Они очень зорко читают инструкции беря на заметку все новое интересное

Задание 140. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения.

1. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 2. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 3. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 4. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 5. В чемпионате мира по шахматам Г. Каспаров, встречаясь с А. Карповым, одержал блестящую победу. 6. Мы заняли второе место в районе, вывезя 11116 т удобрений. 7. Высота рабочей плоскости и верхняя линия ноги человека в положении сидя позволяет устраивать выдвижной ящик в средней части стола. 8. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 9. Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой

1. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев (скончавшись?) в возрасте тридцати шести лет. (верно)

2. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли – нас основе формул ученые выводят сжатие Земли.

3. Они очень зорко читают инструкции, беря (взяв) на заметку все новое, интересное.

4. Собравшись (собираясь) на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни.

5. В чемпионате мира по шахматам Г. Каспаров, встречаясь (встретившись) с А. Карповым, одержал блестящую победу.

6. Мы заняли второе место в районе, вывезя? (так как вывезли) 11116 т удобрений

7. Высота рабочей плоскости и верхняя линия ноги человека в положении сидя (верно) позволяет устраивать выдвижной ящик в средней части стола.

8. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать (я принимал) экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев.

9. Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой. (которые требуется запивать)

Укажите ошибки в образовании деепричастий и упот¬реблении их в речи ; отредактируйте предложения.

1. Дроздов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жиз¬ни.

2. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное.

3. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни.

4. Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Укажите ошибки в образовании деепричастий и упот¬реблении их в речи ; отредактируйте предложения?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Нормы употребления глагола

1. Укажите неопределённую форму данных глаголов.

1) Заостряю, баюкаю, выдумываю, запеваю, гуляю, знаю. 2) Клюю, сую, командирую, иронизирую, путешествую, командую. 3) Прыгну, двину, утону, обману, воспряну, вытряхну, согну. 4) Дрогну, зябну, исчезну, кисну, окрепну, прилипну. 5) Плачу, прогрохочу, стучу, жажду, колеблю, вяжу. 6) Лягу, облеку, пренебрегу, запрягу, зарекусь, толку. 7) Сочту, гребу, везу, ползу, скребу, трясу, бреду, обрету. 8) Начну, дойму, займу, отниму, жму, мну. 9) Серебрю, обижу, кричу, хлопочу, кормлю, закурю, плачу, пыхчу.

2. Составьте предложения с близкими по звучанию, но различными по значению глаголами.

Обвешать (чем-то со всех сторон) — обвесить (недовесить, обмануть); обезлесеть (лишиться леса) — обезлесить (лишить местность лесов); обезлюдеть (стать безлюдным) — обезлюдить (сделать безлюдным); обескроветь (стать бескровным) — обескровить (сделать бескровным); обессилеть (лишиться сил) — обессилить (лишить кого-либо сил); остекленеть (в значении «становиться похожим на стекло») — остеклить (в значении «вставить стекла»).

3. Образуйте формы инфинитива следующих глаголов; при этом обращайте внимание на вид глагола.

Пробуди, сбереги, бросай, ввези, высыхай, добивайся, режь, ляг, беги, лежи, положи, лакомься, сопротивляйся, изготовляй, исправь, организуй, приготовь, встань, выучи.

4. К каждому из глаголов подберите парный глагол другого вида, укажите способ его образования. Выделите глаголы, не имеющие видовых пар.

Смеяться, стирать, продавать, летать, бегать, бродить, идти, саживал, нашивал, лавливал, выписать, добиться, открыть, засвистеть, заиграть, побежать, вздрогнуть, шагнуть, полежать, помедлить, пролежать, побеседовать, скользить, колоть, мелькать, махнуть, садиться, собирать, расставить, смазать, сберечь, вырубить, вступить, выгладить, отрывать, перейти, бороться, ехать.

5. Какие глаголы из каждой пары чаще употребляются в деловой речи? А какие — в разговорной?

Платишь — плотишь, видеть — видать, слышать — слыхать, свистеть — свистать, накоплять — накапливать, толкнуть — толкануть, стегнуть — стегануть, удостаивать — удостоивать, уславливаться— условливаться, задабривать — задобривать, обусловливать — обуславливать, сдобривать — сдабривать, сосредоточивать — сосредотачивать, опоражнивать — опорожнивать, уполномочивать — уполномачивать.

6. От приведённых ниже глаголов образуйте формы наклонений; при этом учитывайте вид глагола.

Образец:  изъявительное наклонение —  вытру, вытер (формы настоящего времени нет, так как глагол совершенного вида); условное наклонение — вытер бы; повелительное наклонение — вытри(те)!

1) Найти, находить, охранять, счесть, обвивать, одеться, надеть, готовиться, отметиться.

2) Налепить, оставить, прилетать, сбиваться, придвинуться, ехать, принять, обвить, избегать, уйти.

7. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов:

 ПРОСТИТЬ, ПРОЩАТЬ, ИЗВИНИТЬ, ИЗВИНЯТЬ, ЕХАТЬ, ВЫБРОСИТЬ, ВЫЛЕЗТИ, ЗАХОТЕТЬ, ДОСТАВАТЬ, ЛИТЬ, НАДОЕСТЬ, ЛЕТЕТЬ, ЛЕТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ.

8. От данных глаголов образуйте формы мужского рода прошедшего времени. Укажите особенности образования прошедшего времени некоторых глаголов.

Погибнуть, плести, упасть, нести, ползти, печь, беречь, тереть, запереть, ослепнуть, сохнуть, мёрзнуть, зябнуть, дрогнуть, достигнуть, гаснуть, увязнуть, привезти, мокнуть, двинуть, прыгать, замёрзнуть, грести, вытереть, скрести, расти, ушибиться, выписываться, установиться, идти, сжечь, возвращаться, выйти, выходить, уезжать, уехать, раскаяться, толочь, вычесть, надеяться, колебаться, оглохнуть, привыкнуть, испечь, меркнуть.

9. Раскройте скобки, поставив выделенный глагол в форму прошедшего времени.

1) «Двенадцать стульев» М. Захарова (возродить) интерес к творчеству И. Ильфа и Е. Петрова. 2)«Аргументы и факты» (писать) об этом ещё на прошлой неделе. 3) «Джентльмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии. 4) «Чапаев и Пустота» (принести) автору шумный успех. 5) «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой. 6) Фильм «8 1/2» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини. 7) «Вечерний Петербург» (рассказывать) о прошедшем фестивале в предпоследнем номере.

10. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.

1) На съезде присутствовал.. 117 делегатов, причём большинство их был.. представителями отдельных районов. 2) Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был.. готов.. к новым играм. 3) Большинство предметов, лежавших на столе, был.. покрыт.. пылью. 4) За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был.. наш профорг группы. 5) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил.. всех. 6) На пересечении двух улиц открыл.. автомат-закусочная. 7) На областной выставке особым успехом пользовал.. вагон-весы отечественного производства. 8) Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал.. новый типовой проект. 9) Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, долж.. сыграть важную роль в развитии производства. 10) Рядом с торговым центром открыт.. кафе-столовая. 11) Плетён.. кресло-качалка стоял.. на террасе. 12) Театр-студия О. Табакова воспитал.. немало талантливых актеров. 13) С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой пополн.. новыми экспонатами. 14) Книга-справочник для автолюбителей издан.. и поступил.. в продажу. 15) Архитектор Серова рассказал.. корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 16) Все, даже мама, был.. сегодня против него. 17) «Фигаро» (журнал) опубликовал.. новые сведения о похищении французского бизнесмена. 18) На экзамен пришл.. всего 10 человек.

11. Укажите спряжение глаголов, объясните, как оно определяется.

Надоесть, идти, чтить, гореть, тлеть, обескровить, обессилить, обезлюдеть, очутиться, брезжить, молоть, завертеться, зависеть, завянуть, ненавидеть, прослушать, обидеть, возмущать, разогнать, прибежать, создать, дать, есть.

12. Проспрягайте следующие глаголы.

Стеречь, печь, зажечь, торжествовать, рубить, остекленеть, занять, дремать, брезжить, обидеть, реять, колоться, прыгнуть.

13. В русском языке есть небольшая группа глаголов с неполным спряжением. Какие из глаголов, приведённых ниже, не образуют форм 1-го и 2-го лица единственного числа? Почему это происходит? При невозможности образования этих форм замените их синонимами или описательными выражениями.

Ощутить, висеть, осудить, дерзить, толпиться, теплиться, зеленеть, пылесосить, убедить, нестись (откладывать яйца), победить, утвердить, скопиться, чудить, исколесить, куролесить, клеймить, насладиться, бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

14. В каких предложениях допущены ошибки?

1) Душа его жаждет славы. — Он жаждает бурь и приключений. 2) Над нами не каплет! — С потолка капает вода. 3) Я сознаю свои слабые стороны. — Он сознавает свои ошибки. 4) Мерно колеблется маятник стенных часов. — Она всё ещё колебается в выборе. 5) Что двигает солнцем и звёздами? — Кто это в час ночи двигает мебель в квартире наверху? 6) Сколько денег тебе потребуется? — Сколько времени на это требовается?

15. Где суффикс -СЯ является излишним?

1) Этот концерт играется в четыре руки. 2) Эта пьеса играется впервые. 3) Девочка играется с куклой. 4) «Анна Сергеевна, мы с мальчишками не хотим играться: они шишками кидаются!» — «Не надо ссориться, дети, играйтесь дружно!» 5) Внимание, разыгрывается главный приз. 6) В эту игру играются вдвоём или вчетвером.

16. Какие ошибки (орфографические или грамматические) допущены в следующих предложениях? Исправьте их.

1) Ложи вещи на место. 2) Дети! Здесь вы будете весить пальто. 3) Он ездет. — Он ездиет. 4) Микула пахает землю. Он пашит деревянной сохой. 5) Представте себе эту картину. 6) Закончь работу и отреж мне хлеба. 7) Дети смеются, играются, кидаются снежками, валяются в снегу.

17. Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением глагольных форм.

I. 1) Алёша подружил со сторожем. 2) Ребята игрались в комнате. 3) В летнее время молодняк пасётся по хорошим пастбищам, поится кубанской водой. 4) Она махает платком. 5) Пчёлы стучатся на лету о стенки улья. 6) Инструмент надо ложить в ящик. 7) Все формы закрепления знаний надо широко использовать, чтобы приходить к экзаменам подготовленными. 8) Молодогвардейцы распространяли листовки, слушают сводку Совинформбюро. 9) Июльское солнце накалило землю, и степные травы бессильно склонялись к земле. 10) Семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 11) Когда Гринёв задолжал Зурину сто рублей, то Зурин присылает к Гринёву мальчика с письмом. 12) Займите мне сто рублей. 13) Главный инженер обязал мастера, чтобы он впредь немедленно доложил о каждом случае простоя. 14) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 15) Марусе стало всё хуже и хуже. 16) Собака бросилась к мальчику, но, не добежав, вдруг останавливалась. 17) Когда Наполеон приблизился к Москве, всё население бросило своё имущество и покидало Москву. 18) Сотрудники фирмы за весну услыхали много лекций. 19) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. 20) Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 21) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 22) С улицы зашёл заснеженный человек, он замотан шарфом, стоит и не раздевает пальто. 23) Дети, как только услышат шум самолёта, сразу же убегали.

II. 1) Мы закрепляли первые скромные успехи, стремясь углубить и расширить их, повели борьбу с недостатками. 2) Все фирмы уже позаключали договора с поставщиками. 3) Он выстрелил, и орёл камнем летел к нашим ногам. 4) Не махай руками. 5) Путешественников настигнул шторм. 6) Экскаваторы всё глубже вгрызаются в землю, и на наших глазах постепенно образовываются котлованы — чаша будущего моря. 7) В Мексике до сих пор изготавливают головные уборы, которые индейцы одевают в праздники во время танцев. 8) Мальчики так долго дрогли на дожде, что у них похолодели руки и ноги. 9) Хрустов снимался с этой должности, снова возвращался, затем вторично отрешался от неё. 10) Митька должен был перерезывать провода и ждать товарищей в условленном месте. 11) Ослабла жара в Западной Сибири. 12) Когда Алёша вспоминал бабушку, все люди стали казаться ему лучше. 13) «Как тебе не стыдно: кто же так клеплет железо?» — увещал старик-мастер подростка. 14) Где вы слыхали об этом? 15) Ребята поспешили в общежитие, чтобы вовремя начать приготавливать всё к приезду дорогих гостей. 16) После дезинфекции убитые насекомые собираются с соблюдением мер предосторожности. 17) Цветок сохнул без воды. 18) Я полоскаю горло. 19) На фото показываются два работника завода, которые осматривают холодильник. 20) С каждым годом в Москве увеличится объём жилищного строительства. 21) Требуется бороться с тем, кто, покрывая лодырей, узаканивает браконьерство. 22) При затоплении котлована образовывается водохранилище, в котором бы скопилось 350 млн. куб. метров. 23) Предприятия, учреждения и родители могут приобресть путёвки в лагерь, уплачивая их стоимость на текущий счёт пионерлагеря.

18. Отредактируйте сочинение.

Первый снег

Сегодня выпал первый снег, и все радоваются. Как долго мы ждали этого дня! Уже давно пришёл декабрь, а всё сеит и сеит противный дождь. Зима, а на земле в грязных лужах чернеют згнившиеся листья, и никто даже не хотел гулять и играться во дворе. А сегодня — праздник! Я пришла из школы, ложу портфель — и во двор! Всё стало беленькое, чистенькое, нигде — ни грязиночки! На белом-белом дворе красуются белые-белые деревья и кусты, стоят белые-белые мягкие скамеечки, даже мусорные бачки такие стали беленькие и аккуратненькие, только кот на одном из них сидит чёрный. Он мылся лапкой. Наверное, ему было стыдно, что он чёрный, и он хотел стать более чище. Я гляжу на всё это, и мне это очень нравится, и я пошла писать сочинение.

Нормы употребления причастий

Глаголы

Причастия

Количество форм

действительные

страдательные

наст.

вр.

прош.

вр.

наст. вр.

прош. вр.

переходные

несов. вида

+

+

+

+

4

сов. вида

+

+

2

непереходные

несов. вида

+

+

2

сов. вида

+

1

1. Образуйте от приведённых ниже глаголов действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, ориентируясь на таблицу (образование причастий в зависимости от вида и переходности исходного глагола).

1) Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов: промокнуть, привезти, погибнуть, вести, цвести, оглохнуть, закончить, разбросать, перекачать, перекатить, забрести, замести, заплести, идти, беречь, печь, сесть, приобрести, изобрести, зеленеть, вымокнуть, погибнуть, продать.

2) Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов: вспахивать, сажать, посеять, убрать, убирать, полоть, прополоть, восстанавливать, восстановить, возобновлять, возобновить, вымыть, вымывать, поднять, поднимать, понимать, управлять.

2. Охарактеризуйте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастий и причастных оборотов. Какие ещё ошибки есть в предложениях? Исправьте их.

I. 1) Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. 2) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3) Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 4) В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка. 5) Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива. 6) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью. 7) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. 8) Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. 9) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 10) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

II. 1) Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов … полуострова Морей, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с восстающими греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 2) Мы видим Василия постоянно няньчающим детей, хлопочущим по дому. 3) Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстающем виде спорта. 4) Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 5) Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 6) В замысле художника сказалось то значение, которое он придавал делу декабристов, уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть в лицо первых героев освободительного движения в России. 7) Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути к линии железной дороги, будут отмечены премией. 8) На фабрике есть немало работников, охотно занимавшихся бы аэробикой в группах здоровья.

III. 1) Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина. 2) Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов и колбасных изделий. 3) Горький — писатель, с детства проникнувшийся сочувствием к своему народу. 4) Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, очень сложная. 5) Поводом для происшедшего в 1853 году разрыва дипломатических отношений между рядом держав и последующего начала военных действий стал давний спор между православной и католической церковью из-за владения христианскими святынями в Палестине, входящей тогда в состав Османской империи. 6) Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии Мосфильм. 7) Когда год назад я стоял перед этой картиной в подвале, то эпоха показалась мне совсем туманной и давно вдавшейся в глубь веков. 8) Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займёт площадь в 400 гектар. 9) В этом году произошло событие, важное для всего предприятия: мы стали выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества. 10) Не оставляйте топящие печи без присмотра. 11) Григорий раскидывал обломки, набившие колодец, не задумываясь о том, что может повредить скафандр. 12) Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейс, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

3. Отредактируйте сочинения.

1) Залезшая обезьяна на дерево хотела полакомиться ягодкой, которая росла внизу. Но разленившаяся обезьяна не хотела слезать с дерева, на котором она сидела. И вот она придумала, как достать ягодку, не слезая с дерева. Ей пришла отличная мысль, увидев рядом удавчика. Ухватив его за хвост, она спустила его вниз, и сорванная им ягодка оказалась у неё. Вот какая обезьяна хитрая.

2) У меня давно была мечта про аквариум, в котором живут золотые рыбки. И вот, упросив маму, моя мечта сбылась! Она согласилась, и в моё день рождение мы пошли в зоомагазин. Выбрав в магазине рыбок, принесли их, сверкающих золотистой чешуёй домой. Самая выдающаяся рыбка своим внешним видом называется вуалехвост. Ее плавники поражают красотой, колышущиеся среди водорослей, растущие в аквариуме. Я могу целыми часами сидеть у аквариума, любуясь резвящимися рыбками! Мне кажется, что это более интереснее всего на свете! Для кого-то это кажется странным, но я не променяю своих рыбок даже на собаку!

Нормы употребления деепричастий и деепричастных оборотов

1. Образуйте деепричастия несовершенного вида от следующих глаголов.

Играть, белеть, журчать, мести, гулять, вянуть, бормотать, вертеть, брести, зимовать, искать, клясть, жечь, кормить, бороться, тереть, вить.

2. Образуйте деепричастия совершенного вида от следующих глаголов.

Дойти, проститься, убедиться, пройти, увидеть, суметь, нахмурить, вынести, заметить, выехать, вспомнить, обрести, съесть, встретить, отворотиться, присесть, забрести.

3. Каким придаточным (времени, условия, причины, уступки и т. д.) следует заменить неправильно употреблённый деепричастный оборот?

1) Не соблюдая правил дорожного движения, ждёт опасность. 2) Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 3) В тот день, выезжая из парка, тормоза барахлили. 4) Нажав на тормоз изо всех сил, машина всё-таки врезалась в столб. 5) Он был спасён подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину. 6) Авария произошла, понадеявшись на случай.

