Инструкция по охране труда для машиниста вышки подъемника

Настоящая инструкция по охране труда для машиниста автовышки и автогидроподъемника доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы по профессии машинист автовышки и автогидроподъемника допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний, аттестованный комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Машинист должен знать, что автовышка и автогидроподъемник предназначены для перемещения людей с инструментом и материалами проведения работ в пределах зоны обслуживания.
1.3. Машинист автовышки и автогидроподъемника (далее – машинист автовышки) должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.4. Машинист автовышки, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения машинистом требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.5. Машинист автовышки, допущенный к самостоятельной работе, должен знать:
— руководство по эксплуатации автовышки и автогидроподъемника;
— устройство автовышки, назначение ее механизмов и приборов безопасности;
— безопасные методы труда, правила безопасности при работе на автовышке;
— порядок и сроки проведения технического освидетельствования автовышки;
— установленный порядок обмена сигналами с рабочими люльки;
— объем и порядок проведения технического обслуживания автовышки;
— инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией автовышки;
— инженерно-технического работника, ответственного за содержание автовышки в исправном состоянии;
— правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности;
— правила пользования первичными средствами пожаротушения;
— способы оказания первой помощи при несчастных случаях;
— правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.7. Машинист автовышки обязан уметь:
— правильно устанавливать автовышку для работы и управлять ей во время работы;
— выполнять техническое обслуживание и мелкий ремонт автовышки;
— оказывать первую помощь при несчастном случае, пользоваться медицинской аптечкой.
1.6. Перед началом самостоятельной работы машинист автовышки должен пройти стажировку под руководством опытного машиниста для приобретения практических навыков управления автовышкой.
Машинист, показавший неудовлетворительные навыки управления автовышкой, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Машинист автовышки, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Машинисту автовышки запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. Во время работы на машиниста автовышки могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— падающие предметы с высоты, на которую поднята люлька;
— потеря устойчивости автовышки с поднятой люлькой (например, вследствие высокого расположения центра тяжести);
— высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении автовышкой;
— движущиеся машины и механизмы;
— движущийся автотранспорт;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— неблагоприятные погодные, а также микроклиматические условия в кабине автовышки;
— недостаточная освещенность проезжей части;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей, узлов автовышки, инструментов.
1.10. Машинист автовышки обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
1.11. Машинисту следует помнить о том, что автовышка представляет повышенную опасность и особое внимание следует уделять тому, чтобы рабочие люльки применяли устройства, предохраняющие их от падения с высоты.
1.12. В случае заболевания, плохого самочувствия машинист автовышки обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара машинист автовышки должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.
1.14. Машинист автовышки должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.15. Машинист автовышки должен соблюдать правила личной гигиены: перед приёмом пищи и после окончания работы мыть руки тёплой водой с мылом. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).
1.16. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.17. Машинист автовышки, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист автовышки должен пройти медицинский осмотр; машинист, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ, к работе не допускается.
2.2. Машинист автовышки, находящийся в болезненном или утомленном состоянии не должен приступать к работе на автовышке, так как это может привести к несчастному случаю.
2.3. Прежде чем приступить к работе, машинист автовышки обязан убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности и других частей автовышки; для этого машинист должен выполнить следующие операции:
— осмотреть механизмы и тормоза автовышки, их крепление, а также ходовую часть;
— проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люльки;
— проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также наличие смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме;
— осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки, блоки, гидроцилиндры и их крепления и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
— осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также их укладку на барабане и блоках у вспомогательного механизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на автовышке;
— проверить исправность опор (аутригеров), выключателя подвесок и стабилизатора;
— проверить исправность гидропривода подъемника, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях, если они имеются;
— проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на автовышке (концевых выключателей, ограничителя предельного груза, указателя наклона подъемника, звукового сигнала и др.);
— убедиться в устранении замечаний, записанных в вахтенном журнале ответственными и инспектирующими лицам.
2.4. Машинисту автовышки не следует приступать к работе на непроверенной или неисправной автовышке.
2.5. Машинист автовышки не должен приступать к работе на автовышке в следующих случаях:
— при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях автовышки;
— при неисправности следящей системы люльки;
— при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;
— при неисправности канатно-блочной системы, телескопа, тормозов механизма подъема колен;
— при повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности;
— при неисправности гидрораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, а также при нарушении уплотнений гидроцилиндров;
— при неисправности ограничителя грузоподъемности механизма подъема груза (если он имеется) и других приборов и устройств безопасности;
— при неисправности ограничителя предельного груза или звукового сигнала (сигнального прибора) или его отсутствии, а также, если неисправны концевые выключатели механизма вылета;
— при неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии.
2.6. Машинист автовышки должен знать о том, что для обеспечения безопасной работы автовышка должна периодически подвергаться техническому освидетельствованию, которое состоит из осмотра, проверки работоспособности систем, статического и динамического испытаний.
2.7. Работать на автовышке с просроченной датой технического освидетельствования не разрешается.
2.8. Перед началом работы машинист автовышки должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих люльки и стропальщиков, если рабочие приступают к работе впервые.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы на автовышке машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.2. Прежде чем осуществлять какое-либо движение автовышкой, машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы автовышки нет посторонних людей, а рабочие люльки пристегнуты предохранительными поясами к ограждению люльки.
3.3. Машинист автовышки должен постоянно контролировать работу рабочих люльки и стропальщика.
3.4. Запрещается переезд автовышки с одной рабочей площадки на другую с находящимися в люльке рабочими.
3.5. Перед началом движения машинист автовышки должен подать предупредительный сигнал.
3.6. Передвижение автовышки под линией электропередачи должно производиться только при опущенной стреле (транспортное положение).
3.7. При подъеме максимальная масса груза (людей и груза) в люльке не должна превышать номинальную грузоподъемность автовышки.
3.8. Машинист автовышки обязан устанавливать автовышку на опоры во всех случаях; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки.
3.9. Подкладывать под опоры случайные предметы запрещается.
3.10. Запрещается нахождение машиниста автовышки в кабине при установке автовышки на опоры, а также при подъеме опор.
3.11. Установка подъемника на краю откоса котлована или траншеи допускается только с разрешения руководителя работ при соблюдении расстояний от основания откоса до ближайшей опоры.
3.12. Установка автовышки для выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ, в котором должны предусматриваться:
— соответствие устанавливаемой автовышки условиям строительно-монтажных или ремонтных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;
— обеспечение безопасного расстояния от линии электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения автовышки к строениям и местам складирования строительных конструкций и материалов;
— условия установки и работы автовышки вблизи откосов котлованов или траншей;
— условия безопасной работы несколькими автовышками на одной площадке;
— мероприятия по безопасному производству работ на участке, где установлена автовышка (ограждение строительной, монтажной площадок или ремонтной зоны и т.п.).
3.13. При подъеме люльки с рабочими и ее перемещении в затрудненных условиях, при плохой видимости и других обстоятельствах, когда затруднен обзор, машинист автовышки должен руководствоваться следующими правилами:
— работать автовышкой следует только по сигналу сигнальщика; при этом, если сигнальщик подает сигнал, действуя вопреки производственной инструкции, машинист не должен производить требуемого маневра стрелой автовышки;
— обмен сигналами между сигнальщиком, рабочими люльки и машинистом должен производиться в соответствии с установленной знаковой сигнализацией;
— знак «Стоп» машинист автовышки обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
— при работе грузовой лебедкой, если автовышка оборудована ею, масса груза не должна превышать грузоподъемность лебедки;
— при перемещении автовышкой груза и рабочих, находящихся в люльке, работа должна производиться только при отсутствии людей в зоне работ;
— при работе автовышки машинисту автовышки запрещается выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями автовышки;
— если автовышка оборудована лебедкой, то подъем в люльке одновременно рабочих и груза не разрешается.
3.14. Устанавливать автовышку и производить работу с рабочими, находящимися в люльке на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи машинист автовышки может только при наличии наряда-допуска.
3.15. При работе автовышки расстояние между поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений или штабелями грузов или другими предметами должно быть не менее 1 м.
3.16. При подъеме рабочих в люльке или грузов машинисту автовышки запрещается:
— допускать для работы в люльке рабочих, не имеющих разрешения на работу на высоте и не прошедших инструктаж, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм;
— производить резкие движения люльки, если в ней находятся рабочие или груз;
— передавать управление автовышкой лицам, не имеющим права на управление автовышкой.
3.17. При техническом обслуживании и ремонте автовышки следует пользоваться только исправным и предназначенным для этой цели инструментом.
3.18. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками, не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы.
3.19. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.
3.20. Для предупреждения использования автовышки посторонними лицами не по назначению машинист не должен оставлять ее с открытой кабиной без надзора даже на короткое время.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Машинист автовышки обязан опустить люльку с людьми или груз и прекратить работу автовышки в следующих случаях:
— при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для работы данной автовышки и указанную в его паспорте;
— при недостаточной освещенности места работы автовышки, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика, перемещаемую люльку или груз;
— при температуре воздуха ниже допустимой (минусовой), указанной в паспорте автовышки;
— при закручивании канатов лебедки, если автовышка оборудована лебедкой.
4.2. Если во время работы автовышки произошли авария или несчастный случай, машинист обязан немедленно поставить в известность об этом инженерно-технического работника, ответственного за содержание автовышки в исправном состоянии.
4.3. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения на территории рабочей зоны (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112 и принять меры по тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.5. На случай возникновения пожара, автовышка должна быть укомплектована огнетушителем в соответствии с установленными нормами, а машинист должен уметь им пользоваться.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы машинист автовышки обязан:
— высадить людей из люльки, выгрузить инструменты и другие грузы;
— установить стрелу в транспортное положение, поднять опоры;
— установить люльку и крюк, если автовышка им оборудована, в положение, определенным руководством по эксплуатации;
— поставить автовышку в предназначенное для стоянки место, затормозить автовышку.
5.2. По окончании работы машинист автовышки обязан закрыть на замок кабину и сдать ключ от автовышки в установленном на предприятии порядке.
5.3. Снять спецодежду и убрать в специально отведенное место.
5.4. Обо всех обнаруженных неполадках в работе автовышки машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и сообщить инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание автовышки в исправном состоянии или непосредственному руководителю.
5.5. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.

Скачать Инструкцию

Оглавление

Глава 1. Общие требования безопасности

Глава 2. Требования безопасности перед началом работы

Глава 3. Требования безопасности во время работы

Глава 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Глава 5. Требования безопасности по окончании работы

Глава 6. Требования безопасности при выполнении технического обслуживания подъемника

Приложение 1. Знаковая сигнализация, применяемая при работе подъемника

Приложение 2. Расстояние от подъемной или выдвижной части подъемника в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи

Приложение 3. Допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры подъемника

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для машиниста, управляющего подъемником (далее — Инструкция), устанавливает общие требования безопасности для машинистов, управляющих самоходными (автомобильными, на специальном шасси, пневмоколесными, тракторными, гусеничными), железнодорожными, прицепными подъемниками и вышками (далее — подъемники).

2. К управлению подъемниками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке подготовку по профессии и получившие удостоверение машиниста на право управления подъемником (свидетельство прошедших обучение профессиям рабочих), медицинский осмотр, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда (далее — машинисты). В удостоверении (свидетельстве) машиниста указывается тип подъемника, к управлению которым он допущен. Машинист должен иметь группу по электробезопасности не ниже второй.

3. Машинисты, управляющие подъемниками на базе автомобиля, дополнительно к удостоверению (свидетельству) машиниста должны иметь водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории, на базе трактора — удостоверение тракториста-машиниста.

4. При переводе машиниста с одного подъемника на другой подъемник того же типа, но другой модели, индекса или с другим приводом машинист обязан ознакомиться с особенностями устройства и эксплуатации такого подъемника, пройти стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда и практических навыков работы.

5. В случае перевода машиниста с подъемника одного типа на подъемник другого типа, не указанного в удостоверении (свидетельстве), машинист обязан пройти переподготовку (переобучение). Переподготовка (переобучение) осуществляется в том же порядке, что и при первоначальном обучении профессии. Допускается обучение по сокращенной программе с учетом ранее изученного материала и уровня подготовки машиниста.

6. Допуск машиниста к самостоятельной работе осуществляется руководителем организации (ответственным лицом за содержание подъемников в исправном состоянии) и оформляется приказом (распоряжением) либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

7. Машинисты, управляющие подъемниками на базе автомобиля или трактора, в установленном порядке проходят предрейсовые и иные медицинские обследования.

8. При наличии на подъемнике грузозахватного органа (крюка) для строповки и зацепки грузов назначаются обученные и аттестованные стропальщики, имеющие соответствующее удостоверение.

9. Машинист обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • знать и выполнять требования настоящей Инструкции, эксплуатационных документов организаций — изготовителей подъемников, правил дорожного движения (для машинистов, управляющих подъемниками на базе автомобиля, трактора), других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в объеме выполняемой им работы;
  • знать: устройство узлов и отдельных элементов, назначение механизмов и приборов безопасности подъемника, факторы, влияющие на устойчивость подъемника и причины потери устойчивости; безопасные методы работы с применением подъемника, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах; знаковую сигнализацию, применяемую при работе подъемника, согласно приложению 1 к настоящей Инструкции; безопасные способы строповки и зацепки груза (при наличии на подъемнике грузозахватного органа) и уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс, тары); порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;
  • соблюдать установленный порядок организации производства работ подъемником в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи (вблизи линий связи и проводного вещания (радиофикации), контактной сети наземного электротранспорта);
  • выполнять указания ответственных лиц за исправное состояние подъемников и безопасное производство работ;
  • уметь оказывать первую помощь потерпевшему при несчастном случае;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • сообщать ответственным лицам за исправное состояние подъемников и безопасное производство работ подъемниками или вышестоящему руководителю о происшедших несчастных случаях на производстве, ситуациях, которые создают угрозу для жизни и здоровья окружающих людей, или об ухудшении состояния своего здоровья;
  • правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а при их отсутствии или неисправности сообщать об этом непосредственному руководителю.

10. В процессе работы на машиниста возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущиеся машины и механизмы, грузы, перемещаемые лебедкой подъемника;
  • возможность падения предметов с высоты (материалов, инструмента и тому подобного);
  • разрушающиеся конструкции подъемника;
  • повышенная запыленность, загазованность, влажность воздуха рабочей зоны;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем месте;
  • повышенная скорость ветра в рабочей зоне подъемника;
  • недостаточная видимость рабочей зоны из кабины машиниста;
  • вредные вещества (антифриз и другие), с которыми машинист находится в контакте при обслуживании подъемника;
  • возможность возникновения пожара в связи с использованием в качестве топлива легко воспламеняющихся жидкостей;
  • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны.

11. Машинист обеспечивается средствами индивидуальной защиты по установленным нормам. При выполнении работ в местах движения транспортных средств машинисту должны выдаваться сигнальный жилет или специальная одежда со вставками из сигнальных или светоотражающих тканей. При нахождении в опасной зоне падения предметов с высоты машинист обязан находиться в защитной каске.

12. Установку подъемника на рабочей площадке для выполнения строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ машинист обязан производить в соответствии с проектом производства работ, технологической картой.

13. Рабочая площадка, предназначенная для установки подъемника, должна иметь подъездной путь, находиться вне зоны случайного падения предметов с высоты.

14. Размеры рабочей площадки должны позволять устанавливать подъемник на все выносные опоры (при их наличии), уклон площадки не должен превышать величины, указанной в паспорте организации — изготовителя подъемника.

15. Основание рабочей площадки должно быть выровнено и при необходимости уплотнено, чтобы выдержать нагрузку колес и дополнительных опор.

16. Машинисту запрещается производить работы, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время. Курить разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.

17. Машинист обязан отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

18. Машинист за нарушения требований настоящей Инструкции привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

19. До начала работы машинист обязан:

  • пройти предрейсовое медицинское обследование;
  • надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, выданные с учетом характера производимых работ;
  • проверить вахтенный журнал и убедиться в устранении отмеченных в нем неисправностей подъемника;
  • произвести ежесменное техническое обслуживание подъемника, которое при сменной работе производится совместно с машинистом, сдающим смену. После проверки технического состояния подъемника машинист своей подписью в путевом листе удостоверяет, что подъемник принят им в технически исправном состоянии;
  • предъявить ответственному лицу за исправное состояние подъемников удостоверение на право управления подъемником (свидетельство), получить путевой лист (для самоходных подъемников) с отметками о технической исправности подъемника, прохождении предрейсового медицинского обследования с указанием маршрута следования и режима работы машиниста;
  • перед выездом к месту работы подъемника уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте.

20. Перед началом работы на объекте машинист обязан:

  • ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой на выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполняемых с применением подъемника;
  • определить место установки подъемника, при котором расстояние между поворотной частью подъемника при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами (оборудованием) было бы не менее 1 м;
  • установить подъемник на все выносные опоры, убедившись в их исправности и подложив под них прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью подъемника. Железнодорожный подъемник установить и укрепить согласно требованиям, изложенным в эксплуатационных документах организации — изготовителя подъемника. О замеченных неисправностях железнодорожного пути машинист обязан сообщить ответственному лицу за безопасное производство работ подъемниками;
  • проверить работу органов управления, исправность приборов безопасности, тормозов, опорно-ходовой части, рабочего оборудования подъемника, опробовать механизмы на холостом ходу;
  • сделать в вахтенном журнале соответствующую запись о техническом состоянии подъемника;
  • проверить у работников, выполняющих работы из люльки (рабочей площадки), наличие документов на право выполнения работ из люльки подъемника, а также обеспеченность их защитными касками, предохранительными поясами, стропы (фалы) которых должны быть закреплены за предусмотренное конструкцией подъемника для этой цели устройство (ограждение люльки);
  • в случаях, когда рабочая зона подъемника не просматривается с поста управления и отсутствует радиотелефонная связь (переговорное устройство), выяснить у ответственного лица за безопасное производство работ подъемниками, кто из работников назначен сигнальщиком;
  • установить порядок обмена сигналами с работниками, выполняющими работы из люльки подъемника. Сигнал «Остановка» машинист обязан выполнить независимо от того, кто его подает;
  • определить совместно с ответственным лицом за безопасное производство работ подъемниками границы опасной зоны;
  • выставить ограждения (оградить место) при установке подъемника на проезжей части дороги (в местах прохода людей);
  • убедиться в достаточной освещенности рабочей зоны;
  • совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

21. Машинисту разрешается в пределах рабочего места перемещать подъемник по ровной местности с поднятым, но невыдвинутым телескопом или другим рабочим органом без груза и работников в люльке подъемника, если такое перемещение разрешается эксплуатационными документами.

22. Машинист обязан проезжать по территории открытых распределительных устройств (далее — ОРУ) со скоростью не более 10 км/ч. Под воздушными линиями электропередачи (далее — ВЛ) машинист обязан проезжать в местах наименьшего провеса проводов (у опор). При проезде по территории ОРУ и под ВЛ подъемник должен находиться в транспортном положении.

23. Машинист обязан проезжать по территории ОРУ, в охранной зоне ВЛ, а также производить установку подъемника для работы в охранной зоне ВЛ, вблизи линий связи и проводного вещания (радиофикации), контактной сети наземного электротранспорта под непосредственным руководством ответственного лица за безопасное производство работ подъемниками с группой по электробезопасности не ниже IV, а на территории ОРУ — также и под надзором лица из оперативного персонала с группой по электробезопасности не ниже IV.

24. Расстояние от подъемной или выдвижной части подъемника в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода находящейся под напряжением ВЛ, должно быть не менее указанного согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

25. Машинисту разрешается устанавливать и управлять подъемником на расстоянии 30 м (40 м — для линий напряжением 750 кВ) и менее от выдвижной части подъемника в любом ее положении, а также от люльки до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода ВЛ, только при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы вблизи ВЛ.

26. При производстве работ с подъемника без изолирующего звена расстояние от работника, выполняющего работы из люльки подъемника, или от применяемых им инструмента и приспособлений до проводов ВЛ напряжением до 1000 В, радиотрансляции, телемеханики должно быть не менее 0,6 м. Если при производстве работ не исключена возможность приближения к указанным проводам на меньшее расстояние, они отключаются и заземляются на месте производства работ.

27. Перемещение, установка и работа подъемника вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами допускается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ. При отсутствии соответствующих указаний в проекте производства работ допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры подъемника принимается не менее указанного согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

28. Машинисту запрещается приступать к работе на подъемнике при:

  • наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях подъемника;
  • неисправности следящей системы для ориентирования рабочих площадок подъемников;
  • наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;
  • неисправности канатно-блочной системы, телескопа, тормоза механизма подъема колен, при наличии дефектов подъемника, угрожающих безопасности работы;
  • повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности;
  • неисправности парораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, отсутствии пломб на предохранительных клапанах, нарушении уплотнений гидроцилиндров;
  • неисправности ограничителя грузоподъемности механизма подъема груза (если он имеется) и других приборов и устройств безопасности;
  • неисправности ограничителя предельного груза или звукового сигнала (сигнального прибора) или его отсутствии, а также при неисправности концевых выключателей и других приборов и устройств безопасности;
  • неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии;
  • наличии неизолированных токоведущих частей электрооборудования подъемника.

29. При обнаружении неисправностей во время осмотра и опробования подъемника на холостом ходу и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, обязан доложить об этом ответственному лицу за безопасное производство работ подъемниками и внести соответствующую запись в вахтенный журнал.

ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

30. Подъем на необходимую высоту, остановку и опускание люльки машинист обязан производить только по сигналу находящихся в ней работников, стропальщика или сигнальщика.

31. Перед началом подъема люльки с работниками машинист обязан подать предупредительный сигнал.

32. При выполнении работ с участием работника, проходящего стажировку перед допуском к самостоятельному управлению подъемником, машинисту запрещается отлучаться от подъемника. Работнику, проходящему стажировку, запрещается управлять подъемником в отсутствии машиниста.

33. Прежде чем начать подъем люльки машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы подъемника нет посторонних лиц, не имеющих отношения к производимой работе.

34. Во время нахождения работников в люльке подъемника машинист обязан следить, чтобы:

  • вход в люльку и выход из нее осуществлялись при установке ее в положение «посадка», а во время работы, при подъеме и опускании вход в люльку был закрыт на запорное устройство;
  • масса груза (вместе с работниками) не превышала номинальную грузоподъемность подъемника;
  • работники работали, стоя на настиле люльки, закрепившись стропом предохранительного пояса за предусмотренное конструкцией подъемника для этой цели устройство (ограждение люльки), не садились и не вставали на ограждение люльки; не устанавливали на пол предметы для увеличения высоты зоны работы; не перевешивались за ограждение люльки.

35. Подъем на высоту, близкую к максимальной высоте подъема люльки, машинист должен выполнять на пониженной скорости.

36. При одновременной работе железнодорожных подъемников на одном (соседнем) пути во избежание столкновения необходимо соблюдать расстояние между зонами обслуживания подъемников не менее 5 м. Машинисты должны предупреждать друг друга предупредительными сигналами о приближении подъемников.

37. Машинист обязан следить, чтобы расстояние между поворотной частью при любом положении подъемника и габаритами строений, или штабелями грузов, или другими предметами было не менее 1 м, а расстояние между люлькой и каким-либо предметом — не менее 0,5 м. При выполнении работ в стесненных условиях машинисту допускается приблизить люльку подъемника на расстояние менее 0,5 м до габаритов конструкций оборудования при соблюдении мер безопасности, содержащихся в проекте производства работ, технологической карте, и под контролем ответственного лица за безопасное производство работ.

38. При подъеме люльки с работником или лебедки подъемника, оборудованного крюком вместе с подвешенным грузом, машинисту запрещается:

  • производить резкие движения люльки и лебедки с грузом;
  • поднимать неправильно обвязанный груз, находящийся в неустойчивом положении, или защемленный груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов;
  • укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на край откоса котлована или траншеи;
  • передавать управление подъемником лицу, не имеющему права на управление подъемником, а также допускать к самостоятельному управлению обучающихся и воспитанников учреждений образования, привлекаемых к работе в организациях на период прохождения производственной практики, и стажеров без своего наблюдения за ними;
  • одновременный подъем работников, находящихся в люльке, и груза лебедкой подъемника;
  • производить передвижение подъемника с поднятой люлькой, в том числе когда в ней находятся работники или подвешен груз.

39. В процессе управления подъемником машинисту запрещается:

  • допускать нахождение на подъемнике или в рабочей зоне работников и других лиц, не имеющих отношения к производимой работе;
  • допускать работника, не имеющего удостоверения стропальщика, к обвязке груза;
  • поднимать груз неизвестной массы и перемещать его волоком;
  • устранять неисправности, производить чистку и смазку механизмов подъемника;
  • работать с неисправным звуковым сигналом, при скорости ветра 10 м/с и более с подъемом люльки на высоту 10 м и более, а также при грозе, сильном дожде, тумане и снегопаде, когда видимость затруднена, либо при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника; в темное время суток без электрического освещения; в охранной зоне ВЛ без заземления корпуса подъемника;
  • устанавливать подъемник внутри угла, образованного проводами, при выполнении работ на угловых опорах, связанных с заменой изоляторов, проводов или ремонтом арматуры.

40. Запрещается нахождение машиниста и других лиц в кабине при установке подъемника на опоры, а также при подъеме опор.

41. Машинисту запрещается оставлять без надзора подъемник с работающим (включенным) двигателем.

42. При перерыве в работе машинист обязан принять меры, предупреждающие самопроизвольное включение, перемещение, опрокидывание подъемника под действием ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня.

43. Машинист обязан опустить люльку с работниками или грузом и прекратить работу подъемника при:

  • обледенении рабочей площадки, приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую и указанную в паспорте подъемника, при этом машинист обязан выполнять указания руководства по эксплуатации подъемника о предотвращении угона подъемника ветром;
  • недостаточной освещенности места работы подъемника, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика, сигнальщика, перемещаемую люльку или груз;
  • температуре воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте подъемника;
  • закручивании канатов лебедки, если подъемник оборудован лебедкой;
  • несоблюдении работниками, выполняющими работы из люльки подъемника, требований безопасности.

ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

44. При случайном касании стрелой или конструкцией люльки линии электропередачи машинист должен предупредить работников об опасности и отвести люльку от проводов ВЛ.

45. При нахождении подъемника под напряжением машинисту запрещается производить спуск работников с подъемника на землю или подъем на него, прикасаться к нему, стоя на земле.

46. В случае возникновения пожара на подъемнике, который находится под напряжением, машинист обязан спрыгнуть с него на землю, соединив ноги и не прикасаясь руками ни к подъемнику, ни к земле. Затем следует удалиться от подъемника на расстояние не менее 8 м короткими шагами, передвигая при этом ступни по земле, не отрывая их одну от другой.

47. При возникновении на подъемнике пожара машинист обязан немедленно приступить к его тушению. При возникновении пожара на электрическом подъемнике машинист обязан, прежде всего, отключить рубильник, подающий напряжение на подъемник.

48. При потере устойчивости подъемника во время подъема или перемещения люльки (груза) машинист обязан немедленно прекратить работу, уменьшить вылет стрелы, подать предупредительный сигнал, опустить люльку (груз) на землю и установить причину аварийной ситуации.

49. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы, подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей. В случае невозможности оперативного устранения неисправности подъемника машинист обязан принять меры для спуска люльки с работниками.

50. При внезапном отключении электро- или гидропривода подъемника машинист обязан принять меры для безопасной эвакуации работников из люльки.

51. При несчастном случае на производстве необходимо: быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего (действия электротока, сдавливающих тяжестей и других), оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения; сообщить о происшествии лицу, ответственному за безопасное производство работ подъемниками, или другому должностному лицу нанимателя.

52. При авариях и несчастных случаях на производстве следует обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

53. По окончании работы машинист обязан:

  • переместить люльку в положение «посадка» для выхода работников из люльки;
  • высадить работников из люльки, выгрузить инструмент и другие грузы;
  • установить стрелу в транспортное положение, поднять опоры;
  • установить люльку и крюк, если подъемник им оборудован, в положение, определяемое руководством по эксплуатации;
  • электрический подъемник отключить от электросети, снять заземление;
  • поставить подъемник на предназначенное для стоянки место, затормозить подъемник, а под колеса железнодорожного подъемника, кроме того, установить тормозные башмаки с обеих сторон. Место стоянки железнодорожного подъемника на станционных путях согласовывается с дежурным по станции;
  • сдать путевой лист на самоходный подъемник;
  • сообщить ответственному лицу за содержание подъемника в исправном состоянии обо всех обнаруженных неполадках в работе подъемника, сделать запись в вахтенном журнале;
  • снять специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, очистить от загрязнений и убрать в предназначенное для их хранения место;
  • сообщить машинисту, приступающему к работе, обо всех неполадках в работе подъемника;
  • закрыть на замок кабину и сдать ключ от подъемника в установленном в организации порядке.

54. После возвращения с объекта (места работы) машинист обязан пройти медицинское обследование.

ГЛАВА 6
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДЪЕМНИКА

55. При выполнении технического обслуживания машинист обязан:

  • содержать механизмы и оборудование подъемника в чистоте и исправности;
  • своевременно производить смазку всех механизмов подъемника и канатов в соответствии с руководством по эксплуатации;
  • следить, чтобы обслуживающий подъемник персонал выполнял работы в соответствии с руководством по эксплуатации;
  • смазочные и обтирочные материалы, применяемые при техническом обслуживании, хранить в закрытой металлической таре;
  • знать сроки и результаты проведения технического обслуживания и ремонта подъемника, его отдельных механизмов и узлов, а также приборов и устройств безопасности.

56. Техническое обслуживание подъемника машинист обязан производить только при отключенном двигателе или рубильнике вводного устройства (при его наличии).

57. При осмотре подъемника в темное время суток следует пользоваться переносным электрическим светильником с предохранительной сеткой и напряжением не выше 42 В или электрическим фонарем с автономным питанием.

Приложение 1
ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ РАБОТЕ ПОДЪЕМНИКА

Готовность подавать команду

Остановка

Замедление

Подъем

Опускание

Указание направления

Поднять колено (стрелу)

Опустить колено (стрелу)

Выдвинуть стрелу

Втянуть стрелу

Приложение 2
Расстояние от подъемной или выдвижной части подъемника в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи

Напряжение воздушной линии, кВ Наименьшее расстояние, м
До 1 1,5
От 1 до 20 2,0
От 35 до 110 4,0
От 150 до 220 5,0
330 6,0
От 500 до 750 9,0
800 (постоянного тока) 9,0

Приложение 3
Допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры подъемника

Глубина выемки, м Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры подъемника, м
Грунт
песчаный супесчаный суглинистый глинистый
1,0
2,0
3,0
4,0
5,0
1,5
3,0
4,0
5,0
6,0
1,25
2,40
3,60
4,40
5,30
1,00
2,00
3,25
4,00
4,75
1,00
1,50
1,75
3,00
3,50

Согласована

с Госгортехнадзором России

письмом от 05.11.03 № 12-07/990

Утверждена

«ВКТИмонтажстроймеханизация»

05.11.03 г.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО
БЕЗОПАСНОМУ ВЕДЕНИЮ РАБОТ ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОДЪЕМНИКОВ (ВЫШЕК)

ТИ
36-22-21-03

Москва

ОАО «НТЦ «Промышленная
безопасность»

2006

Настоящая Типовая инструкция
разработана с учетом требований Правил применения технических устройств на
опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.12.98 № 1540
(Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 1. Ст. 191), Правил
организации и осуществления производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263 (Собрание законодательства Российской
Федерации. 1999. № 11. Ст. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации
подъемников (вышек) ( ПБ
10-611-03 )*, утвержденных
постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 № 87, и устанавливает
обязанности машинистов по обслуживанию подъемников (вышек)** (автомобильных,
пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, железнодорожных,
гусеничных, тракторных, прицепных, передвижных, мачтовых).

* Далее — Правила.

** Далее — подъемники.

На основании Типовой инструкции владельцы
подъемников должны разработать и утвердить производственные инструкции по
безопасному ведению работ для машинистов подъемников.

Производственная инструкция
должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции;
дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации
подъемников; указания по обслуживанию подъемников, изложенные в руководствах по
эксплуатации подъемников.

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПЕРЕД
НАЧАЛОМ РАБОТЫ ПОДЪЕМНИКА

3. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ВО ВРЕМЯ
РАБОТЫ ПОДЪЕМНИКА

4. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА В
АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПОСЛЕ
ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМНИКА

6. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДЪЕМНИКА И УХОД
ЗА НИМ

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Правилами
для управления и обслуживания подъемников руководством предприятия
(организации), цеха назначаются машинисты, имеющие удостоверение на право
управления подъемником данного типа.

1.2. Обязанности машинистов
могут выполнять лица не моложе 18 лет и не имеющие медицинских противопоказаний
по результатам медицинского освидетельствования.

1.3. Подготовка и аттестация
машинистов подъемников проводятся в профессионально-технических учебных
заведениях, а также на курсах в технических школах обучения и располагающих
базой для теоретического и практического обучения. Подготовка машинистов
подъемников осуществляется по учебным программам, согласованным с
Госгортехнадзором России.

Аттестацию машинистов
подъемников осуществляет комиссия с обязательным участием представителя
территориальных органов Госгортехнадзора России*.

* Далее — органы
госгортехнадзора.

1.4. Управление автомобильным
подъемником может быть поручено водителю транспортного средства после обучения
его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией.

1.5. Лицам, выдержавшим
экзамены, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии и
представителя органа госгортехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть
указан тип подъемника, к управлению которым он допущен. В удостоверении
машиниста подъемника должна быть вклеена фотография. Во время работы машинист
подъемника обязан иметь удостоверение при себе.

1.6. Допуск машинистов к
самостоятельной работе оформляется соответствующим приказом по предприятию
(организации) после выдачи им на руки удостоверения об аттестации.

Перед допуском к работе
руководство организации (предприятия) или цеха обязано проверить у машинистов
знание руководства по эксплуатации подъемника, на который он допускается
работать, и вручить ему (под расписку) руководство по эксплуатации. Кроме того,
при наличии на подъемнике грузозахватного органа должны назначаться
стропальщики, имеющие соответствующее удостоверение.

1.7. Машинист после перерыва в
работе по специальности более одного года должен пройти проверку знаний в
комиссии, назначенной владельцем подъемника, и в случае удовлетворительных
результатов проверки может быть допущен к стажировке для восстановления
необходимых навыков.

1.8. Повторная проверка знаний
машинистов проводится квалификационной комиссией предприятия:

1) периодически, не реже одного
раза в 12 мес;

2) при переходе с одного места
работы на другое;

3) по требованию инспектора
госгортехнадзора или инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией
подъемников в организации.

Повторная проверка знаний должна
проводиться в объеме производственной (типовой) инструкции и руководства по
эксплуатации подъемника. Участие инспектора госгортехнадзора при повторной
проверке знаний машиниста не обязательно.

1.9. Машинист, переводимый с
подъемника одного типа на подъемник другого типа (с автомобильного на
гусеничный), должен быть обучен и аттестован в порядке, установленном
Правилами. Обучение в этом случае может проводиться по сокращенной программе,
согласованной с органами госгортехнадзора.

1.10. Машинист, переводимый с
одного подъемника на другой того же типа, но другой модели, индекса или с
другим приводом (с автомобильного подъемника АГПМ-18/9-7,5 на автомобильный
подъемник ПТ-11), должен быть ознакомлен с особенностями устройства и
обслуживания такого подъемника и пройти стажировку. После проверки практических
навыков машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

1.11. Машинист подъемника должен
знать:

1) руководство по эксплуатации
подъемника;

2) производственную (типовую)
инструкцию по безопасной эксплуатации для машинистов подъемников (вышек);

3) Типовую инструкцию по
безопасному ведению работ для рабочих люльки, находящихся на подъемнике
(вышке);

4) устройство и основные
технические характеристики подъемников, подлежащих регистрации в органах
госгортехнадзора;

5) назначение, принцип действия
и устройство механизмов и приборов подъемника;

6) основные неисправности,
возникающие в процессе эксплуатации подъемника;

7) основные работы, выполняемые
при техническом обслуживании подъемника, ассортимент и назначение смазочных
материалов, применяемых для смазки трущихся частей подъемника;

8) устройства и правила
использования стропов, тары и других грузозахватных приспособлений;

9) установленную сигнализацию
при выполнении рабочих операций;

10) порядок установки и работы
подъемника вблизи линии электропередачи (ЛЭП);

11) слесарное дело в объеме,
достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера и
участия в текущем ремонте подъемника;

12) порядок технического
обслуживания и планово-предупредительного ремонта;

13) порядок производства работ
подъемником;

14) инструкции по охране труда,
основные средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на своем рабочем
месте, правила санитарии и гигиены;

15) правила внутреннего
трудового распорядка.

Машинист должен уметь:

1) правильно устанавливать
подъемник для работы;

2) управлять подъемником при
подъеме, перемещении и опускании рабочих в люльке, а также груза;

3) определять пригодность
стальных канатов, стропов, грузозахватных приспособлений и тары;

4) производить осмотр
подъемника, регулировку механизмов подъемника и проверку действия приборов
безопасности;

5) выполнять техническое
обслуживание и эксплуатационный ремонт подъемников изучаемых моделей;

6) определять неисправности в
работе подъемника и своевременно их устранять;

7) правильно вести вахтенный
журнал;

8) соблюдать правила охраны
труда и другие требования;

9) координировать работу стропальщиков
(при необходимости) и рабочих люльки;

10) правильно и оперативно
действовать (останавливать работу подъемника) в аварийных ситуациях.

2. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
ПОДЪЕМНИКА

2.1. Прежде чем приступить к
работе, машинист обязан убедиться в неисправности всех механизмов,
металлоконструкций, приборов и устройств безопасности и других частей
подъемника. Для этого машинист должен:

1) осмотреть механизмы и тормоза
подъемника, их крепление, а также ходовую часть;

2) проверить наличие и
исправность ограждений механизмов и люльки;

3) проверить смазку передач,
подшипников и канатов, а также наличие смазочных приспособлений, сальников и
жидкости в гидросистеме;

4) осмотреть в доступных местах
металлоконструкции и соединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам
(канаты, растяжки, блоки, гидроцилиндры и их крепления и т.п.). а также
металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;

5) осмотреть состояние канатов и
их крепление на барабане, стреле, а также их укладку на барабане и блоках у
вспомогательного механизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на
подъемнике;

6) проверить исправность опор,
выключателя упругих подвесок и стабилизаторов;

7) проверить исправность
гидропривода подъемника, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов
на напорных линиях, если они имеются;

8) проверить наличие и
исправность приборов и устройств безопасности на подъемнике (концевые
выключатели, ограничитель предельного груза, системы блокировок, указатель угла
наклона подъемника, системы аварийного опускания люльки, звуковой сигнал и
др.);

9) осмотреть крюк, если он
предусмотрен конструкцией, и его крепление в обойме;

10) проверить исправность
электрического подъемника (внешний осмотр без снятия кожухов и разборки),
электрических аппаратов (рубильник, пусковые сопротивления, концевые
выключатели), а также осмотреть токосъемные кольца или коллекторы
электродвигателей и их щетки. Если подъемник питается от внешней сети, то
машинист должен проверить исправность гибкого кабеля.

2.2. Машинист обязан совместно
со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений* и
наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и
номера.

* Далее — грузозахватные
приспособления .

2.3. При приемке работающего
подъемника его осмотр должен производиться совместно с машинистом, сдающим
смену. Для осмотра подъемника администрация предприятия, организации или цеха
обязана выделить в начале смены необходимое время.

2.4. Осмотр подъемника должен
производиться только при неработающих механизмах, при отключенном напряжении
или при отключенной гидросистеме.

2.5. При осмотре подъемника
машинист должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 42 В.

После осмотра подъемника перед
пуском его в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов
приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при
этом исправность действия:

1) механизмов подъемника;

2) приборов и устройств
безопасности;

3) тормозов;

4) гидро- и электросистемы.

2.6. При обнаружении во время
осмотра и опробования подъемника неисправностей или недостатков в его
состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения
своими силами машинист, не приступая к работе, обязан доложить об этом
специалисту, ответственному за содержание подъемников в исправном состоянии.
Машинист не должен приступать к работе на подъемнике в следующих случаях:

1) при наличии трещин и
деформаций в металлоконструкциях подъемника;

2) при неисправности устройства
ориентации люльки, ограничителя зоны обслуживания, системы аварийного опускания
люльки, систем блокировки опор, стабилизаторов и других устройств;

3) при наличии деформаций в
пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;

4) при неисправности
канатно-блочной системы, телескопа, тормоза механизма подъема колен, где
имеются дефекты, угрожающие безопасности работы;

5) при повреждении люльки,
деталей опор или их некомплектности;

6) при неисправности
гидрораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, а также при
нарушении уплотнений гидроцилиндров;

7) при неисправности
ограничителя предельного груза или звукового сигнала (сигнальный прибор) или
его отсутствии, а также если неисправны концевые выключатели механизма вылета;

8) при неисправности ограждения
механизмов и люльки или их отсутствии;

9) при наличии неизолированных
токоведущих частей электрооборудования.

2.7. Перед началом работы
машинист подъемника обязан убедиться в достаточной освещенности рабочего места,
при работе подъемника без опор — зафиксировать стабилизатор, а при работе
железнодорожного подъемника без опор — заклинить рессоры.

2.8. Перед началом смены
машинист подъемника обязан сделать в вахтенном журнале соответствующую запись о
состоянии подъемника и после получения задания от руководителя производством
приступить к работе согласно полученному наряду.

2.9. Перед началом работы
машинист должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у
рабочих люльки и стропальщиков, если рабочие приступают к работе впервые.

2.10. Запрещается допускать к
использованию подъемник, не прошедший технического обслуживания и имеющий
неисправности. Администрация предприятия не имеет права требовать от машиниста
приступить к работе на непроверенном и неисправном подъемнике.

2.11. Машинист обязан
устанавливать подъемник на опоры во всех случаях; при этом он должен следить,
чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые
подкладки. Железнодорожные подъемники при этом должны быть укреплены всеми
рельсовыми захватами. Подкладки являются инвентарной принадлежностью подъемника
и должны постоянно находиться на нем.

Подкладывать под опоры случайные
предметы запрещается.

2.12. Запрещается нахождение
машиниста в кабине при установке подъемника на опоры, а также при подъеме опор.
Если предприятием-изготовителем предусмотрено хранение подкладок под опоры на
неповоротной части подъемника, то снятие их перед работой и укладку на место
должен производить машинист, работающий на подъемнике.

2.13. Установка подъемника на
краю откоса котлована или траншеи (за исключением откосов железнодорожных
путей) допускается только с разрешения администрации при соблюдении расстояний
от основания откоса до ближайшей опоры, предусмотренных Правилами. При
невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен.

При установке железнодорожного
подъемника для работ на криволинейном участке пути без передвижения машинист
обязан укрепить его всеми имеющимися рельсовыми захватами, а при установке его
на уклоне, кроме того, подложить под колеса тормозные башмаки и закрепить
подъемник ручным тормозом.

Запрещается работа на
неисправных железнодорожных путях и в местах, где не обеспечивается надежная
устойчивость подъемника. О замеченных неисправностях железнодорожного пути
машинист обязан сообщить руководителю работ и инженерно-техническому работнику
по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников.

2.14. Установка подъемника для
выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с
проектом производства работ, в котором должны предусматриваться:

1) соответствие устанавливаемых
подъемников условиям строительно-монтажных или ремонтных работ по
грузоподъемности, высоте подъема и вылету;

2) обеспечение безопасного
расстояния от ЛЭП, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также
безопасных расстояний приближения подъемников к строениям и местам
складирования строительных конструкций и материалов;

3) условия установки и работы
подъемников вблизи откосов котлованов или траншей;

4) условия безопасной работы
несколькими подъемниками на одной площадке;

5) мероприятия по безопасному
производству работ на участке, где установлен подъемник (ограждение
строительной, монтажной площадок или ремонтной зоны и т.п.).

3. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМНИКА

3.1. Во время работы на
подъемнике машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также
производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

3.2. При работе подъемника, на
котором имеется стажер, машинист не имеет права отлучаться от подъемника даже
на короткое время.

3.3. Стажеру и другим лицам
управлять подъемником в отсутствие машиниста запрещается.

3.4. Прежде чем осуществлять
какое-либо движение подъемником, машинист обязан убедиться в том, что стажер
находится в безопасном месте, в зоне работы подъемника нет посторонних людей, а
рабочие люльки пристегнуты предохранительными поясами к ограждению люльки.

3.5. При внезапном отключении
электро- или гидропривода подъемника машинист должен принять меры для
безопасной эвакуации рабочих люльки.

3.6. Запрещается переезд
подъемника с одной рабочей площадки на другую с находящимися в люльке рабочими.

3.7. Перед началом движения
машинист должен подать предупредительный сигнал.

3.8. Передвижение подъемника под
ЛЭП должно производиться только при опушенной стреле (транспортное положение).

3.9. При подъеме максимальная
масса груза (людей и груза) в люльке не должна превышать номинальную
грузоподъемность подъемника.

3.10. При подъеме люльки с
рабочими и ее перемещении в затрудненных условиях, при плохой видимости и
других обстоятельствах, когда затруднен обзор, машинист должен
руководствоваться следующими правилами:

1) работать подъемником следует
только по сигналу сигнальщика; при этом, если сигнальщик подает сигнал,
действуя вопреки производственной инструкции, машинист не должен производить
требуемого маневра стрелой подъемника. За повреждения, причиненные действием
подъемника, а также за нанесение травм находящимся в люльке рабочим вследствие
выполнения поданного неправильного сигнала несут ответственность как машинист,
так и сигнальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между
сигнальщиком, рабочими люльки и машинистом должен производиться в соответствии
со знаковой сигнализацией, установленной Правилами. Сигнал «Стоп» машинист
обязан выполнять независимо от того, кто его подает;

2) при работе грузовой лебедкой,
если подъемник оборудован ею, рабочий должен находиться в люльке возле груза во
время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 0,5 м
от уровня перил люльки. Масса груза не должна превышать грузоподъемность
лебедки. Перед подъемом груза или рабочих в люльке машинист должен предупредить
рабочих люльки и всех находящихся около подъемника лиц о необходимости уйти из зоны
поднимаемого груза;

3) при перемещении подъемником
груза и рабочих, находящихся в люльке, работа должна производиться только при
отсутствии людей в зоне работ;

4) при работе подъемника
машинисту запрещается выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым
между поворотной и неповоротной частями подъемника;

5) устанавливать крюк подъемного
механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое
натяжение каната;

6) при подъеме и опускании груза
на крюке или люльки с рабочими вблизи стены, колонны, штабеля, стенки или
другого оборудования необходимо предварительно убедиться в отсутствии рабочих
между поднимаемым грузом или люлькой и указанными частями здания или
оборудованием, а также в невозможности задевания коленом стрелы или люлькой за
стены колонны или другое оборудование;

7) перед подъемом груза из
колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них
следует предварительно убедиться в том, что при низшем положении крюка на
барабане должно быть не менее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся
под зажимным устройством;

8) необходимо внимательно
следить за канатами и в случае их спадания с барабана или блоков, образования
петель или обнаружения повреждения канатов приостановить работу подъемника;

9) если подъемник оборудован
лебедкой, то подъем в люльке одновременно рабочих и груза не разрешается.

3.11. Устанавливать подъемник и
производить работу с рабочими, находящимися в люльке, или с крюком на
расстоянии не менее 30 м от крайнего провода ЛЭП машинист может только при
наличии наряда-допуска, подписанного главным инженером или главным энергетиком
предприятия (организации), являющегося владельцем подъемника.

Работа подъемником в этом случае
должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за
безопасное производство работ подъемниками, с указанием его фамилии в
наряде-допуске.

3.12. При одновременном действии
железнодорожных подъемников на одном пути во избежание столкновения необходимо
соблюдать расстояние между зонами обслуживания подъемников не менее 5 м.

Машинисты должны предупреждать
друг друга сигналами о приближении своего подъемника.

3.13. При производстве работ
железнодорожными подъемниками и при их передвижении на электрифицированных
железнодорожных линиях промышленных предприятий, на строительстве и т.д. для
соблюдения безопасности следует руководствоваться Правилами.

3.14. При работе подъемника
расстояние между поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений
или штабелями грузов или другими предметами должно быть не менее 1 м.

3.15. При подъеме рабочих в
люльке или грузов машинисту запрещается:

1) допускать для работы в люльке
рабочих, не имеющих разрешения на работу на высоте и не прошедших инструктаж, а
также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм. В этих
случаях машинист должен прекратить работу подъемника;

2) производить резкие движения
люльки, если в ней находятся рабочие или груз;

3) поднимать неправильно
обвязанный груз, находящийся в неустойчивом положении, защемленный груз, а
также груз в таре, заполненной выше бортов;

4) укладывать груз на
электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса котлована или
траншеи;

5) передавать управление
подъемником лицам, не имеющим права на управление подъемником, а также
допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего
наблюдения за ними;

6) поднимать баллоны со сжатым
или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры.

3.16. Машинист обязан опустить
люльку с людьми или груз и прекратить работу подъемника в следующих случаях:

1) при приближении грозы,
сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для работы данного
подъемника и указанную в его паспорте; при этом машинист должен выполнять
указания руководства по эксплуатации подъемника о предотвращении угона
подъемника ветром;

2) при недостаточной
освещенности места работы подъемника, сильном снегопаде или тумане, а также в
других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика, перемещаемую
люльку или груз;

3) при температуре воздуха ниже
допустимой (минусовой), указанной в паспорте подъемника;

4) при закручивании канатов
лебедки, если подъемник оборудован лебедкой.

3.17. Если во время работы
подъемника произошли авария или несчастный случай, машинист обязан немедленно
поставить в известность об этом специалиста, ответственного за содержание
подъемников в исправном состоянии.

3.18. При возникновении на
подъемнике пожара машинист обязан немедленно приступить к его тушению,
одновременно вызвав через одного из рабочих пожарную охрану.

При пожаре на электрическом
подъемнике прежде всего должен быть отключен рубильник, подающий напряжение на
подъемник.

4. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При потере устойчивости
подъемника (проседание грунта, поломка выносной опоры, перегруз и т.п.)
машинист должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал,
опустить люльку на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.

4.2. Если элементы подъемника
(стрела, канаты) оказались под напряжением, машинист должен предупредить
работающих об опасности и отвести стрелу от проводов ЛЭП и, не касаясь
металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения
электрическим током, отойти от подъемника в безопасное место.

4.3. Если во время работы
подъемника работающий соприкоснулся с токоведущими частями, машинист прежде
всего должен принять меры по освобождению работающего от действия
электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую
первую помощь.

4.4. При возникновении на кране
пожара машинист обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и
приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на подъемнике средствами
пожаротушения. При пожаре на электрическом подъемнике прежде всего должен быть
отключен рубильник, подающий напряжение на подъемник.

4.5. При возникновении стихийных
природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) машинист должен прекратить
работу, опустить люльку на землю и уйти в безопасное место.

4.6. При возникновении других
аварийных ситуаций машинист должен выполнять требования безопасности,
изложенные в руководстве по эксплуатации подъемника.

4.7. Если во время работы
подъемника имели место авария или несчастный случай, то машинист должен
немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное
производство работ подъемником, и обеспечить сохранность обстановки аварии или
несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья
людей.

4.8. Обо всех аварийных
ситуациях машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в
известность специалиста, ответственного за содержание подъемников в исправном
состоянии.

5. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
ПОДЪЕМНИКА

5.1. После окончания работы
машинист обязан:

1) высадить рабочих из люльки,
выгрузить инструменты и другие грузы;

2) установить стрелу в
транспортное положение, поднять опоры;

3) установить люльку и крюк,
если подъемник им оборудован, в положение согласно руководству по эксплуатации
подъемника;

4) остановить двигатель у
электрических подъемников, отключить рубильник, питающий подъемник током, если
подъемник питается от внешнего источника;

5) поставить подъемник в
предназначенное для стоянки место, затормозить подъемник, а под колеса
железнодорожного подъемника, кроме того, установить тормозные башмаки.

Запрещается оставлять
железнодорожный подъемник на участке, имеющем уклон.

5.2. При работе подъемника в
несколько смен машинист, сдающий смену, обязан сообщить сменщику обо всех
неполадках в работе подъемника и сдать смену, сделав соответствующую запись в
вахтенном журнале.

5.3. По окончании работы
машинист обязан закрыть на замок кабину и сдать ключ от подъемника в
установленном на предприятии порядке.

5.4. Обо всех обнаруженных
неполадках в работе подъемника машинист обязан сделать запись в вахтенном
журнале и сообщить специалисту, ответственному за содержание подъемников в
исправном состоянии.

6. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДЪЕМНИКА И УХОД ЗА НИМ

6.1. Машинист отвечает за
правильное обслуживание подъемника. При этом он обязан:

1) содержать механизмы и
оборудование подъемника в чистоте и исправности;

2) своевременно производить
смазку всех механизмов подъемника и канатов в соответствии с руководством по
эксплуатации;

3) следить, чтобы ученик или
стажер, а также обслуживающий персонал выполняли работы по обслуживанию
подъемника в соответствии с руководством по эксплуатации;

4) смазочные и обтирочные
материалы хранить в закрытой металлической посуде;

5) знать сроки и результаты
проведения периодических профилактических осмотров и ремонтов подъемника и его
отдельных механизмов и узлов, а также приборов и устройств безопасности.

6.2. Устранение неисправностей,
возникших во время работы подъемника, производится по заявкам машиниста. Другие
виды ремонта подъемника осуществляются в установленные администрацией
предприятия сроки согласно утвержденному графику.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Машинист подъемника несет
ответственность за нарушение требований производственной инструкции и
руководства по эксплуатации подъемника.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Инструкция по охране труда для медсестры узи
  • Инструкция по охране труда для машиниста буровой установки
  • Инструкция по охране труда для медсестры диетической в больнице
  • Инструкция по охране труда для медсестры 2022 по новым правилам
  • Инструкция по охране труда для медицинской сестры функциональной диагностики

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии