опорный пункт в уже данном материале. В
другом случае, придумываем его, привносим от себя, отталкиваемся от своих
знаний, ощущений, пристрастий, интересов. Оба способа имеют право на
существование.
Ассоциации
Задание 1. Я буду называть тебе слова, а ты
отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову.
Внимание!
- Родина
- Сквер
- Геометрия
- Фальсификация
- Удар
- Ошибка
- Камин
- Контроль
- Ножницы
- Любовь
- Беда
- Свидание
- Сказка
- Необычность
- Костер
- Записка
- Губы
- Проблема
- Родители
- Кризис
Задание 2. Постарайся вспомнить слова, которые
я называл.
Примечание. В данной игре применяется уже
известный прием — ассоциации — установление связей запоминаемого с чем-либо
известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.
Цель:
диагностика возможности использования
внешнего средства для задач запоминания,
объема материала, запоминаемого
опосредованно. Исследование особенности
мыслительной деятельности детей
дошкольного возраста.
Возрастной
диапазон применения.
Методика может быть использована для
детей от 4.5 до 8 лет.
Оборудование
и материалы
Для
работы с детьми, наиболее используемой
является так называемая 4-я серия методики
из числа апробированных А.Н. Леонтьевым
методик.
Стимульный
материал 4-ой серии:
полотенце,
стул, велосипед, глобус, карандаш, солнце,
рюмка, столовые приборы, тарелка, зеркало,
дом-булочная, фабричные трубы, кувшин,
забор, собака, шорты, носки, ботинки,
лошадь, перочинный нож, гусь, уличный
фонарь, петух, школьная доска, рубашка,
расческа, часы, чернильница, поднос,
перышки для ручки.
Процедура
обследования
На
рабочем столе перед ребенком раскладываются
карточки, желательно равномерно и в
случайном порядке. Сразу необходимо
уточнить, все ли из них ему знакомы. Если
какие-либо изображения не понятны
ребенку, следует разъяснить их. При этом
обязательно следует обратить внимание
на специфику зрительного восприятия и
узнавания ребенком как знакомых, так и
незнакомых изображений (заносится в
протокол).
Для
работы с детьми от 4-4.5 лет до 5 -5.5 лет
можно использовать не все карточки, а
наиболее «частотные» и понятные ребенку:
полотенце,
стул, велосипед, солнце, обеденный
прибор, тарелка, дом-булочная, фабричные
трубы, кувшин, забор, собака, детские
штанишки (шорты), ботинки, гусь, уличный
фонарь, лошадь, петух, рубашка.
Соответственно для запоминания выбирают
наиболее простые и конкретные понятия,
но в любом случае количество карточек
должно быть, как
минимум в 3 раза
превышать количество предъявляемых
для запоминания слов.
С
детьми этого возраста не стоит использовать
для запоминания более чем 5-7 слов. Поэтому
психолог должен выбрать из предложенного
списка
наиболее
подходящие, по его усмотрению слова.
Обычно предлагают простые конкретные
слова (понятия). Например: дождь,
пожар, день, обед, драка, подарок, ответ,
праздник , сосед.
Для
детей старшего дошкольного возраста
и, тем более, младшего школьного возраста
наиболее показательна возможность
подбора опосредующего звена для таких
отвлеченных понятий, как горе,
дружба, сила и т.п.
Здесь
тоже обычно используются не более 7-8
слов (при использовании всего набора
изображений). Исключение составляют
лишь те случаи, когда психологом ставится
задача сравнения объема слов, запоминаемых
непосредственно и опосредованно. В этом
случае ребенку для опосредованного
запоминания предъявляются 10 слов.
Рекомендуемый
список слов для запоминания к 4-й серии
методики:
дождь,
собрание, пожар, день, драка, отряд,
театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе,
праздник, сосед, труд.
Примечание.
В некоторых случаях при использовании
стандартного набора изображений возможно
привнесение других слов, когда необходимо
оценить эмоциональную значимость для
ребенка тех или иных понятий или в схожих
случаях.