4. Замените там, где это возможно, обстоятельственные придаточные деепричастными оборотами. Отметьте случаи, в которых такая замена невозможна и объясните почему.

1) Если вы пойдёте лесом, то выйдете к станции. 2) Чтоб быстрей заснуть, заставлю себя считать до ста. 3) Если он решил это сделать быстрее, делает быстрее. 4) Когда мы вернулись с соревнований, нас торжественно встретили в школе. 5) Когда я увидел сторожку на краю леса, я решил в ней заночевать. 6) Если мы хорошо подготовимся к соревнованиям, победа будет за нами. 7) Когда мы вышли в путь, уже темнело. 8) Когда мы прошли полдороги, вспомнили, что забыли один чемодан. 9) Если не умеешь плавать, не катайся на лодке в одиночестве. 10) Если не умеешь плавать, в лодочном походе тебе делать нечего. 11) Если не умеешь плавать, надо учиться. 12) Если не умеешь плавать, это может очень помешать в жизни.

5. В приведённых ниже предложениях есть отклонения от современной нормы употребления деепричастий. Перестройте предложения в соответствии с современной нормой.

1) Осмотревшись в Москве, взгляд Голицына остановился на Дмитрии Павловиче. (А. Герцен.) 2) Пройдя в калитку, Пьера обдало жаром, и он невольно остановился (Л. Толстой.) 3) Возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (М. Лермонтов.) 4) Вы согласитесь, что, имея право выбрать оружие, жизнь его была в моих руках. (А. Пушкин.) 5) Относя письмо в почтовый ящик, у меня украли в номерах «Стоимость» пальто брата твоего, булочника. (И. Ильф и Е. Петров.) 6) Далеко от украинского края, проехавши Польшу, минуя и многолюдный город Лемберг, идут рядами высоковерхие горы. (Н.Гоголь.)

6. Охарактеризуйте и исправьте ошибки, связанные с образованием деепричастий и употреблением в речи деепричастий и деепричастных оборотов.

I. 1) Меныной-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2) Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку всё новое, интересное. 3) Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 4) Мы заняли второе место в районе, вывезя 11116 тонн удобрений. 5) Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приёма двух таблеток во время еды, запивая их водой.

II. 1) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 2) Возвращаясь домой, меня застиг дождь. 3) Подходя к лесу, мне стало холодно. 4) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары. 5) Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 6) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 7) Получив тяжёлую рану, солдат был спасён своими товарищами. 8) Пользуясь логарифмической линейкой, расчёт производится быстро и легко. 9) Всё изложенное в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 10) От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе. 11) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 12) При неосторожном обращении с огнём, находясь в нетрезвом состоянии, произошёл пожар. 13) Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так не смогла оправиться от удара, хотя и прожила ещё 10 лет, умерев в возрасте 36 лет.

7. Найдите ошибки и исправьте их. Вы можете использовать предложенные ниже способы.

Образец: Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора. — Варианты правки. 1) Я читаю это произведение, и меня изумляет глубина мысли автора. 2) Я читаю это произведение и изумляюсь глубине мысли автора. 3) Читая это произведение, я изумлялась глубине мысли автора. 4) При чтении этого произведения меня изумила глубина мысли автора.

1) Взяв в руки старое фото, суровое военное детство всколыхнулось во мне. 2) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 3) Мучаясь головной болью, моё сочинение заканчивается. 4) Мы надеемся, что, уезжая из пионерского лагеря, и в вашем багаже будет песня. 5) Читая строку: «И тот послушно в путь потёк…», перед нами предстаёт мрачная картина: деспотизм власти и рабское безволие. 6) Переползая поле возле деревни, шальная пуля угодила ему в голову. 7) К Печорину приходит разочарование, вращаясь в светском обществе. 8) Войдя в «Голубую гостиную», бросается в глаза инкрустированный столик, стоящий у противоположной стены. 9) Гордостью наливается душа, видя, как по площади идут ровные ряды курсантов. 10) Занимаясь в яхт-клубе, моё здоровье поправилось. 11) Читая стихотворение, перед нами предстаёт рельефная картина.

8. Чем вызван комический эффект?

1) Придя в лес, солнце село. 2) Он выгоняет жену из дома, избив предварительно до потери сознания. 3) Играя на фортепиано, голова его медленно опускалась и глаза закрывались от удовольствия. 4) Истязая жену, перед нами встает образ Власова-отца. 5) Но, разгромив Колчака, на Россию напал Деникин, а потом и Юденич. 6) Рисуя любовную лирику Наташи Ростовой, мы не можем не вспомнить её первый бал. 7) Дикой сделал Бориса послушным рабом, забив в нём все человеческие достоинства. 8) Дни летели за днями, обгоняя друг друга. 9) Нынче, в 5 часов утра, открыв окна, ко мне вошёл свежий воздух, наполненный ароматом цветов из скудного палисадника. 10) Ни разу не растерявшись и не смутившись от никакого случая с хладнокровием, почти неестественным. 11) Побледнев от волнения, трактор с Володей за рулём рванул в сторону. 12) Улетая из города, температура была под ноль. 13) Входя в школу, у ребят открывается дорога к знаниям. 14) Не успев моргнуть глазом, налетела туча.

9. Отредактируйте сочинения.

1) Посмотрев вокруг, окресный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев вдали водоём в виде озера. Сбежав вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладные воды. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Отвязав её и взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Ложу в лодку свой рюкзак с продовольственными продуктами, оттолкнулся от берега и поплыл, упираясь шестом в дно.

2) …Вот и куст распустившегося шиповника. Солдат свернул к нему, вспоминавший слова старухи. Раздвинув ветки, он увидел вход в подземелье. Обрадованный служивый шагнул туда. Пройдя немного, показалась дверь, окованная медью. Толкнув её, солдат, ослеплённый ярким светом, замер. На сундуке, покрытою медью, сидела собака со сверкающими глазами.

Увидев собаку, солдат, он вспомнил заклинание, которое дала ему старуха. Он произнёс его, и она его пустила к спрятанным сокровищам в сундуке. Набив карманы медными деньгами, у солдата появилась желание найти и золото. Он двинулся дальше по подземному ходу, освещенным неярким светом, исходившем от стен.

Исправление морфолого-стилистических ошибок…

393

демонстрируются в нескольких залах Нижегородского музея. Нам ка­ жется, что показ их широкому кругу зрителей позволит решить многие острые вопросы реституции. Главное, как говорят наши реставраторы: «Живопись создавалась не для того, чтобы ее прятали!»

