Урок «Разговор о
правильном питании»
Тема занятия: «Из чего варят каши и как сделать кушу вкусной?»
Возрастная
категория: 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: исследование
Автор: Громак Ирина Николаевна
Образовательное
учреждение: МБОУ СОШ №22 г. Ипатово
Цель занятия:
Формирование у
обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Приобретение
обучающимися познаний об основных условиях и способах укрепления здоровья;
Задачи:
1.Образовательная:
систематизировать и расширять знания детей о кашах, их разнообразии; раскрыть
их значение для человека. Дать представление об ассортименте каш, которые могут
быть приготовлены из различных круп.
2.Коррекционно-развивающая:
способствовать развитию внимания, мышления, восприятия; обогащать активный
словарь.
3.Воспитательная:
прививать интерес к изучаемому предмету, воспитывать культуру учебного
труда; сохранение и укрепление здоровья с помощью каш.
Планируемые
результаты:
Познавательные
УУД:
Расширить
представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;
Расширить
представление об ассортименте каш и их свойствах;
Сформировать
представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу;
Сформировать
представление о добавках для каш.
Личностные УУД:
Выбирать полезную
для здоровья пищу.
Регулятивные
УУД:
Высказывать свое
предположение на основе работы с иллюстрацией.
Работать по
предложенному учителем плану.
Выстраивать
проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
Коммуникативные
УУД:
Уметь оформлять
свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе,
развивать артистические способности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рабочая тетрадь «Разговор о
правильном питании», образцы круп и «вкусных добавок», мультфильмы «Каша из
топора», «Маша и каша», карточки с пословицами и поговорками, карточки с
названиями круп и названиями каш, картинки с изображением каш и добавок к ним,
смайлики, буклеты.
ХОД
ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
— Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть
вас на нашем занятии «Разговор о правильном питании». Ребята, поприветствуйте
гостей.
2. Актуализация
проблемы.
— Эпиграфом наших
занятий остаётся выражение «Правильное питание – залог крепкого здоровья» (Эпиграф
– на доске)
Ученик. Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
— Ребята, вы тоже с
юных лет учитесь на уроках здоровья, как нужно правильно питаться.
— Отгадайте загадку
и предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии.
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться
И что тут может получиться? (Каша) (Слайд 1)
— Скажите, о чем же
мы будем сегодня говорить? (О каше)
Просмотр
мультфильма «Каша из топора»
-Скажите, а можно
сварить кашу из топора? (Нет)
3. Определение
сферы исследования.
— Ребята, вы
хотите узнать, из чего варят каши? (Да)
(На доске
прикрепляется запись: Из чего варят каши?)
— Кто из вас любит,
есть каши, поднимите зелёный светофор, а кто не любит – красный.
— Я надеюсь, что те
ребята, кто поднял красный сигнал, в конце занятия поменяют свое отношение к
каше.
— Скажите, вы
хотите узнать секрет, как сделать кашу вкусной?
(На доске
прикрепляется запись: Как сделать кашу вкусной?)
4. Выбор темы
исследования.
— Итак, кто назовёт
тему нашего занятия? (Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?)
-Ребята, сегодня вы
будете исследователями и сами постараетесь дать ответы на поставленные
вопросы.
5. Выработка
гипотезы.
— Как вы думаете,
из чего варят каши? (Дети высказывают свои предположения)
6. Сбор и
обработка информации.
-Каши варят из
крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно.) (Слайд 2)
-Крупу получают из зёрен.
Послушайте
рассказ о зёрнышке.
·
Выступление заранее подготовленного ученика. (Слайды
3-9)
Посадили
весной в землю маленькие зёрнышки. Вскоре из них появились зелёные ростки. Они
стали тянуться вверх к солнышку и с каждым днём становились всё выше. Дождик
поливал росточки, солнышко их согревало. Через некоторое время на каждом ростке
появился колосок с маленькими зёрнышками. Всё лето колоски набирались сил и
наливались. Зёрна выросли и поспели. «Пора урожай собирать!» — и вот на поле
появились комбайны. Комбайны собрали и обмолотили зерно. С поля отвезли его на
мельницу. Там с помощью различных механизмов зерно превратили в крупы, из которых
можно варить кашу.