Инструкция
1А:
«Сейчас
ты будешь запоминать слова, но необычным
образом. Я буду говорить тебе слово, а
ты, чтобы его легче запомнить, будешь
выбирать картинку, которая тебе его
напомнит, поможет вспомнить это слово.
Слова, которые я буду называть, нигде
здесь не нарисованы, но к любому слову
можно найти такую картинку, которая его
напомнит. Потом ты поглядишь на картинку
и вспомнишь это слово».
Если
ребенок сомневается, сможет ли он сделать
это, необходимо объяснить ребенку, что
нет правильного или неправильного
решения (выбора), важно только подобрать
какую-либо «подходящую» картинку и
объяснить, как она сможет напомнить
конкретное слово.
В
качестве первого слова следует предъявлять
простое эмоционально «нейтральное»
слово, например, «утро». Если ребенок
не начинает работу, возможно, не понимая
инструкции, она предъявляется повторно,
в уточненном варианте.
При
работе с детьми среднего дошкольного
возраста или с детьми с проблемами с
интеллектуального развития целесообразно
начинать процедуру исследования со
слова «обед», как наиболее конкретным.
Инструкция
1Б:
«Тебе
надо запомнить слово «утро». Посмотри
внимательно, какая карточка сможет
напомнить тебе утро».
Если
ребенок не может сделать самостоятельного
выбора, то на примере слова «утро»
проводиться обучение – экспериментатор
берет карточку с изображением солнца
над полем и говорит: «Смотри, видишь,
тут взошло солнце. Солнце всходит утром.
Так картинка напомнит тебе слово «утро».
Затем
последовательно предъявляются другие
слова. Если выбор не произведен, ребенка
все-таки просят постараться найти
подходящую картинку. Необходимо
преодолеть негативизм или опасения
ребенка не справиться, разъяснить
простоту задачи. Если ребенок не
справляется с подбором картинки и ко
второму слову, имеет смысл на время
отложить выполнение задания и вернуться
к нему позже. При дальнейшей работе
обучающая помощь больше не оказывается,
возможна лишь организующая и стимулирующая
помощь: «Подумай,
какая картинка сможет напомнить тебе
это слово?».
После
выбора каждой карточки необходимо
спрашивать ребенка объяснения связи:
«Как
это карточка напомнит тебе про слово?».
Дети
производят выбор карточек в различном
темпе. Если выбор карточки слишком
затягивается, то экспериментатор может
предъявить следующее слово для
запоминания.
В
протоколе обязательно фиксируется все
реакции ребенка и его объяснения.
Выбранные ребенком карточки откладываются
в сторону изображением вниз для
последующего предъявления при отсроченном
воспроизведении. Через 20-30 минут (иногда
ранее) ребенку по очереди предъявляют
в случайном порядке выбранные им
изображения. Вся процедура проведения
методики в среднем занимает 10-20 минут.
Инструкция
2:
«Посмотри
на картинку. Какое слово ты запомнил,
когда выбирал ее? Вспомни это слово»
Если
ребенок воспроизводит логическую связь,
а не само запоминаемое слово, имеет
смысл, по крайней мере, один раз повторить
инструкцию 2Б. В соответствующем разделе
протокола регистрируется воспроизводимые
ребенком слова, фиксируются ошибки
воспроизведения и их особенности.
Обработка
и анализ результатов.
Анализируемые
показатели:
—
доступность опосредования как логической
операции;
—
адекватность подбора опосредующего
звена;
—
адекватность пояснения ребенком
логической связи;
—
характер воспроизведения (воспроизводиться
слово-стимул, сама логическая связь или
какое либо иное слово);
—
количество правильно воспроизведенных
слов;
—
характеристика критичности и обучаемости.
Анализ
результатов
Анализируется
понимание и усвоение инструкций, объем
помощи, необходимой для начала правильной
работы, а также заинтересованность в
выполнении задания, характер мотивационного
компонента деятельности, критичность
к собственным ошибкам.