Наш альбом-каталог может служить тому примером!

Исправление морфолого-стилистических ошибок при литературном редактировании

Упражнение 1. Проанализируйте употребление существительных в единственном и множественном числе. Отметьте случаи использова­ ния единственного числа вместо множественного, и наоборот. Опреде­ лите стилистические мотивы трансформации форм числа и дайте им оценку.

1.Наш современник прекрасен богатством своего духовного мира.

2.У любой нации есть культурные памятники, одинаково близкие и до­ рогие всему народу как символ народной стойкости в тяжелые годы ис­ пытаний. 3. Что же волнует зрителя? — То, что он видит вокруг себя в жизни. 4. После продолжительных дождей установились жары. 5. Здесь находится хозяйство по разведению форели. Для выращивания рыбы созданы особые пруды. 6. Для нанесения прямых линий употребляют стальные выверенные линейки разных длин и толщин. 7. Ученый вы­ ступил с оригинальным докладом о трансокеанических акклиматиза­ циях рыб. 8. Детали из базальтовой ваты выдерживают более высокие температуры. 9. Правительство Новой Зеландии и Фиджи выступили с предложениями о том, чтобы Генеральная Ассамблея ООН приняла ре­ шение о превращении южной части Тихого океана в безъядерную зону.

10.Раздался одинокий аплодисмент.

Упражнение 2. Дайте оценку употреблению вариантов падежных окончаний имен существительных; исправьте ошибки.

1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам. 2. Для яслей-сада надо установить на прогулочном участке прожектора. 3. Многочисленные прожекторы ярко освещают площади и улицы праздничной Москвы. 4. На совещание прибыли многие инже­ нера, ректоры, директоры. 5. В обсуждении проблемы приняли участие директора. 6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусно­ го прохладного лакомства. 7. Для выступления перед рабочими арти­ сты пошли в цеха депо. 8. В этом же здании обучаются будущие повары. 9. Посмотрите на снимок! Сколько весит, по-вашему, эта щунище! Все­ го 14 килограммов^. 10. Мы готовы заключить долгосрочные договоры. И. Сад занимает свыше ста гектар. 12. А каков результат небрежно­ сти? — Поезд сошел с рельс.

Упражнение 3. Сравните ^отредактированный и отредактирован­ ный тексты; назовите исправленные морфолого-стилистические и дру­ гие ошибки. При необходимости предложите свои варианты стилисти­ ческой правки.

^отредактированный текст

Отредактированный текст

1.

Инфаркт

— омертвение

1.

Инфаркт

омертвение

участков того или иного органа в

участка того или иного органа в

результате закупорки или спазмы

результате закупорки

или спазма

кровеносных сосудов.

кровеносного сосуда.

2. Утконосы удивят хоть кого:

2. Утконос удивит хоть кого:

можно подумать, к шкурке какой-

можно подумать, что к шкурке

то тропической зверюшки шутни­

какогото тропического зверюшки

ки пришили утиный клюв.

шутники пришили утиный клюв.

3. Давление обусловлено дей­

3. Давление обусловлено дей­

ствием сил упругости самого ман­

ствием силы упругости самой ман­

жета.

жеты.

4.

Вовлечение

в хозяйствен­

4.

Вовлечение

в

хозяйствен­

ные

обороты миллионов гектар

ный

оборот миллионов гектаров

пустующих земель — важнейшая

пустующих земель — важнейшая

задача.

задача.

5. Там, на самом краю обрыва,

5. Там, на самом краю обрыва,

я различаю крохотную ранчо.

я различаю крохотное ранчо.

Упражнение 4. Определите стилистическую роль прилагательных; проанализируйте употребление полных и кратких форм. Попробуйте заменить одни другими. В каких случаях это возможно?

Все наши дамы были без ума от нового гостя… Упомяну как стран­ ность: все у нас, чуть ли не с первого дня, нашли его чрезвычайно рас­ судительным человеком. Он был не очень разговорчив, изящен без изы­ сканности, удивительно скромен и в то же время смел и самоуверен, как у нас никто. Наши франты смотрели на него с завистью и совершенно перед ним стушевывались. Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокой­ ны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые — ка­ залось бы, писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску; впрочем, многое говорили, между прочим, и о чрезвычайной телесной силе его. Росту он был почти высокого. (Ф.М. Достоевский)

Упражнение 5. Сравните ^отредактированный и отредактиро­ ванный тексты предложений. Укажите исправленные морфолого-

Исправление морфолого-стилистических ошибок …

395

стилистические и другие ошибки; предложите свой вариант стилистической правки.

^отредактированный текст I Отредактированный текст

1. Разработка этого месторож­ дения является наиболее важней­ шей задачей.

2.К еще более строжайшей экономии материалов призвала

Л.Тюнина.

3.Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочный и легкий.

4.Проверками установлено, что склад спецодежды нуждается в переводе в более лучшие условия и гораздо большее помещение.

5.Все это требует от участни­ ков совещания наиболее серьез­ ного подхода к делу.

6.Цифры — самое убедитель­ нейшее доказательство снижения инфляции.

7.В голосовании приняли уча­ стие жители самых отдаленней­ ших мест.

8.Там и сям виднелись блестя­ щие, сверкающие снегом горы. Однако самой замечательнейшей из всех была гора Хельмера Хан­ сена.

1. Разработка этого месторож­ дения — самая важная задача.

2.К еще более строгой эконо­ мии материалов призвала Л. Тю­ нина.

3.Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочен и легок.

4.Проверка показала, что склад спецодежды необходимо переве­ сти в лучшее и гораздо большее помещение.

5.Все это требует от участни­ ков совещания самого серьезного подхода к делу.

6.Цифры — самое убедитель­ ное доказательство снижения ин­ фляции.

7.В голосовании приняли уча­ стие жители самых отдаленных мест.

8.Видны были покрытые сне­ гом сверкающие горы, и самой замечательной из них была гора Хельмера Хансена.

Упражнение 6. Сравните неотредактированные и отредактирован­ ные варианты предложения; назовите исправленные ошибки. При не­ обходимости предложите свои варианты стилистической правки.

Неотредактированный текст

Отредактированный текст

1. Приемом определения гео­

1. Приемом определения гео­

графических координат учащиеся

графических координат ученики

овладевают без никаких затрудне­

овладевают очень быстро.

