Готовые решения. Вопросы применения ст. 33
1. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
(в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
(п. 8 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 249-ФЗ)
2. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Из нашей статьи вы узнаете:
Обязательный компонент закупочных документов – составленное по правилам описание объекта закупки. Это элемент техзадания, в котором указаны конкретные параметры приобретаемого товара (работы, услуги). Рассказываем, какие существуют правила описания объекта закупки по 44 и 223 ФЗ, когда можно и нельзя указывать торговую марку в тексте описания.
Как регулируются правила описания объекта закупки
Конкретные правила описания объекта закупки по 44 ФЗ прописаны в тексте ч. 2 статьи 33 законодательного акта. С 1 января 2022 года Законом №360-ФЗ в статью 33 внесены следующие изменения:
- при проведении открытой конкурентной закупки в электронной форме описание объекта закупки (ООЗ) прилагается к извещению о закупке в виде отдельного электронного документа;
- при закупке подрядных работ описание объекта закупки может содержать типовую проектную документацию или смету на капитальный ремонт объекта капстроительства.
Что не рекомендуется указывать в описании
В правилах описания объекта закупки по 44-ФЗ говорится о том, что нельзя вносить:
- информацию о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях, промышленных образцах;
- наименование страны происхождения товара;
- требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- считающиеся субъективными параметры закупаемого предмета;
- те характеристики, определить которые становится возможным лишь при проведении сложных анализов в условиях лаборатории.
В каком случае можно указать товарный знак
В соответствии с 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак:
- при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
- при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как описать объект закупки
Первое правило ООЗ гласит о том, что надлежит максимально точно указывать параметры объекта госзакупки. Однако недопустимо обозначать требования к участникам тендера либо производителю. Внести товарный знак в описание можно в ситуации, когда закупаются комплектующие и расходные материалы для уже имеющегося оборудования и агрегатов. Также это справедливо в случае несовместимости товарных позиций.
В ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 также прописана необходимость следовать техрегламентам и стандартам.
Заказчик имеет право указывать графическую и чертёжную информацию, планы, требования в отношении маркировки, чтобы уточнить свои нужды.
Также в ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 говорится о том, что по умолчанию предполагается поставка нового товара.
Если это необходимо, заказчик имеет право добавить требования в отношении гарантийного срока и объёма оказываемых гарантийных услуг. Сюда же следует включить требования к выполнению монтажа, обучения сотрудников работе с предметом закупки. Это касается ситуаций с приобретением оборудования, сложных механизмов.
Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные особенности описательной информации применительно к конкретным объектам закупки. Это касается случаев с закупочными процедурами по гособоронзаказу.
Особые требования к описанию объекта закупки
В некоторых сферах устанавливаются особые правила ООЗ. В частности, в статье 33 указана специфика:
- для закупок в сфере строительства, реконструкции, капремонта и сноса. В описание объекта закупки включается проектная документация, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт объекта капстроительства;
- для лекарств. Закупка медпрепаратов происходит без указания торговых наименований. Исключение – ситуации, прописанные в тексте Федерального закона №44 и особом перечне, утверждённом Правительством.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, в отношении товаров, включённых в Перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2014, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Советы заказчикам при составлении описания
Статья 33 ч. 2 содержит информацию относительно правил ООЗ. Для заказчиков актуальны следующие рекомендации.
- Максимальная объективность описания предмета закупки. Это означает, что под описание должны подходить сразу несколько товарных позиций, к примеру, различные модели оборудования. То есть описание подразумевает некий абстрактный товар с определённым функционалом. В противном случае нарушается принцип открытой конкуренции.
- Максимальная понятность описания. Нужно пользоваться стандартной терминологией, добавлять чертежи и фото. Недопустимы расплывчатые формулировки даже при отсутствии национальных и иных стандартов для конкретного объекта.
- Всестороннее описание. То есть в тексте должны быть прописаны все параметры объекта закупки.
- Должна быть возможность проверки соответствия поставленной продукции требованиям заказчика. Это делается с помощью указания конкретных показателей и их диапазонных значений.
- В конце надлежит подвергнуть проверке числовые характеристики. В противном случае повышается вероятность того, что закупочная процедура не сможет быть проведена либо будет закуплен товар с неподходящими параметрами.
Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ
После наступления 1 июля 2018 года заказчику вменяется в обязанность следовать определённым требованиям при составлении описательной документации в ходе проведения конкурентной закупки. Вступили в силу соответствующие поправки в законодательстве. В целом рамочный ФЗ №223 считается более лояльным в этом вопросе, если сравнивать с ФЗ №44. Запрета на определение конкретной модели и прочих параметров нет, если это допускается Положением о закупке.
В ч. 6.1 статьи 3 ФЗ №223 указано, каких правил следует придерживаться в ходе составления описания объекта закупочной процедуры. Заказчику нужно обозначить присущие предмету закупки параметры. Однако запрещено добавлять требования, товарный знак, конкретного производителя – всё это может безосновательно ограничить число участников закупки. Хотя и это правило имеет исключения. Сюда относятся случаи, когда нет иной возможности конкретизировать параметры закупаемого товара.
Наличие товарного знака накладывает на заказчика обязательство указать рядом слова «или эквивалент». Но и тут есть исключения:
- когда товарная позиция с иным торговым знаком имеет несовместимость с используемой заказчиком;
- когда приобретаются комплектующие и расходные материалы к уже имеющемуся оборудованию, агрегатам и есть конкретные требования к ним в технических документах;
- когда приобретаются товары с целью исполнения муниципального либо госконтракта;
- когда конкретный торговый знак отображён в условиях международного договора либо договора юрлиц, приписанного в ч. 2 статьи 1 ФЗ №223.
Эквивалент и описание объекта закупки по 223 ФЗ
Условия ФЗ №223 требуют указывать фразу «или эквивалент» возле товарного знака. Однако в ряде случаев заказчикам не приходится нести какую-либо ответственность. Судебная практика знает немало примеров подобных ситуаций. Малозначительность административного правонарушения позволяет суду освободить заказчика от ответственности, если не наступило никаких неблагоприятных последствий.
Ответственность за нарушение
Нарушение требований ООЗ грозит заказчику наступлением ответственности, прописанной в ч. 7 статьи 7.32.3 КоАП. Сумма штрафных санкций для должностного лица составит 2—3 тысячи рублей. Юрлицу придётся заплатить уже 5—10 тысяч рублей.
В случае когда прописанные в описании закупаемого объекта требования ограничивают конкуренцию, сумма штрафных санкций зависит от НМЦК. Обычно это 1% от размера НМЦК. Минимальный лимит – 10 тысяч рублей, максимальный – 50 тысяч рублей. Информация об этом указана в ч. 4.1 статьи 7.30 КоАП.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое объект закупки
- Правила описания объекта закупки
- Ошибки при описании объектов закупки
- Пример того, как описать объект закупки
- Можно ли изменить характеристики объекта закупки
Как описать объект закупки? Такой вопрос нельзя считать пустяковым, так как описание закупаемых предметов (услуг или работ) является обязательной частью закупочной документации. Оно необходимо для максимального соответствия характеристик предлагаемых поставщиками товаров и услуг заявленным требованиям по закупаемым объектам.
Правила описания объектов закупок регламентируются статьей 33 44-ФЗ, а за их нарушение предусмотрен существенный штраф. При этом есть определенные исключения из правил, а также ситуации, когда могут появиться разночтения. Чтобы избежать проблем при проведении закупки, мы собрали для вас правила, ошибки и примеры описаний.
Что такое объект закупки
В 44-ФЗ четко обозначено значение термина «объект закупки», а также отдельно указано, что такое «описание объекта закупки» (ст. 33). Объектом считается товар, работа или услуга, которые необходимо приобрести заказчику. А под описанием объекта закупки по ФЗ № 44 понимается наделение его какими-либо свойствами и критериями. За счет этого при формировании предложения участник закупки может проверить свои товары, работы или услуги на соответствие характеристикам, которые указал заказчик.
В технической документации покупатель должен отметить все эксплуатационные и технические свойства приобретаемого товара, работы или услуги, а также требования к уровню качества. Кроме того, указываются сопутствующие монтажные услуги, услуги по обучению сотрудников работе на новом оборудовании и т. п. Описывается объект, как правило, в техническом задании, но согласно ФЗ № 44 составление данного документа не является обязательным.
Правила описания объекта закупки
Итак, рассмотрим, как описать объект закупки. Данная процедура предполагает определение количества и критериев качества.
1. Указание свойств, которые отсутствуют у аналогичной продукции, не допускается.
В описании объекта запрещается упоминать свойства, которые отсутствуют у такой же продукции. Характеристики, которые указывает покупатель, должны соответствовать фактическим потребностям. Требования необходимо прописывать одинаковые для всех потенциальных поставщиков, подрядчиков или исполнителей. В них не должно быть лишних и противоречивых пунктов.
В качестве примера можно привести решение по делу об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015. В описании объекта было указано ничем не обоснованное условие, согласно которому предполагалось изготовление ленты для медалей шириной 22 сантиметра. Участники не имели возможности предложить свою продукцию, так как она не соответствовала данному требованию.
2. Указание эксплуатационных, технических и качественных характеристик является обязательным.
Здесь подразумевается, что в описании должны содержаться либо максимально, либо минимально допустимые величины, которые не подвержены изменениям. Например, для офисной бумаги характеристиками, которые необходимо точно указать, могут быть формат, плотность, уровень белизны, количество листов в упаковке.
Нельзя прописывать условия, которые касаются:
- производителя;
- участника;
- его репутации;
- наличия у участника достаточного количества сотрудников, финансов, возможностей производства. Однако в некоторых случаях подобные требования устанавливать можно, если это установлено ФЗ № 44. Например, если проводятся торги, которые регулируются положениями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
3. Согласно п. 1.1 ст. 33 ФЗ № 44 не допускается указание товарных знаков и других уникальных свойств, а также условий, по которым для ряда участников подача заявок может быть ограничена.
Исключениями из данного правила являются следующие ситуации:
- Несовместимость продукции, производимой другими торговыми марками, с товарами, которые находятся в пользовании заказчика.
- Приобретение запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, находящимся в эксплуатации у покупателя, согласно технической документации.
4. При описании объекта закупки должна использоваться терминология и характеристики, которые предусмотрены техническими регламентами и документацией национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44 для других показателей, условий или терминов необходимо обосновать потребность в их использовании в закупочной документации.
5. В случае надобности допускается прикладывать к описанию планы, эскизы, чертежи, спецификации, указывать срок гарантии и условия обслуживания, потребность в монтажных работах, наладке и прохождении обучения лицами, работающими с оборудованием.
Например, для асфальта может указываться гарантийный срок эксплуатации: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года.
6. Для медицинских препаратов обязательным требованием является указание в описании их международного непатентованного названия, а при его отсутствии – химического, группировочного названия. Перечень данных находится в свободном доступе на официальном сайте государственного реестра лекарственных средств.
7. Допускается размещать заказы на приобретение именного нового товара, которые ранее не был в эксплуатации или ремонте.
В таблице ниже отражены все последние изменения в ФЗ № 44.
Дата вступления в силу |
Суть изменений |
Сущность изменений |
01.07.2019 |
Добавлен п. 8 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44 |
В тендерные документы на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства необходимо включать проектные документы, утвержденные по законодательству в сфере градостроительства. Данное требование может не выполняться в случае, если проектные документы для объекта по закону не разрабатываются. Или когда предметом тендера является проектирование объекта капитального строительства. В этом случае процедура проведения закупки регламентируется ч. 16 и ч. 16.1 ст. 34 ФЗ № 44. |
01.07.2019 |
ч. 4 ст. 33 ФЗ № 44 изложена в новой редакции |
Определено значение термина «гарантийные обязательства». Это требования по гарантированному качеству товара, работы или услуги, а также условия гарантийного срока или объема гарантий. |
Описание товара, работы или услуги можно рассматривать с нескольких сторон в зависимости от описываемых характеристик:
- Функциональные. Разъясняют, насколько объект способен справляться со своей непосредственной задачей, то есть использоваться по назначению.
- Технические. Указываются определенные показатели, минимальные или максимальные значения параметров, порядок поставки, выполнения работ или предоставления услуг.
- Качественные. Представляют собой комплексное описание особенностей, параметров, свойств товара и степень его соответствия нуждам покупателя.
- Эксплуатационные. Данная группа свойств показывает, насколько товар является надежным и работоспособным, а также насколько эффективно его можно эксплуатировать. К таким характеристикам относятся: санитарно-гигиенические, эстетические, экономические и т. п.
Правительственное регулирование вопроса, как описать объект закупки, по ФЗ № 44 в части внедрения однотипных названий позволяет сделать закупочную процедуру более прозрачной, а также снизить коррупционную составляющую. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 установлен порядок, по которому формируется и ведется каталог товаров, работ и услуг в Единой информационной системе. Там же указаны и правила его использования для государственных и муниципальных нужд. В 2019 году в каталоге находится более 60 тысяч названий товаров, работ и услуг. И на данный момент он постоянно дополняется.
Сведения, которые имеются в каталоге, обязательны к применению покупателями. В общей информации к каждой записи указывается, с какой даты эти данные необходимо использовать. Обычно срок вступления в силу составляет 30 дней с момента, когда запись была добавлена в каталог.
Ошибки при описании объектов закупки
Достаточно часто покупатели ошибаются, описывая объект закупки. Тем не менее далеко не всегда жалобы со стороны участников процедуры имеют основания. По этой причине обычно проблемные ситуации рассматриваются Федеральной антимонопольной службой или в судебном порядке.
Наиболее часто возникают споры по следующим вопросам:
- Указание торговой марки без предоставления возможности предлагать эквивалентные товары. В ходе судебного рассмотрения по делу покупатель уточнил, что поставлять эквивалентные товары нет возможности. Связано это с тем, что использовать товары иных производителей нельзя на существующем оборудовании. Решение суда было вынесено в пользу покупателя, поскольку в описанной ситуации дополнение «или эквивалент» допускается не указывать.
- Покупатель не указывает точные свойства товара. Такие действия были признаны ФАС как нарушение ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44, согласно которой в документах необходимо приводить точные технические и качественные свойства товара, работы или услуги.
- Противоречивость требований к приобретаемым товарам. Помимо несоответствия ч. 1 ст. 50 ФЗ № 44, в таких действиях покупателя ФАС определил и нарушение Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Чрезмерные требования к объекту закупки. В практической деятельности возникла ситуация, когда покупатель указал в описании материал изготовления. Однако в судебном порядке не смог обосновать необходимость наличия данного требования. В результате судебное решение было вынесено в пользу поставщика.
Чтобы не допускать возникновения спорных ситуаций, покупателю необходимо с большой внимательностью относиться к описанию объекта закупки. В случае, когда это необходимо, можно привлекать специалистов.
Пример, как описать объект закупки
Пример описания: стол в кабинет руководителя.
Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».
Наименование товара — стол эргономичный, цвет: черный.
Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):
- минимальные значения — 95 x 95 x 69 см;
- максимальные значения — 140 x 95 x 69 см.
При этом высота не подлежит изменению.
Требования к столешнице:
- Материал — высококачественная ДСП.
- Толщина: минимальное значение — 11 мм, максимальное значение — 30 мм.
- Облицовка — натуральная кожа.
- Столешница должна иметь плавные края.
В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой.
Важно! Согласно ФЗ № 44 покупателю предоставляется определенная свобода при составлении требований к закупаемому товару, если:
- он действует обоснованно;
- цели закупочной процедуры выполняются;
- описание детализировано, объективно и не носит дискриминационный характер.
Обосновываются данные требования статьями 18 и 33 ФЗ № 44.
Можно ли изменить характеристики объекта закупки
Согласно ФЗ № 44 покупатель вправе предварительно изменить документацию по закупке. В положениях данного закона от 2013 года говорится о том, что не допускается изменять объект закупки и величину обеспечения предложений участников в аукционах на ЭТП. Уточнения того, что именно нельзя изменять в объекте закупки (название, описание, количество), в законе отсутствуют.
Экспертные мнения сводятся к тому, что уточнять свойства объекта допускается. И это не будет являться нарушением ФЗ № 44. Однако данный момент разъясняется в письмах Министерства экономического развития № Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года. Согласно им внесение каких-либо изменений в документацию запрещается.
В качестве обоснования такого запрета приводится несоответствие закупки после внесения изменений плану-графику, за счет чего она становится недопустимой. В соответствии с положениями ст. 16 ФЗ № 44 в указанный документ включаются сведения о любой закупочной процедуре и, соответственно, вносится описание предмета закупки.
Следовательно, к вопросу, как описать объект закупки, необходимо относиться предельно внимательно. Точное и грамотное описание гарантирует получение необходимого товара и отсутствие проблем с оспариванием решений покупателя в ФАС или судебных органах. Прежде чем описывать объект, необходимо зафиксировать его свойства и параметры, по которым можно его точно идентифицировать.
При формировании требований к товару покупатель должен, помимо удовлетворения собственных потребностей, опираться еще и на нормы законодательства. Относительно свободно подходить к описанию объекта закупки можно при наличии обоснований предпринимаемых действий и соответствии их целям закупочной процедуры.
- Главная
- /
- Документы заказчика
- /
- Инструкция по описанию объекта закупки по 44-ФЗ
Описание товара по 44-ФЗ — это определение качественных и количественных показателей объекта закупки. Этим потенциальные участники идентифицируют предмет, а заказчики получат то, что им нужно. Но описывая продукцию, важно не ограничить конкуренцию, иначе последует разбирательство с ФАС.
Где брать информацию для описания объекта закупки
Вот какие шаги нужно сделать, чтобы описать объект закупки без ошибок:
- Изучить выполненные госконтракты.
- Просмотреть рекламу, каталоги, описания товаров и другие предложения, которые подготовили для неограниченного круга лиц.
- Проверить официальные источники информации властей, иные общедоступные издания.
- Ознакомиться с энциклопедиями, словарями и справочниками, электронными каталогами библиотек, статистическими данными.
- Подвести итоги анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения.
- Прочитать форумы, статьи, обзоры и другую информацию из интернета.
- Обратиться к КТРУ — каталогу товаров, работ, услуг.
Какие требования устанавливает 44-ФЗ
Общие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ приведены в ст. 33 Федеральной контрактной системы:
- Нельзя прописывать противоречивые параметры, устанавливать избыточные характеристики (44-ФЗ это прямо запрещает) или ограничивать конкуренцию. Когда описываете объект, не устанавливайте характеристики, которых нет на рынке эквивалентных товаров. Параметры предмета закупки должны закрывать реальные потребности.
- Характеристики следует писать понятным для потенциальных поставщиков языком. Не стоит излишне детализировать их или делать противоречивыми.
- Допускается указание заказчиком конкретных показателей в описании объекта закупки, но только в отношении количества или объема. Фирменные наименования, торговые марки, товарные знаки прописывать нельзя, но если без них закупка невозможна, впишите фразу «или эквивалент». Следует указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики. Указывайте предельные и минимальные показатели, неизменяемые характеристики. Пример описания: «Бумага для офиса для оргтехники. Формат: А3. Плотность: от 75 г/м². Белизна: от 140%. Листов в упаковке: не менее 100».
- В п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ разъясняется, есть ли право у заказчика описать объект закупки со значениями и требованиями к характеристикам товара, не применяя установленные ГОСТы и техрегламенты, — он обязан использовать показатели и определения, которые закреплены в нормативных документах, технических регламентах и стандартах национальной системы. Другие показатели, требования, обозначения и термины используйте, если обосновали, что их необходимо применять.
- Можно включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.
- В закупках лекарств надлежит указывать их международное непатентованное наименование. Если его нет, то химическое, группировочное название. Список этих наименований найдете в госреестре лекарственных средств.
- Разрешено требовать, чтобы поставили новый товар, который ранее не употребляли или не ремонтировали.
ВАЖНО!
Описывая предмет торгов, заказчик при необходимости предъявляет требования к гарантии качества товаров, работ, услуг, гарантийному сроку, объему и порядку предоставления гарантии. Обязательным такое условие является, только если гарантийные обязательства установлены в технической документации на машины и оборудование.
Что нельзя указывать в описании
Когда формируете разъяснения про качественные и функциональные характеристики и описываете предмет, не требуйте указать:
- кто произвел товар;
- какая деловая репутация;
- какие производственные мощности, трудовые, финансовые и иные возможности.
Исключения прописаны в постановлении № 99 от 04.02.2015 о дополнительных требованиях к участникам. В нем же и указано, какие документы допускается требовать от участника. Оно применяется только в конкурсах и аукционах.
Не указывайте товарные знаки и другие эксклюзивные маркеры (п. 1.1 ст. 33). С 11.01.2018 из правил описания предмета госзакупок исключили норму о том, что описание объекта закупки носит объективный характер. Если указываете товарный знак, то сопроводите его словами «или эквивалент». Это правило не работает, если:
- продукция, которая производится под другими товарными знаками, не совмещается с продукцией, имеющейся у госзаказчика;
- покупаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с технической документацией и правилами эксплуатации.
Как прописать характеристики объекта закупки
По правилам, описание объекта закупки должно содержать различные характеристики приобретаемых товаров, работ, услуг. Собрали показатели в таблицу
Название характеристики | Описание | Примеры |
---|---|---|
Качественные | Свойства, характеристики, признаки, которые описывают объект и отражают запросы госзаказчика. | Если объект закупки по 44-ФЗ — это бумага, то качественные характеристики, какая требуется бумага: офисная, туалетная, офсетная и т. д. |
Технические | Конкретные технические данные, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг. | Технические данные этой бумаги: размер, белизна, количество листов в пачке. |
Эксплуатационные | Параметры, которые отражают надежность и работоспособности объекта, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики. | Одной из таких характеристик является плотность. |
Функциональные | Это способность объекта выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению. | Бумагу используют для печати, писания и т. д. Она не должна рваться или крошиться в руках. |
Пример конкретных показателей в поставке учебников по 44-ФЗ:
А это образец описания показателей для закупки охранных услуг:
Каталог товаров, работ, услуг
Правительство стандартизирует и упрощает описание объекта закупки. Для этого постановлением № 145 от 08.02.2017 утвердили порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг и правила его использования. Каталог активно пополняется. Сейчас в нем больше 70 000 наименований продукции и описаний технических характеристик.
Заказчики обязательно используют информацию, которая содержится в каталоге, с даты, которая указана в КТРУ. По общему правилу, по истечении 30 календарных дней со дня, когда ее включили в каталог. Например, с 12.05.2020 надлежит использовать параметры для бумаги из каталога.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О применении особенностей описания объекта закупок лекарств |
Письмо Минздрава № 418/25-5 от 14.02.2018 |
Скачать |
О написании конкретных показателей для составления инструкции по заполнению заявки участника | Письмо ФАС № ИА/44536/16 от 01.07.2016 |
Скачать |
Об авторе этой статьи
- Дмитрий Сидаев
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.