Способность
к опосредованию того или иного понятия
присутствует у большинства нормативно
развивающихся детей. Обучающая помощь
требуется в единичных случаях. Некоторую
трудность может вызвать опосредование
более отвлеченных слов, таких как
«ошибка», «горе», «труд». Поэтому
обязательно необходимо отметить
увеличение времени, требующегося ребенку
для выбора опосредующего изображения
в ситуации конкретных слов и отвлеченных
понятий.
При
анализе результатов следует особое
внимание обратить, во-первых, на наличие
несущественных, случайных, «необдуманных»
связей , в том случае, когда недостаточны
мотивационно-волевые характеристики
деятельности или не налажен контакт с
ребенком. Во-вторых, на наличие латентных
связей, то есть когда какой-либо
второстепенный признак изображения
становится смыслообразующим для
опосредующей связи. Например, при
запоминании слова «пожар» ребенок
выбирает изображение полотенца, объясняя
при этом, что на нем (на полотенце) есть
красная полоса, а пожарная машина тоже
красная.
В
этом ключе должны быть проанализированы
и объяснения ребенка. Объяснения могут
быть специфичными, но адекватными ( как
в приведенном примере), а могут быть и
неадекватными, не несущими какой-либо
смысловой нагрузки.
При
воспроизведении анализируются не только
правильные слова, но и слова, близкие
по смыслу к запоминаемым. Например,
вместо слова «горе», ребенок может
воспроизвести слово «беда», вместо
«труд» — «работа».
Очень
часто , даже при нормативном развитии,
дети воспроизводят не само слово, а
повторяют при воспроизведении логическую
связь. В этом случае необходимо
стимулировать ребенка к воспроизведению
самого слова. Например, можно сказать
: «Это
ты так запоминал. А какое слово ты
все-таки запомнил?»
или «
Так картинка тебе должна была напомнить
слово, а какое было слово?».
Часто
при запоминании дети стараются подобрать
картинку «на ту же букву, что и предъявляемая
слово. Например, к слову «горе» подбирается
изображение глобуса, а к слову «сосед»
— изображение собаки, не потому, что она
сосед, а потому, что она начинается с
буквы «с». Часто это служит показателем
того, что ребенок работает с логопедом.
Как
правило, слова, вызывающие у ребенка
наиболее бурную эмоциональную реакцию,
опосредуются с большой латентностью.
В некоторых случаях ребенок может дать
даже отказ от запоминания такого слова.
Важно дифференцировать: ребенку просто
трудно опосредовать данное слово или
оно является эмоционально значимым.
Подобные эмоциональные реакции могут
косвенно свидетельствовать о специфике
уровневой организации аффективной
регуляции.
Для
детей с парциальной несформированностью
когнитивного компонента деятельности
(варианты речевых нарушений) обычно
характерны трудности собственно
объяснения связей между словом и
изображением, но сами подбираемые
изображения могут быть достаточно
адекватными. Этот факт может
свидетельствовать о доступности процесса
опосредования как интеллектуальной
деятельности и иметь
дифференциально-диагностическое
значение.
Объем
слов, запоминаемых опосредованно, как
правило, превышает объем непосредственно
запоминаемого материала.
Часто
можно заметить, что выбираемые изображения
несут на себе проекцию личностных
особенностей ребенка и его межличностных
отношений.
Возрастные
нормативы выполнения
—
Опосредование как процесс (при предъявлении
простых слов) доступно детям, начиная
с
4,5-5 летнего возраста,
при небольшой организующей помощи
взрослого.
—
К 6-7 летнему возрасту
ребенок в состоянии найти опосредующие
с содержательным и адекватным объяснением
их выбора для большинства конкретных
слов и отдельных отвлеченных понятий
(«дружба», «труд» и т.п.)