— Вот какой долгий путь прошла каша, прежде чем попасть
к нам на стол. Зёрна посадили,
дождичек их поливал, солнышко их грело. Осенью с полей
убрали урожай и сделали из
зёрен крупу, а из крупы сварят кашу.
— Ребята, у вас на
столах карточки с названиями круп и каш, которые можно из них сварить. Вам
нужно соотнести названия круп и каш.
·
Работа в парах по карточкам. (Слайд
10)
Крупы |
Каши |
Гречка |
Рисовая |
Овес |
Кукурузная |
Рис |
Манная |
Пшеница |
Овсяная |
Ячмень |
Перловая |
Кукуруза |
Гороховая |
Горох |
Пшенная |
Просо |
Гречневая |
(Ошибки пока не
исправляются)
— Молодцы! Это ваши
предположения. А ведь вы хотите точно знать, из чего делают каши. В ходе
занятия мы вернемся к заполненным вами карточкам.
— В многообразии
круп и каш, нам поможет разобраться тетрадь с. 28. Прочитайте,
что мы будем определять. (Из каких растений и круп, какая получится каша.)
·
Практическая работа с образцами круп.
— Вы должны найти на блюдцах соответствующую крупу, и отгадать название
каши из этой крупы.
1. (Слайд
12)
— Какую крупу
получают из проса? (Пшено)
-Найдите пшено
среди других круп. (Пшено — №5)
-Как называется
каша из пшена? Пшённая (запись в тетради).
— В пшённой каше
много белка, она самая питательная. В ней содержатся витамины группы В,
которые благотворно влияют на память, улучшают работу мозга и повышают
работоспособность. Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать
интеллектуалами.
Кардиологи тоже
советуют своим пациентам включать в рацион как можно больше полезной каши. Дело
в том, что пшено — богатый источник калия, который помогает
справиться с нарушениями сердечной деятельности, нормализовать артериальное давление
и укрепить сосуды.
2. (Слайд
13)
— Это растение вам всем известно. Вы узнали его? (Учитель
показывает колосья пшеницы) (Пшеница).
— Какую крупу
получают из пшеницы? (Манную и пшеничную)
— Найдите манную
крупу и пшеничную. (Манная — №6, пшеничная — №1)
— Как называется
каша из манной крупы? (из пшеничной крупы?)
Кашу варят – манную и
пшеничную (запись в тетради).
-Пшеничная каша
сытная, питательная и полезная. Манная каша относится к легкоусвояемым и очень
калорийным продуктам. Так как она быстро готовится, то все полезные вещества
сохраняются в ней. В манной каше 70 процентов крахмала, много белков и других
минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1, её рекомендуется есть перед
серьёзными нагрузками (контрольной, соревнованиями). Её ели даже богатыри.
3. (Слайд
14)
-Какую крупу
получают из овса? (Овсяные хлопья)
-Найдите овсяные
хлопья среди других круп. (Овсяные хлопья — №3)
-Как называется
каша из овсяных хлопьев? ( Каша называется – овсяная) (запись в
тетради)
-Овсяные хлопья
усваиваются очень хорошо. Каша из овсяной крупы называется ещё «геркулес». Она
придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам
почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины. Именно из-за этой каши однажды у двух мальчиков вышел
спор. Хотите послушать?
Рассказ
Н. Сладкова «Овсянка» инсценируют два ученика.
Встретились два друга: Сашка и
Матвей.
Сашка сказал:
— А у меня дома овсянка!
— Подумаешь, — сказал Матвей, — у меня дома тоже
овсянка.
— Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
— И я люблю! – сказал Матвей.
— Она жёлтая, красивая такая!
— И вкусная. Особенно с молоком!
— Как это вкусная? Как это – с молоком? –
удивился Сашка.
— Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным
песком.
— Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками
Сашка.
— Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
— Про какую овсянку?
— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
— И я про обыкновенную. Про ту, что
в нашем саду живёт и песни поёт.
— Каша песни поёт?! – изумился Матвей.
— Какая каша? Не каша, а птица.
Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Саша и добавил: —
Айда ко мне – мою овсянку слушать!
— Айда! – согласился Матвей, — А
потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
(Слайд 15) (птичка овсянка)
4. (Слайд
16)
— Из какого
растения получают гречневую крупу? (Из гречихи)
— Как называется
крупа? (Гречка)
-Найдите гречку
среди других круп. (Гречка — №2)
— Каша из гречневой
крупы называется – гречневая (записывают в тетради название каши)
— Знаете ли вы, чем
полезна гречневая каша?
— Гречневая каша это настоящая мини-аптека! Гречневая крупа содержит
белки, крахмал, жиры, богата витаминами В1, В2, В6, минеральными веществами
— фосфором, калием, марганцем, кальцием, железом, магнием. Гречневая каша
снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Гречневая каша не
только вкусна, но и очень питательна. В России гречневая каша, издавна
считалась основной солдатской пищей. Поел немного, а уже сыт. Особенно ценно
это в походе, где каждый лишний килограмм давит на плечи. Да и в крестьянских
семьях к ней было особо уважительное отношение. Не случайно в народе сложили
поговорку: «Гречневая каша — матушка наша»…
5. (Слайд 17)
— На последнем рисунке вы видите кукурузу, как называется крупа из
этого растения? (Кукурузная
— №4)
— Как называется
каша из кукурузы? (Кукурузная)
— Кукурузная каша
обеспечивает организм крахмалом, витаминами (группы В и Е), минералами
(особенно калием и железом), белком и клетчаткой.
-В нашей тетради не
все крупы и не все виды каш. Может, вы знаете ещё какие-то?
(Слайд 18)
— Какую кашу можно сварить из гороха? (Гороховую)
— Как называется
каша из ячменя? (Ячмень – ячневая, перловая каша)
— А какую кашу
можно сварить из риса? (Рисовую)
— А теперь
посмотрите на карточки, которые вы заполнили в начале урока, и исправьте
допущенные ошибки. ( Слайд 19)
(На слайде по
щелчку появляются правильные ответы. Дети сверяют их со своими ответами)
— Многие из этих
растений выращивают в Ставропольском крае для получения крупы.
·
Работа с картой.
Зерновые культуры в Ставропольском крае. ( Слайд
20)
—
Рассмотрите карту сельскохозяйственных культур Ставропольского края. Практически
на всей территории края выращивают зерновые культуры. Не случайно край называют
житницей страны. В 2015году ставропольские сельхозпроизводители заняли 3 место
по производству зерновых культур, собрали 9,1 миллионов тонн зерна. Лидерами
по сбору зерна в нашем крае являются хозяйства Новоалександровского, Кочубеевского,
Изобильненского, Красногвардейского и Ипатовского районов.
Физкультминутка —
пальчиковая гимнастика (Слайд 21)
Сорока-белобока
Кашку
варила,
На
порог скакала,
Деток
созывала
Кашку
давала:
Этому
на ложке
(сложите
правую ладонь ковшиком и протяните руку вперёд),
Этому
— на поварёшке
(сложите
обе ладони ковшиком),
Этому
– на ухвате
(держите ладони вертикально, прижимая одну к
другой в области запястья)
Этому
— на лопате
(прижмите
ладони друг к другу и протяните их вперёд)
— Сорока – белобока кашу варила, да крупу просыпала.
— Давайте поможем
сороке отделить крупы друг от друга. Победителями станут ребята, кто быстрее
выберет свою крупу (первый ряд – рис, второй ряд- гречку, третий ряд –
перловую) Работа в парах.
-Как вы думаете,
почему про некоторых людей говорят: «Он мало каши ел»? О ком
так говорят? (Так говорят о слабых.)
-Правильно. Каша –
полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным. Особенно полезно есть
кашу на завтрак, потому что в ней содержится много питательных веществ, и она
быстро усваивается.
-А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных
блюд, но и самых старинных?
·
Сообщение заранее подготовленного ученика. ( Слайд 22)
— Каша
является древнейшим кушаньем русских людей. Первоначально наши далёкие предки
крупу не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зёрна
разбухали, становились мягкими, их измельчали и употребляли в пищу. А когда
люди научились использовать огонь для приготовления пищи, то кашу стали варить.
Самые старые
среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет.
Рисовую и гречневую кашу – четыре тысячи лет. Самая же молодая каша –
кукурузная (3 тыс. лет). Я очень люблю кашу и всем вам советую, каждый день
есть кашу на завтрак.
— Каша – исконно русское блюдо. Его использовали и в будни,
и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. В честь важного события
варились специальные каши. Так на свадьбе жених и невеста обязательно должны
были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их
чувств.
У русских князей существовал обычай — в знак примирения
между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не
сваришь». Даже на царских пирах каша занимала почётное место.
·
Игра «Собери пословицу». Работа в парах с
последующей проверкой. (Слайд 23)
— Русский народ
сложил много пословиц и поговорок о кашах. Давайте соберём их.
Гречневая каша – |
коли каши нет. |
Что за обед, |
здоровым будешь. |
Хороша кашка, |
пища наша. |
Если про кашку не |
матушка наша. |
Щи да каша – |
да мала чашка. |
·
Игра «Назови
произведения». (Слайд
24)
— Писатели написали
стихи, рассказы и сказки о каше. Назовите произведения, отрывки из которых вы
сейчас услышите.
1. Стоило только сказать: «Горшочек, вари!» — и сварится в
нем вкусная, сладкая пшенная каша; а скажи только: «Горшочек, перестань!» — и
перестанет вариться в нем каша. («Горшок каши» Братья Гримм)
2. ««Что за
диво! — думает баба.— Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!»». («Каша
из топора» Русская народная сказка.)
3. Размазала лиса манную кашу по
тарелке…. («Лиса и журавль» Русская
народная сказка.)
4. Мишка схватил ложку и стал
кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле,
так и вываливается наружу. («Мишкина каша» Н.Носов)
Физкультминутка «Сварим кашу». (Слайд
25)
Вырос в поле
колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все сожнём—
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.
7. Тренировочные
упражнения.
-Если сварить кашу
из одной крупы и воды, она будет вкусной? (Нет.)
— Вспомните, почему
получилась вкусной каша из топора, что в неё добавили? (соль, масло)
Ведь недаром говорят «Маслом кашу не испортишь».
— Посмотрите
отрывок ещё из одного мультфильма «Маша и каша».
1)Просмотр
отрывка из мультфильма «Маша и каша».
— А что ещё можно
добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?
— Давайте проверим
ваши предположения, разгадав кроссворд.
2) Кроссворд
«Вкусные добавки» (Слайд 26)
(Загадки читает
учитель.)
6. Низок, да колюч,
Сладок, да не
пахуч.
Ягоды сорвёшь-
Всю руку обдерёшь. (крыжовник)
7.Сотни чёрненьких ребят
На цветках больших
сидят,
Солнце любят не
напрасно-
Люди превратят их в
масло! (семечки)
8. Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым
помогает
Его пчёлы собирают…
(мёд)
9. Мальчишки – крошки
В костяной одёжке.
(орехи)
10. Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
— Кушай, мамочка, —
скажу. (яблоко)
11. Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным
кашам.
Им мы каши не
испортим –
Поговорка вторит
всем.
Коль его добавим в
тортик,
То получим сдобный
крем. (масло)
12.Фрукт ворсисто-бархатистый
Снимешь шкурку –
сладко кислый
Снаружи с
картофелем схож
Внутри на крыжовник
похож? (киви)
13.Жёлто – розовый бочок.
А размером с
кулачок!
Он на веточке
висел,
И под южным солнцем
зрел. (абрикос)
14. Бусы красные висят,
Из кустов на нас
глядят.
Очень любят бусы
эти
Дети, птицы и
медведи. (малина)
— Ребята, вкусными добавками к кашам будут
фрукты, ягоды, мёд, изюм, семечки, орешки, сухофрукты – курага, чернослив. Эти
добавки полезны для здоровья? (Да.)
— Так, значит, мы
делаем не только кашу вкуснее, но и полезнее. Вы с этим согласны?
3) Игра на внимание.
— А сейчас мы с вами поиграем в игру на
внимание. Я буду называть продукты, если они нужны для приготовления каши вы
будете говорить «Да», а если не нужны — «Нет».
Сорока
— белобока
Задумала
кашу варить,
Чтобы
деток накормить.
На
рынок пошла
И вот
что взяла:
Парное
молоко… (Да)
Куриное
яйцо… (Нет)
Крупа
манная… (Да)
Капуста
кочанная… (Нет)
Соленый
огурец… (Нет)
Мясной
холодец… (Нет)
Сахар
да соль… (Да)
Белую
фасоль… (Нет)
Масло
топленное… (Да)
Рыбка
соленая… (Нет)
Лавровый
лист… (Нет)
Чернослив
и изюм… (Да)
Перец
болгарский… (Нет)
Клубничное
варенье… (Да)
Бисквитное
печенье… (Нет)
4) Работа в группах «Как сделать кашу вкусной?» (наклейки).
— Хотите сварить свою кашу? Выберите добавки
для каш, ваша задача, не только красиво украсить кашу, но и сделать на ваш
взгляд её более вкусной. Каждая команда представит свою кашу и расскажет, чем
она была украшена.
1 группа — рисовая каша, 4 группа — гречневая каша
2 группа — манная каша, 5 группа — кукурузная каша
3 группа — овсяная каша, 6 группа — пшённая каша
( дети приклеивают
наклейки с добавками в каши)
Рассказы
детей:
Мы сварили манную
кашу и добавили в неё…
-Очень вкусные каши
у вас получились. Так и просятся в рот.
Карлсон (кричит): Ой-люлю!
Ой-люлю!
К вам сейчас я
прирулю! (выбегает к детям)
Учитель: Что же это такое? Кто же так
кричит? Ну, конечно, это …
Дети: Карлсон!
Карлсон: А вот и я! Мужчина в самом рассвете сил!
Сладко есть и
много есть, я считаю счастьем!
Уже с утра я ем самую лучшую пищу. Я выпил лимонад и съел огромную
шоколадку.
Это так вкусно. Да, ребята?
Дети: Да!
Карлсон: Вы, наверное, всегда на
завтрак едите шоколад и пьёте лимонад?
Дети: Нет!
Карлсон: А почему?
Ученик: Карлсон,
понимаешь, от шоколада ты не будешь долго сыт, а лимонад, да
ещё утром, вообще пить вредно.
Карлсон: Да? Я не
знал. А что же есть?
Ученик: Каша – наиболее
подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных
веществ, легко усваивается организмом.
Ученик:
Наиболее полезна гречневая каша. Далее каши из овса и риса, а манная каша –
самый калорийный продукт. Её следует, есть перед контрольной работой или
соревнованиями.
Карлсон: Каша
такая невкусная.
Ученик: Любую
кашу можно сделать вкусной. В кашу можно добавлять масло, фрукты, ягоды, мёд
получается не только очень вкусно, но и полезно.
Карлсон:
Я хочу попробовать, сейчас же полечу, есть кашу с вкусной
добавкой.
5) Решение проблемной ситуации. (Слайд 27)
На слайде
появляется надпись: «Суворовская каша».
— Ребята, что это
за каша, из чего она приготовлена? Хотите ли вы узнать о её возникновении?
Рассказ учителя.
(Слайд 28) с изображением А.В.Суворова.
После одного из
тяжёлых сражений, при переходе через Альпы — высочайшие
горы Италии, к полководцу Суворову пришёл повар и пожаловался: «Гороха
мало, на кашу не хватит, перловка тоже на исходе, да и пшена не густо. Как
накормить солдат?» Полководец задумался, а потом сказал: «Сыпь всё в один
котёл». В кашу добавили лук, масло. Каша получилась на удивление вкусной, и в
народе её прозвали Суворовской.
Входит медленно Карлсон.
Держится за живот.
Карлсон: Ой, плохо! Ой, умираю! Ой, тяжело!
Всё-таки каша вредная.
Учитель: Что с тобой случилось?
Карлсон: Что случилось? Что случилось? Уж больно
вкусная каша получилась. А оказалась вредной.
Учитель: Это ещё почему?
Карлсон: Откуда я знаю? Первую тарелку я ел рисовую
кашу с изюмом. Вторую тарелку овсяную кашу с бананом. Третью – пшённую с мёдом,
четвертую — манную с клубникой и сливками. Так было вкусно. Только не пойму,
какая из них вредной оказалась.
Учитель: Да ты что! Разве так можно?
Карлсон: Вы же сами говорили, что в кашу можно
добавлять фрукты и ягоды!
Учитель: Я и сейчас не отказываюсь. Ребята, что
Карлсон сделал неправильно?
Дети: Карлсон переел. Надо есть в меру, тогда и
живот болеть не будет.
Учитель: Как хорошо, Карлсон, что тебе понравились каши. Но
я думаю, ты воспользуешься советом ребят, и будешь есть в меру.
Карлсон: Спасибо, ребята вам за ваши добрые советы! Я буду питаться правильно!
До свидания! До новых встреч!
Технологическая карта занятия по правильному питанию во 2-м классе
ОУ: ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области
Учитель: Гладышева О.Н.
Дата: апрель
Целевой блок
Тема: Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
Цель урока: формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Планируемые результаты
Предметные: расширить представление об ассортименте каш и их свойствах;
формировать осмысленное отношение к каше как к своеобразной части культуры русского народа.
Метапредметные:
ПУУД: добывать новые знания,работать с информационными текстами.
РУУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
КУУД: учить навыкам оформления своих мыслей в устной речи, умению слушать других и работать в коллективе.
ЛУУД: выбирать полезную для здоровья пищу.
Инструментальный блок
Задачи урока:
познакомить учащихся с зерновыми культурами, используемыми человеком в пищу
содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека
воспитывать у детей осознанное отношение к здоровой пище — каше
Тип урока: комбинированный
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Разговор о правильном питании: 1-2 кл.: рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М: ОЛМА Медиа Групп, 2017
Компьютер, интерактивная доска, колонки, карточки с пословицами и поговорками, карточки с названиями круп и названиями каш, картинки с изображением каш и добавок к ним.
Организационно-деятельностный блок
Образовательные технологии: проектно –исследовательская технология обучения, игровые, здоровьесбережение.
Основные понятия: названия культурных растений; виды каш.
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, технология, рисование
Конспект урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
1.Организационный момент |
Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Управляет оценкой готовности учащихся. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки: — Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение. — Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы!) |
Оценивают свою готовность, настрой на работу. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
2. Постановка цели и задач урока |
— Послушайте загадку и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на занятии: — Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают. И ставят на плиту вариться И что тут может получиться? — Скажите, о чём же мы будем сегодня говорить? — Итак, прочитайте тему нашего занятия. |
— Сегодня на занятии мы будем говорить о кашах, познакомимся с их названиями, узнаем из каких круп какие каши варятся. — Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Регулятивные: целеполагание; |
3. Актуализация знаний |
— Ребята, сегодня вы будете исследователями и сами постараетесь дать ответы на поставленные вопросы. |
Слушают учителя. |
Познавательные: расширять и углублять знания учащихся о крупах и кашах. |
Регулятивные: формировать внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности; овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. |
4. Первичное усвоение новых знаний |
— Ребята, давайте проверим, знаете ли вы, из каких круп варят каши? — У вас на столах карточки с названиями круп и каш. Найдите соответствия, соединив стрелками. Слева в столбике название крупы, справа название каши. — Вот мы и ответили на первый вопрос: из чего варят каши? — Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: «Он мало каши ел»? О ком так говорят? — Правильно, каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным. — Кашу любили во все времена. Недаром народ придумал такую пословицу: щи да каша – пища наша. — А сейчас ребята расскажут нам интересные факты о каше. — Русский народ сложил много пословиц и поговорок о каше. Давайте соберём их. — Ребята, а кто знает в какое время суток лучше всего есть каши? |
Работа в парах. Соединяют стрелками названия круп и каш. ( Приложение №1) Проверка по слайду. — Так говорят о слабых людях. Рассказы детей. (Приложение №2) Работа в парах. Соединяют стрелками части пословиц и поговорок. (Приложение №3) Проверка по слайду. Ответы детей. (Приложение №4) |
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; учить проводить исследовательскую работу |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
5. Первичная проверка понимания |
— А теперь ответим на второй вопрос: как сделать кашу вкусной? — Предлагаю поработать в тетради на с. 29, задание 4. — Очень вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот. Все перечисленные вами каши есть в меню нашей школьной столовой. — Вот мы ответили и на второй вопрос: как сделать кашу вкусной? — Мы с вами узнали приготовление каши теоретически, а я хочу, чтобы вы посмотрели её приготовление практически. Для этого мы отправляемся в нашу школьную столовую. |
Работа в группах. Групповые отчёты по теме Представляют продукт деятельности: каждая группа демонстрирует свою кашу с добавками по образцу: — Мы сварили … кашу и добавили в неё …. Смотрят приготовление и дегустируют новую кашу, которая в дальнейшем войдёт в школьное меню. |
Познавательные: выразительно и четко презентовать свой продукт |
Личностные: -оказывать интеллектуальную помощь тем, кто в этом нуждаются, при решении трудных задач Регулятивные: — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания |
6. Рефлексия |
— Какие открытия сделали? Что вас удивило? — Молодцы! Вы очень хорошо поработали. |
Ответы детей. |
Познавательные: определять названия каш по виду круп |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
Приложение №1. Работа по карточкам.
Гречка |
Рисовая |
Овес |
Кукурузная |
Рис |
Манная |
Пшеница |
Овсяная |
Ячмень |
Перловая |
Кукуруза |
Гороховая |
Горох |
Пшенная |
Просо |
Гречневая |
Приложение №2. Выступление детей.
1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.
2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.
3. Каша сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали, встречали новорожденного.
4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь»..
Приложение №3. Работа по карточкам.
Гречневая каша – |
коли каши нет. |
Что за обед, |
здоровым будешь. |
Хороша кашка, |
пища наша. |
Если про кашку не забудешь, |
матушка наша. |
Щи да каша – |
да мала чашка. |
Приложение №4. Выступление детей.
1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна.
2. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.
Консистенция зависти от соотношения крупы и жидкости. Поглощая воду, необходимую для клейстеризации крахмала, крупы увеличивают свою массу и объем.
Общие правила варки каш
1. Подбирают нужную по объему посуду с учетом привара данной каши.
2. Подготавливают крупу.
3. Доводят до кипения жидкость, добавляют соль (10 г на 1 кг готовой каши и 5 на 1кг готовой молочной каши). Количество жидкости определяют пор таблице приведенной выше для варки каш из 1кг крупы.
4. Засыпают крупу, варят предварительно в воде, добавляя соль и сахар, доваривают в молоке, чтобы не затруднять процесс разваривания круп.
6. Манку заваривают тонкой струйкой непрерывно, чтобы не образовывались комки.
7. Отпускают по 200-300г на порцию. Хранят на мармите при температуре 70-80°С.
При варке рассыпчатых каш часть жира можно положить в котел до крупы для улучшения вкуса и внешнего вида каш (50-100г на 1кг крупы).
Рассыпчатые каши. Эти каши приготавливают на воде или бульоне, реже с добавление молока из гречневой, рисовой, перловой, пшенной, и других круп. Подают самостоятельным блюдом или как гарнир.
Каша рисовая (рассыпчатая). Первый способ. В кипящую подсоленную воду (взятую по норме) добавляют жир (5—10 % к весу риса), засыпают подготовленную крупу и варят, помешивая, до загустения. Затем кашу доваривают в посуде, закрытой крышкой, в жарочном шкафу при слабом обогреве в течение 1 часа.
Второй способ (отварной рис). Подготовленную крупу засыпают в большое количество кипящей подсоленной воды (на 1 кг крупы 6 л воды и 50 г соли) и варят в течение 25—35 минут. Затем рис откидывают на сито и промывают горячей водой.
Третий способ (рис припущенный). Приготавливается также, но варят его в мясном или курином бульоне, лучше на пару. Подают кашу со сливочным маслом
Рисовую кашу используют на гарнир к различным блюдам. Использую как гарнир к отварным мясу и птице, шашлыкам, биточкам, тефтелям, а также для приготовления паровых пудингов, фаршей и салатов.
Вязкие каши. Готовят на молоке, воде и молоке, разбавленном водой, из всех видов круп по общим правилам, но многие крупы(рисовая, перловая, овсяная, пшеничная) в молоке разваривается труднее, чем в воде, поэтому варят их иначе.
Каша рисовая молочная (вязкая или полувязкая). Подготовленную крупу кладут в кипящую подсоленную воду, проваривают 3—5 минут, после чего воду сливают и заливают крупу горячим цельным молоком или молоком, разбавленным водой, и варят до готовности.
В готовую кашу добавляют сахар, сливочное масло, хорошо перемешивают и подают.
Жидкие каши. Жидкие каши готовят так же как вязкие, но с большим количеством жидкости (воды или молока, или смеси молока и воды). Из 1кг крупы получают 5-6 кг жидкой каши. Их отпускают со сливочным маслом, сахаром, медом, вареньем. Используют для завтраков, особенно в детском и диетическом питании.
Главная
Алгоритм приготовления каши,помогите пожалуйста!
-
- 0
-
?
Эмиль Коробанов
Вопрос задан 28 сентября 2019 в
5 — 9 классы,
Математика.
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
1) Взять чистую катрюлю
2) Налить 1 литр молока
3) Включить плиту
4) Поставить кастрюлю на плиту
5) Добавить соль в кастрюлю с молоком
6) Добавить сазар в кастрюлю с молоком
7) Насыпать 1 стакан манной крупы
Если молоко закипело, всыпать манку в кастрюлю с молоком
9) Перемешать молоко и манку
10) Убавить огонь под кастрюлей
11) Варить 5 минут
12) Выключить плиту
13) Добавить масло в кашу.
Отмена
Лев Симинеев
Отвечено 28 сентября 2019
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
Ваш ответ
Название: «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?»
Форма работы:
Обоснование выбора формы работы:
Цель: – расширить у учащихся представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона.
Планируемые результаты:
- Предметные: – расширить представление детей об ассортименте каш и их свойствах;
– сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу;
– сформировать представление о добавках для каш.
- Личностные: – готовность и способность к саморазвитию;
– заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний;
– готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности и при решении практических
задач, возникающих в повседневной жизни;
Время проведения:
Участники: 2е класс
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, мультфильм о каше.
Этапы урока. |
Хроно- |
Содержание урока. |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Организационный |
1 мин |
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Люзия Рауфовна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Надеюсь, мы хорошо поработаем. |
Приветствовать учителя |
Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. |
Мотивационный Словес.: ответы на вопросы |
7 мин |
— Ребята, сейчас я включу мультфильм. Смотрите внимательно, потом я задам вам вопросы. |
Смотреть мультфильм. Участвовать в беседе |
|
Постановка учебной задачи и её решение Словес.: толкование смысла пословиц Практич.: выполнение физкультминутки |
7 мин |
— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О правильном питании. О каше). Какую цель мы поставим перед собой? (Расширить представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона). Физкультминутка |
Определять тему и цель занятия Соединять части пословиц и объяснять их смысл Выполнять физкультминутку |
Познавательные – строят речевые высказывания. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные – формулируют ответы и выводы. Личностные – установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словес.: слово учителя Нагляд.: работа с презентацией Словес.: ответы на вопросы |
21 мин |
— Отгадайте загадку: Золотист он и усат, В ста карманах – сто ребят. (Колос) — Как вы думаете, как связаны колос и каша? Все лето колосок будет расти набираться сил. В каждом колоске будет много зернышек. Земля, солнце и вода помогли маленькому зернышку превратится в сильный колос. А в них много полезных питательных веществ. Осенью с полей соберут урожай. Из зерен сделают крупу. А из крупы сварят кашу. — Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. Именно из полбы варили древние славяне первые каши. Теперь люди выращивают много злаковых культур. — Ребята, посмотрите на презентацию. Как вы думаете, какие каши делают из крупы пшеницы, ячменя, проса, овса, гречихи? (На слайде) — Посмотрите на слайд. Найдите соответствие каши и крупы. — Вспомните, что Маша добавляла и варенье в кашу. Как вы думаете, что мы можем добавить в кашу, чтобы она стала вкусней? |
Слушать учителя Отвечать на вопросы Работать у доски Отвечать на вопросы |
Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. Познавательные – строят речевые высказывания. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Коммуникативные – формулируют ответы и выводы. |
Итог урока Словесн.: общение |
2 мин |
— Ребята, о чём мы с вами говорили на сегодняшнем занятии? |
Обобщать изученное. |
Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. Познавательный – строят рассуждение |
Рефлексия |
2 мин |
— Ребята, если вы разобрались с сегодняшней темой урока, то поднимите зелёные карандаш, если у вас остались вопросы, то жёлтый, а если вы ничего не поняли, то красный. |
Оценивать свою работу |
Регулятивные – анализировать собственную работу. |