Состав работ:
а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:
беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;
предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;
привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;
запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;
запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;
в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;
д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;
е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;
ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:
приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;
направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.
Таблица 2
Рекомендуемая нормативная численность работников
по контролю за соблюдением законодательных и иных
нормативных правовых актов по охране труда
у работодателя и в его структурных подразделениях
N п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда |
|||||
до 100 |
101 — 350 |
351 — 500 |
501 — 1000 |
1001 — 3500 |
3501 и свыше |
||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
|||||||
1 |
до 500 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
|||
2 |
501 — 750 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
|||
3 |
751 — 1000 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
|||
4 |
1001 — 1500 |
0,10 |
0,12 |
0,14 |
0,17 |
||
5 |
1501 — 3000 |
0,14 |
0,17 |
0,20 |
0,24 |
0,28 |
|
6 |
3001 — 5000 |
0,20 |
0,24 |
0,29 |
0,35 |
0,42 |
0,48 |
7 |
5001 — 7500 |
0,28 |
0,32 |
0,38 |
0,45 |
0,56 |
0,70 |
8 |
7501 — 10000 |
0,35 |
0,41 |
0,48 |
0,57 |
0,68 |
0,82 |
9 |
10001 — 20000 |
0,65 |
0,72 |
0,79 |
0,93 |
1,07 |
1,23 |
10 |
20001 и свыше |
0,80 |
0,87 |
0,94 |
1,01 |
1,11 |
1,26 |
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Содержание статьи:
- 1 Обязанности работодателя по осуществлению контроля
- 2 Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
- 3 Кто осуществляет контроль?
- 4 Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
- 4.1 Административно-общественный контроль
- 4.2 Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля
- 4.3 Ведомственный контроль
- 4.4 Государственный контроль
- 4.5 Общественный контроль
- 5 Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
- 6 Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах
Обязанности работодателя по осуществлению контроля
Согласно статье 214 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
Работодатель обязан обеспечить:
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.
Контроль на рабочих местах направлен на:
- выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
- выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
- соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
- соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
- обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
- определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.
Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:
- лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
- уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
- виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
- периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
- формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.
Кто осуществляет контроль?
В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.
Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:
- руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
- специалист по охране труда/служба охраны труда;
- комиссия по охране труда;
- уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.
Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.
Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
К основным видам контроля на рабочих местах относят:
- административно-общественный контроль;
- ведомственный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль.
Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.
Административно-общественный контроль
Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:
- 2-х ступенчатый контроль;
- 3-х ступенчатый (в отдельных случая 4-х или 5-и).
В таблице ниже приведен пример организации 3-х ступенчатого контроля. Кол-во ступеней, частота проведения и формат проведения контрольных мероприятий зависит от кол-ва сотрудников в организации и сферы деятельности.
Ступень | Кто проводит? | Частота проведения | Что проверяется | Результаты |
1-я | Непосредственный руководитель работ или сам работник | Ежедневно перед началом смены и в течение смены | — состояние рабочих мест;
— исправность оборудования, инструмента и приспособлений; — работа вентиляционных установок; — состояние санитарно-бытовых помещений; — наличие инструкций и плакатов по охране труда; — обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты. |
При обнаружении нарушений принимаются меры к их устранению, производится запись в журнале. |
2-я | Руководитель структурного подразделения с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда | Не реже 1 раза в месяц,
в соответствии с графиком проведения проверок |
— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при I ступени контроля;
— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации; — своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов; |
Обнаруженные недостатки устраняются, производится запись в журнале. |
3-я | Комиссия по охране труда, с участием руководителя организации | Не реже одного раза в квартал | — выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда; — организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации; — организация медосмотров и других лечебно-профилактических мероприятий. |
Результаты обследования (проверки) оформляются соответствующим актом |
Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля
Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.
Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.
Основные разделы акта:
- Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
- Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
- Срок устранения нарушений.
- Ответственный за устранение нарушений.
- Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.
Правила оформления акта:
- акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
- акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
- в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
- с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
- к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.
Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.
Ведомственный контроль
Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.
Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.
Государственный контроль
Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:
- Федеральная инспекция труда;
- федеральные органы исполнительной власти (Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т.д.).
Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.
Общественный контроль
Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.
Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.
Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.
Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.
Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.
Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.
Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.
Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.
Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.
Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.
Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах
Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.
В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.
Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.
Советуем также почитать:
- Производственный контроль: ответы на вопросы
- Создание службы охраны труда в организации
- Формы и порядок информирования работников об их трудовых правах
- Оценка профессиональных рисков в организации
!
I.
Важно! В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:
- должна быть создана служба охраны труда или,
- введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда».
Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
- руководитель организации,
- другой уполномоченный работодателем работник,
- специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.
!
II.
Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.
Согласно рекомендациям службу охраны труда (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.
Основными задачами службы охраны труда являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).
Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.
Они осуществляют контроль за:
- соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
- расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
- проведением специальной оценки условий труда;
- своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
- санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.
Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.
Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.
Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.
Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.