—
После 7-8 лет
детям в достаточном объеме доступно
опосредование отвлеченных понятий. В
принципе, при удовлетворительно
сформированной графической деятельности,
начиная с этого возраста, целесообразно
использовать методику Пиктограмма.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Исследование опосредованного запоминания
(по А.Н. Леонтьеву)
В детских садах, педагог-психолог обращает особое внимание на адаптационные и подготовительные группы, так как первые — только пришли и им необходима непосредственная психологическая помощь, а другие -уходят в школу и им нужна определенная психологическая подготовка, которая поможет перейти из игровой деятельности в процесс обучения. Что касается средних и старших групп, то им уделяется меньше внимания. А это влечет за собой накопление трудностей и не решенных вопросов, а также потерю времени, необходимое для помощи каждому конкретному ребенку. И лишь к подготовительной группе, при скрининговом обследовании готовности к школе начинают «всплывать» трудности, зачатки которых можно было бы увидеть в младших группах. Во избежание подобных особенностей, мы предлагаем педагогам-психологам методику, которую можно провести в конце года, как в средней, так и в старшей группе детского сада, дающую возможность выявить детей с трудностями в интеллектуальной деятельности и начать работу в направлении коррекции. Данная методика является хорошим инструментом для исследования мыслительной деятельности ребенка. Она позволяет исследовать логическое или опосредованное запоминание, его произвольные формы. В свою очередь способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти , является существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом.
Возрастной диапазон применения методики: методика может быть использована для детей от 4,5 -10 лет.
Процедура проведения и регистрации результатов.
Перед ребенком раскладываются карточки (карточки во вложениях к письму), желательно равномерно и в случайном порядке. Прежде нужно уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какие-то картинки не знакомы, нужно разъяснить их. Для детей от 4-4,5 лет до 5-5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее понятные ребенку: полотенце, стул, велосипед, солнце, обеденный прибор, тарелка, дом – булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки (шорты), ботинки, гусь, уличный фонарь, петух , рубашка. Для детей этого возраста, специалист должен выбрать следующие простые, конкретные слова: дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед. Соответственно, для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, а количество карточек должно как минимум в 3 раза (выделено автором ) превышать количество слов для запоминания.
Инструкция 1: Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычным образом. Я буду говорить тебе слова, а ты, чтобы его легче было запомнить, будешь выбирать карточку, которая тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я тебе буду называть, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово». Если ребенок сомневается ему нужно объяснить, что нет правильного или не правильного решения (выбора), важно лишь подобрать «подходящую» картинку и объяснить, как она сможет напомнить конкретное слово. При работе с детьми среднего дошкольного возраста ,целесообразно начинать процедуру исследования со слова «обед», как наиболее конкретное.
После выбора каждой карточки необходимо спрашивать у ребенка объяснение связи: «Как эта карточка напоминает тебе про слово..?»
В протоколе фиксируются все реакции ребенка и его объяснения.. выбранные ребенком карточки откладываются в сторону изображением вниз для последующего предъявления. Через 20-40 мин (иногда и ранее) ребенку по очереди предъявляются в случайном порядке выбранные им изображения. Вся процедура проведения методики занимает 10-20 мин.
Инструкция 2: «Посмотри на эту картину. Какое слово ты запоминал, когда выбирал ее? Вспомни это слово».
Интерпретация. При анализе результатов обращается внимание на то, насколько легко удается ребенку выполнить задание, способствует ли рисунок более эффективному запоминанию: следует сравнить результаты непосредственного и опосредованного запоминания. Улучшение результатов опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным свидетельствует о нарушении памяти при сохранности мыслительных процессов, обратное соотношение указывает на снижение интеллектуальных возможностей.
В возрасте 4,5-5 лет допускается воспроизведение объяснения, а не самого слова.
Подсчет итогов проводится в качестве распределения баллов:
- 4 – высокий уровень (При наличии 8-9-ти правильно указанных слов или объяснений);
- 3 – средняя ступень (от 6 до 7 верно названных вариантов);
- 2 – низкая ступень (от 5 до 3 точных слов или объяснений);
- 1 – низкая ступень (менее 2-х слов или объяснений).
Умственное развитие в норме, если ребенок проявляется интерес к необычному, понимает смысл данных инструкции. При установлении связи между картинкой и словом проявляется мысленная активность. Если у ребенка возникает трудность в припоминании некоторых слов, то это не значит, что он неадекватный.
Ненормальное умственное развитие, т.е. его отставание или задержка проявляется в том, что ребенка интересуется сугубо картинками, и он не проявляет интерес к самому заданию, т.к. не понимают его смысла. Даже при наличии помощи, ребенок не в силах понять задание. Трудность заключается в том, что картинки препятствуют запоминанию слов. А при показе отобранных изображений ребенок называет то, что видит, а не то слово, что называлось ранее.
Выявив детей, которые имеют низкий уровень результатов, необходимо ознакомить родителей и предложить помощь по направлению их устранения.
Протокол обследования опосредствованного запоминания по А. Н. Леонтьеву
ФИО ребенка_____________________________________________
Дата рождения__________ Возраст __________
Дата проведения исследования _________________
Слово |
Выбираемая карточка |
Объяснение связи для запоминания |
Воспроизводимое слово |
Объяснения связи |
обед |
||||
дождь |
||||
день |
||||
пожар |
||||
драка |
||||
подарок |
||||
ответ |
||||
праздник |
||||
сосед |
Опосредованное запоминание (А.Н. Леонтьев).
Методика направлена на исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике — предметными картинками) для запоминания и припоминания.
От момента запоминания и до момента отсроченного воспроизведения должно пройти (40 — 60 мин).
Вариант методики для детей 6-10 лет
Для запоминания предъявляется набор из 30 карточек.
Диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом,
цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка.
Слова для запоминания: свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.
Вариант методики для детей старше 10 лет
Для запоминания предъявляется набор из 30 карточек.
Полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья (две штуки), поднос,
дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.
Слова для запоминания: Дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.
Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запоминать, выбери самую подходящую картинку из тех, которые я дал тебе»
(перед ребенком раскладывают картинки). Если ребенок понял инструкцию, то можно начинать исследование.
Процедура проведения: называют слово, ребенок выбирает подходящую картинку и объясняет связь между словом и картинкой. В случае затруднения ребенку оказывают
помощь. Когда все слова названы и картинки подобраны, последние складываются стопочкой и убираются. После окончания работы с ребенком, перед его уходом, ему показывают одну за другой картинки и
просят вспомнить слово. Если у ребенка возникают трудности в понимании цели задания, необходимо объяснить на примере, показав связь между словом и картинкой.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ.
№ |
слово |
Выбор карточки (ассоциативная способность) |
Объяснение ребенка |
Адекватность объяснения (+ / -) |
Воспроизведение через час |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
|||||
7 |
|||||
8 |
|||||
9 |
|||||
10 |
|||||
11 |
|||||
12 |
|||||
13 |
|||||
14 |
|||||
итого: |
количество |
количество |
количество |
Оценка результатов для детей 6-10 лет
4 балла — Высокий уровень — запомнил 11 — 14 слов при отсроченном воспроизведении; Ассоциативная способность 11-12 слов.
3 балла — Средний уровень — запомнил 7 — 10 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 9 — 10 слов.
2 балла — Ниже среднего — запомнил 3 — 6 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 6 — 8 слов.
1 балл — Низкий уровень — запомнил 0 — 2 слова при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для
выполнения данной деятельности. Ассоциативная способность 0 — 5 слов.
Анализ результатов выполнения для детей старше 10 лет:
4 балла — дети без труда запоминают смысл задания и с интересом, творчески проводят выбор картинок к словам. При воспроизведении слов дети могут не сразу
вспомнить слово, но они не называют то, что изображено на картинке;
3 балла — дети также без помощи понимают цель задания. Они устанавливают смысловые связи между словами и картинками и воспроизводят предложенные слова.
Установление более далеких связей вызывает затруднения, но при оказании помощи дети выполняют задание;
2 балла — дети испытывают большие трудности в понимании инструкции, даже в самом облегченном варианте (пять картинок — пять слов) и при показе выполнения
задания не могут установить связи между словами и изображениями на картинках. Им легче воспроизвести слова (механически запомнить), чем воспользоваться картинкой. Обычно при показе картинок эти
дети даже не пытаются вспомнить слово, а просто называют то, что изображено на картинке.
1 балл — ребенок не понял смысла задания.