ний.

396

Практикум

2.

Понимание

учительством

2. Понимание учителями свое­

своего долга — лучшая гаран­

го долга — лучшая гарантия их ак­

тия его активного участия в не­

тивного участия в

непрерывном

прерывном

совершенствовании

совершенствовании учебного про­

школьного дела.

цесса.

3. Отец умер, когда ему было

3. Сыну было шесть лет, когда

шесть лет.

умер отец. Или: В шесть лет он ли­

4.

Крестьянство

на протяже­

шился отца.

4. Крестьяне на

протяжении

нии

столетий боролось против

столетий боролись

против кре­

крепостного

права; они неодно­

постного права, они неоднократно

кратно восставали против поме­

восставали против помещиков.

щиков.

5. Все общество собралось на

5. Все собрались на террасе,

террасе, они любили там отды­

они любили там отдыхать.

хать.

6. Неожиданно, так что Алек­

6. Неожиданно, так что Алексей

сей задержал в руке шприц и изу­

задержал в руке шприц и изумлен­

мленно взглянул на него, коротко

но взглянул на батю, тот коротко

рассмеялся — вспомнил, как ряв­

рассмеялся — вспомнил, как ряв­

кнул однажды комбриг: «Никогда

кнул однажды комбриг: «Никогда

не тярять надежды!»

не терять надежды!»

Упражнение 7. Дайте оценку употреблению вариантных форм крат­ ких прилагательных. Попытайтесь заменить использованные формы их вариантами, объясняя возможность и недопустимость такой заме­ ны. За справками обращайтесь к словарям.

1. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ. (A.C. Пушкин) 2. Я был не только весел и доволен, — я был счастлив, блажен, я был добр. (Л.Н. Толстой) 3. Левин не мог спокойно смотреть на брата, не мог быть сам естествен и спокоен в его присутствии. (Л.Н. Толстой)

4.Человек во всей деятельности своей, а в искусстве всего больше, — должен быть художествен, то есть красив и силен. (A.M. Горький)

5.Дельвиг в полезном медлен, а в шалостях скор. (Ю.Н. Тынянов)

6.И вечерявно не про нас таинственен и черномаз. (Б.Л. Пастернак) 7. Он ветрен, как вечер. (Б.Л. Пастернак) 8. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. (П.А. Павленко) 9. Он был прост и естествен в речах и движениях. (К.Г. Паустовский) 10. Я слишком невежествен в современной физике, чтоб об этом судить. (И.Г. Эренбург) 11. Дом как бы спит, но я знаю — внутри что-то делается, и от этого дом становится сразу таинствен. (Э.Г. Казакевич) 12. Подъем медлен и труден. (А.Н. Толстой) 13. Он не одиночка, он — частица всех, он могуществен! (В.Ф. Тендряков)

14.И все, чем навек незабвенен и дорог, и все, чем единственен тот че-

Исправление морфолого-стилистических ошибок…

397

ловек. (П.Г. Антокольский) 15. В твоем сознании я ответственен за все. (Из газет) 16. Петербург торжествен, строг и великолепен всегда. (Из газет) 17. И если упрек справедлив, он убийствен для поэта. (Из газет) 18. Помогало чувство, что ты не единствен. (Из газет)

Упражнение 8. Исправьте ошибки в образовании и употреблении глаголов, причастий, деепричастий. Особое внимание обратите на ис­ пользование форм времени, вида и наклонения.

1. Столыпин значительно расширил учебную программу в уральском войсковом училище. Обучаемые слушали лекции по истории, осваива­ ли военное дело, а после окончания училища… производились в хо­ рунжий. Дети же рядовых казаков, окончив училище, большей частью поступали в атаманскую канцелярию, где производились в урядники. 2. Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов… полуострова Морей, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с восстающи­ ми греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 3. При неосторож­ ном обращении с огнем, находясь в нетрезвом состоянии, произошел пожар. 4. Надо не только извещать об успешной работе бригады, но и вскрыть секреты этих достижений, рассказать, как они организовыва­ ют свой труд. 5. Лица, попытающиеся ночью пройти к причалу, встре­ тятся с фактом негорения фонарей на пути всего следования к причалу.

6.— А муж Полины? — Это фигура почти неосязаемая. Где он работа­ ет? Мы видим его постоянно нянчающим детей, хлопочущим по дому.

7.Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстающем виде спорта. 8. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 9. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 10. В замысле художника сказалось то значение, которое он придавал делу декабристов, уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть в лицо первых героев освободитель­ ного движения в России. 11. Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути к линии железной дороги, будут отмечены премией.

12.На фабрике есть немало работников, охотно занимавшихся бы аэро­ бикой в группах здоровья.

Упражнение 9. Укажите ошибки в употреблении неспрягаемых форм глагола (немотивированное использование причастий, деепричастий, неправильное их образование). По мере необходимости замените не­ спрягаемые формы глагола спрягаемыми; отредактируйте тексты.

1. Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина. 2. Освещаемая вра­ жескими прожекторами, под ливнем пулеметных очередей, среди взры­ вов, вперед ринулась штурмовая колонна. 3. Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов. 4. По­ водом для происшедшего в 1853 году разрыва дипломатических отно-

шений между рядом держав и последующего начала военных действии стал давний спор между православной и католической церковью из-за владения христианскими святынями в Палестине, входящей тогда в со­ став Османской империи. 5. Вот и совершилось давно ожидаемое на­ шим крестьянством: принят Закон о земле.

Упражнение 10. Проанализируйте выражение залоговых значений в причастиях; устраните ошибки в их образовании и употреблении. От­ редактируйте предложения.

1. У этого ансамбля есть и фольклор, и ультрасовременная певческая манера, но главное, есть мысль, прослеживающаяся буквально по всем направлениям. 2. Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающе­ гося на киностудии «Мосфильм». 3. Разместившись на острове, омытом рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар. 4. Иногда оставля­ ют топящие печи без присмотра. 5. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

Упражнение 11. Сравните ^отредактированные и отредактирован­ ные предложения. Укажите исправленные ошибки (немотивированное употребление причастий, порождающее речевую избыточность или ис­ кажающее смысл высказывания; неоправданную замену спрягаемой формы глагола деепричастием; неправильное построение предложения из-за употребления деепричастия; нанизывание причастных оборотов, создающее громоздкость конструкции; употребление действительного причастия в значении страдательного; неправильное образование при­ частий и другие недостатки стиля). В случае несогласия с редактором внесите свои коррективы.

^отредактированный текст

Отредактированный текст

1. Так было положено начало

1. Так начался процесс возвра­

процессу возвращения в руки на­

щения народу природных богатств

ции ее природных богатств, деся­

страны,

которые десятилетиями

тилетиями расхищавшихся ино­

расхищались иностранными мо­

странными монополиями.

нополиями.

2.

Имеющиеся недостатки в

2. Чтобы устранить эти недо­

этом

деле вызывают

необходи­

статки,

необходимо при распре­

мость

распределения

тиражей в

делении

тиражей учитывать раз­

соответствии с размещающимисямещение учебных заведений по

кадрами на территории страны.

стране.

3. На месте ветхих, не пред­

3. На месте ветхих, не представ­

ставлявших исторической цен­

ляющих исторической ценности

ности строений, поднимутся

зданий, поднимутся 12-этажные

корпуса 12-этажных зданий сраз-

корпуса. В их нижних этажах будут

Исправление морфолого-стилистических ошибок…

399

мещенными в них предприятиями

размещены предприятия бытового

службы быта.

обслуживания.

4. Прочитав вторично повесть,

4. Прочитав вторично повесть,

мне думается, что она правдиво

я пришел к убеждению, что она

отображает события военных лет.

правдиво отображает события во­

5. Выдвинув вперед левую ногу

енных лет.

5. Художник

стремится

пере­

и чуть-чуть согнув ее, художник

дать движение,

выдвинув

вперед

стремится придать фигуре движе­

левую ногу статуи и чуть согнув ее

ние.

в колене.

6. Зубы змеи служат для удер­

6. Зубы змеи позволяют удер­

жания яйца, не раздавливая скор­

жать яйцо, не раздавив скорлупы.

лупу.

7. Отметив недавно свой двад­

7. «Рябинка», отметившая не­

цатилетний юбилей, «Рябинка»

давно свое 20-летие, полна сил,

полна сил, задора.

задора.

8. Двигаясь по пригородному

8. Когда я проезжал по при­

шоссе и обгоняя городской ав­

городному шоссе и обгонял го­

тобус, я был остановлен инспек­

родской автобус, меня остановил

тором ГАИ за обгон в зоне знака

инспектор ГАИ в зоне знака огра­

ограничения скорости, который я

ничения скорости, который я не

не видел за обгоняемым автомо­

увидел из-за обгоняющего меня

билем.

автомобиля.

9. План проведения этой опе­

9. План проведения этой опе­

рации обсуждался на нескольких рации обсуждался на нескольких

совещаниях, не приводя между тем

совещаниях, но настоящей подго­

к какой-либо ее конкретной под­

товки ее не было.

готовке.

10. Заглянув в группу, нам пред­

10. Когда мы заглянули в груп­

ставилась интересная картина.

пу, нам представилась интересная

картина.

Упражнение 12. Сравните неотредактированные и отредактирован­ ные предложения, объясните, какие ошибки устранены, внесите свои коррективы в стилистическую правку.

Неотредактированный текст

Отредактированный текст

1. Анна Федоровна организо­

1. Анна Федоровна организует

вывает экскурсию в библиотеку,

экскурсию в библиотеку, знако­

знакомит ребят с ее фондами и

мит ребят с ее фондами и персо­

персоналом.

налом.

400

Практикум

2. Хорошая оценка, даже по­

2. Хорошая оценка, даже по­

ставленная авансом, приободри­

ставленная

авансом, подбодрила

ла бы девочку, вдохнула желание

бы девочку, заставила бы поверить

учиться, рассеяла туман равноду­

в свои силы, вызвала бы желание

шия.

учиться.

3. В течение года план неодно­

3. В течение года мы неодно­

кратно корректировался, некото­

кратно корректировали план, в не­

рые темы разнообразились.

которые темы вносили изменения.

4. При замерах освещенности

4.

При

измерении

освещен­

следует избегать случайных за­

ности

необходимо избегать слу­

темнений, однако тени, имеющи­

чайных затемнений, в то же вре­

еся на рабочей поверхности, не

мя тени на рабочей поверхности

должны специально устраняться

в момент измерения устранять не

в момент обследования.

следует.

5. Мы изготавливаем изделия

5. Мы изготовляем изделия из

из железобетона, которые идут

железобетона, которые использу­

для строительства фабрик, заво­

ются

для

строительства фабрик,

дов.

заводов.

6. Измученный, он забылся

6.

Измученный, он

забывался

коротким сном, но вдруг просы­

коротким сном, но временами про­

пался от резкого толчка вагона.

сыпался от резкого толчка вагона.

7. Может быть, эта глобаль­

7. Может быть, величие сол­

ность солдатского подвига напи­

датского подвига описано мною

салась у меня слишком громко.

чересчур патетично.

8. Гаврилов сутками не спал,

8. Гаврилов сутками не спал,

перетаскивая домики, спасая обо­

перетаскивал домики, спасал обо­

рудование и расчищая взлетно-

рудование и расчищал взлетно-

посадочную полосу.

посадочную полосу.

Упражнение 13. Укажите ошибки в образовании деепричастий

иупотреблении их в речи; отредактируйте предложения.

1.Автобуса не было, и мы, ждя его, разговорились. Подумавши, мы ре­ шили идти пешком. 2. В те годы Таня с бабушкой зарабатывали на жизнь, шья блузки; им хватало на еду, продавая эти блузки на вещевом рынке.

3.Определив эти величины из астрономических и геодезических наблю­ дений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собрав­ шись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни.

6.В чемпионате мира по шахматам Г. Каспаров, встречаясь с А. Карпо­ вым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районе, вывезя 11 116 τ удобрений. 8. Высота рабочей плоскости и верхняя ли­ ния ноги человека в положении сидя позволяет устраивать выдвижной ящик в средней части стола. 9. Будучи председателем комиссии, мне

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    6.5.1. Причастие

    Упражнение 291. Употребите нужную форму причастия, выбирая из тех, что приведены в скобках; свой выбор обоснуйте.

    1. Горький — писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 2. Раскрылись (набухавшие, набухшие) на деревьях почки. 3. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкнувший, привыкший) ко всеобщему вниманию. 4. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень не простая. 5. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову.

    Упражнение 292. Исправьте ошибки в образовании и употреблении глаголов, причастий, деепричастий. Особое внимание обратите на использование форм времени вида и наклонения.

    1. Столыпин значительно расширил учебную программу в уральском войсковом училище. Обучаемые слушали лекции по истории, осваивали военное дело, а после окончания училища… производились в хорунжие. Дети же рядовых казаков, окончив училище, большей частью поступали в атаманскую канцелярию, где производились в урядники. 2. Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов… полуострова Морей, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с восстающими греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 3. При неосторожном обращении с огнем, находясь в нетрезвом состоянии, произошел пожар. 4. Надо не только извещать об успешной работе бригады, но и вскрыть секреты этих достижений, рассказать, как они организовывают свой труд. 5. Лица, попытающиеся ночью пройти к причалу, встретятся с фактом негорения фонарей на пути всего следования к причалу. 6. — А муж Полины? — Это фигура почти неосязаемая. — Где он работает? Мы видим его постоянно няньчающим детей, хлопочущим по дому. 7. Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстающем виде спорта. 8. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 9. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 10. В замысле художника сказалось то значение, которое он придавал делу декабристов, уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть в лицо первых героев освободительного движения в России… 11. Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути к линии железной дороги, будут отмечены премией. 12. На фабрике есть немало работников, охотно занимавшихся бы аэробикой в группах здоровья.

    Упражнение 293. Укажите ошибки в употреблении неспрягаемых форм глагола (немотивированное использование причастий, деепричастий, неправильное их образование). По мере необходимости замените неспрягаемые формы глагола спрягаемыми; отредактируйте тексты.

    1. Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина. 2. Освещаемая вражескими прожекторами, под ливнем пулеметных очередей, среди взрывов, вперед ринулась штурмовая колонна. 3. Утром пассажиры и летчики, частично обмороженные, спасатели на вертолетах были доставлены в город. 4. Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов и колбасных изделий. 5. Поводом для происшедшего в 1853 году разрыва дипломатических отношений между рядом держав и последующего начала военных действий стал давний спор между православной и католической церковью из-за владения христианскими святынями в Палестине, входящей тогда в состав Османской империи. 6. Вот и совершилось давно ожидаемое нашим крестьянством: принят Закон о земле.

    Упражнение 294. Проанализируйте выражение залоговых значений в причастиях; устраните ошибки в их образовании и употреблении. Отредактируйте предложения.

    1. У этого ансамбля есть и фольклор, и ультрасовременная певческая манера, но, главное, есть мысль, прослеживающаяся буквально по всем направлениям. 2. Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии «Мосфильм». 3. Когда год спустя я стоял перед этой картиной в подвале, то эпоха та казалась мне совсем туманной и давно вдавившейся в глубь веков. 4. Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар. 5. В этом году произошло событие, важное для всего предприятия: мы стали выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества. 6. Не оставляйте топящие печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ. 7. Григорий раскидывал обломки, набившие колодец, не задумываясь о том, что может повредить скафандр. 8. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

    Упражнение 295. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите исправленные ошибки (немотивированное употребление причастий, порождающее речевую избыточность или искажающее смысл высказывания; неоправданная замена спрягаемой формы глагола причастием при указании на главное действие; нанизывание причастных оборотов, создающее громоздкость конструкции; употребление действительного причастия в значении страдательного; неправильное образование причастий и другие недостатки стиля); в случае несогласия с редактором внесите свои коррективы.

    1. Так было положено начало процессу возвращения в руки нации ее природных богатств, десятилетиями расхищавшихся иностранными монополиями.

    1. Так начался процесс возвращения народу природных богатств страны, которые десятилетиями расхищались иностранными монополиями.

    2. Имеющиеся недостатки в этом деле вызывают необходимость распределения тиражей в соответствии с размещающимися кадрами на территории страны.

    2. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо при распределении тиражей учитывать размещение учебных заведений по стране.

    3. На месте ветхих, не представлявших исторической ценности строений, поднимутся корпуса 12-этажных зданий с размещенными в них предприятиями службы быта.

    3. На месте ветхих, не представляющих исторической ценности зданий поднимутся 12-этажные корпуса. В их нижних этажах будут размещены предприятия бытового обслуживания.

    4. Расположенная по соседству школа будет представлена на слете двадцатью учениками.

    4. Соседнюю школу на слете представят 20 учеников.

    5. Т. Новиков отлично защитил диплом, окончив заводской техникум.

    5. Т. Новиков окончил заводской техникум, отлично защитив диплом.

    6. Атомы устроены так, что один или несколько электронов могут быть сравнительно легко оторваны от атома.

    6. Строение атомов таково, что один или несколько электронов могут легко оторваться.

    7. Одновременное разрастание всех этих твердых кристаллических образований, сталкивающихся между собой, теснивших друг друга и мешавших нормально развиваться соседям, привели к тому, что кристаллики не смогли получить свойственную им правильную многогранную форму.

    7. Свойственная кристаллам правильная многогранная форма не образуется, если в растворе одновременно растет несколько твердых кристаллических образований; они сталкиваются, теснят друг друга и тем самым мешают формированию правильных многогранников.

    8. Механические свойства стали, проверенные на образцах, изготовленных из штанг, откованных из куска, отрубленного из-под прибыли слитков, представленные в табл. 2, удовлетворяли требованиям ТУ.

    8. Образцы для механических испытаний сталей были вырезаны из штанг, полученных из прибыльной части слитков. Результаты испытаний показали (табл. 2), что механические свойства этих сталей отвечают требованиям ТУ.

    6.5.2. Деепричастие

    Упражнение 296. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения.

    1. Меньшой-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 6. В чемпионате мира по шахматам Г. Каспаров, встречаясь с А. Карповым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районе, вывезя 11 116 т удобрений. 8. Высота рабочей плоскости и верхняя линия ноги человека в положении сидя позволяет устраивать выдвижной ящик в средней части стола. 9. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 10. Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Онлайн касса лимон банк ф инструкция по применению
  • Они очень зорко читают инструкции беря на заметку все новое интересное
  • Онлайн касса атон инструкция по применению
  • Онега прибор для стабилизации давления инструкция
  • Онлайн инструкция по сборке кубика рубика

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии