Главная »
ЖКХ »
Методические рекомендации по правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, строительными, растительными отходами, с жидкими биологическими отходами
Методические рекомендации по правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, строительными, растительными отходами, с жидкими биологическими отходами
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Он не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику таких отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее Правила). Согласно п.8 Правил регоператор в течение месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», а также в СМИ.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения регоператором предложения о заключении договора направляет ему заявку потребителя и документы в соответствии с Правилами.
В случае если потребитель не направил регоператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения регоператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, услуга оказывается регоператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, собственники отходов обязаны направить заявку на заключение договора региональному оператору.
В соответствии «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов применяются различные методы:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
То есть расчеты с собственниками отходов, могут вестись как исходя из установленных нормативов накопления, так и исходя из установленных контейнеров и фактического вывоза отходов.
Плата должна вноситься и начисляться региональными операторами за все количество размещенных ТКО, как образовавшихся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и населения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вносят плату за размещение отходов не относящихся к ТКО. Исключение составляют только лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории и имеющие соответствующее свидетельство о постановке на учет.
В этой связи необходимо четко определить, какие отходы относятся к ТКО.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», «твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».
Таким образом, к твердым коммунальным отходам, образующимся в процессе деятельности юридических лиц, можно отнести только отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях.
Перечень отходов, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
Согласно разъяснению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 исх. № АА-10-04-36/26733, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 730 000 00 00 0), в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721, которым установлены требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Согласно утвержденному порядку, учет образованных, переданных специализированным организациям и принятых отходов ведется в разрезе видов отходов, их количеств, а также целей передачи и приема.
Ниже представлена выписка из федерального классификационного каталога отходов, с указанием наименований и кодов видов отходов, относящихся к ТКО.
Cмет с прилегающей территории предприятия, гаража, автозаправочных станций, смет от уборки складских помещений и т. д. не является ТКО.
7 30 000 00 00 0 ОТХОДЫ КОММУНАЛЬНЫЕ, ПОДОБНЫЕ КОММУНАЛЬНЫМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ
7 31 110 00 00 0 Отходы из жилищ при совместном сборе
7 31 11 001 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)
7 31 110 02 21 5 отходы из жилищ крупногабаритные
7 31 120 00 00 0 Отходы из жилищ при раздельном сборе
7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 31 200 01 72 4 мусор и смет уличный
7 31 200 02 72 5 мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства
7 31 200 03 72 5 отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев
7 31 205 11 72 4 отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог
7 31 210 00 00 0 Отходы от зимней уборки улиц
7 31 211 00 00 0 Отходы от снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования
7 31 211 01 72 4 отходы с решеток станции снеготаяния
7 31 211 11 39 4 осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния
7 31 211 61 20 4 отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные
7 31 211 62 20 5 отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически неопасные
7 31 290 00 00 0 Прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древеснокустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 31 300 01 20 5 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками
7 31 300 02 20 5 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками
7 31 900 00 00 0 Прочие твердые коммунальные отходы
7 33 000 00 00 0 Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным
7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам
7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
7 33 100 02 72 5 мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный
7 33 151 01 72 4 мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров
7 33 900 00 00 0 Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным
7 34 000 00 00 0 Отходы при предоставлении транспортных услуг населению
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам
7 34 121 11 72 4 отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов
7 34 131 11 71 5 смет с территории железнодорожных вокзалов и перронов практически неопасный
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам
7 34 201 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного транспорта (отходы очистки железнодорожных грузовых вагонов см. группу 9 22 100)
7 34 201 01 72 4 отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава
7 34 202 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава городского электрического транспорта
7 34 202 01 72 4 отходы (мусор) от уборки электроподвижного состава метрополитена
7 34 202 21 72 4 отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта
7 34 203 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта
7 34 203 11 72 4 отходы (мусор) от уборки подвижного состава автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта
7 34 204 11 72 4 мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов
7 34 205 11 72 4 отходы (мусор) от уборки пассажирских судов
7 34 205 21 72 4 особые судовые отходы
7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 34 951 11 72 4 багаж невостребованный
7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 35 100 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли
7 35 100 01 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами
7 35 100 02 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 36 210 01 72 4 отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные
7 36 211 11 72 5 мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания, содержащий преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности
7 36 411 11 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений социально-реабилитационных учреждений
7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений, организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 37 100 01 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений
7 37 100 02 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурноспортивных учреждений и зрелищных мероприятий
7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 39 410 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки парикмахерских, салонов красоты, соляриев
7 39 410 01 72 4 отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев
7 39 411 31 72 4 отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств
7 39 413 11 29 5 Отходы волос
7 39 420 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки бань, саун, прачечных
7 39 421 01 72 5 отходы от уборки бань, саун
7 39 422 11 72 4 отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств.
Крупногабаритные отходы – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Их складируют в бункеры.
К крупногабаритным отходам не относятся спилы деревьев, пни, бревна от разбора строений, кирпичный и бетонный бой, иные строительные отходы.
Дополнительно рекомендуем использовать ранее разработанные материалы Минэкологии РБ в формате «вопрос-ответ» о новой реформе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Правила обращения со строительными отходами: понятие, места размещения, периодичность вывоза, способы оплаты оказанных услуг.
Обращение со строительными отходами регламентируется ГОСТ Р 57678-2017 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов».
Строительные отходы – отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Строительные отходы должны направляться на переработку и утилизацию при условии наличия в регионе соответствующих перерабатывающих предприятий, а также территорий, отсыпка или рекультивация которых указанными отходами разрешена в соответствии с проектной документацией и архитектурно-планировочным заданием, подготавливаемым уполномоченным государственным органом по градостроительству и архитектуре.
Строительные отходы, переработка, использование или обезвреживание которых по причине отсутствия в регионе соответствующих предприятий и территорий временно невозможны, должны удаляться на полигонах твердых бытовых отходов, имеющих лимиты на размещение отходов.
Места временного хранения строительных отходов должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
При хранении строительных отходов непосредственно на объекте образования строительных отходов, должны предусматриваться специальные стационарные склады, площадки или оборудование (бункеры-накопители, контейнеры и т.п.).
При временном хранении строительных отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
– временные склады, открытые площадки и оборудование должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой постройке, непосредственно на территории объекта образования строительных отходов или в непосредственной близости от него на участке, арендованном собственником, осуществляющим обращение со строительными отходами;
– поверхность хранящихся насыпью строительных отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыты брезентом, оборудованы навесом и т.д.);
– хранение строительных отходов и оборудования должно осуществляться на площадке с твердым, водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон и др.);
– при хранении строительных отходов в открытых емкостях, размеры площадки должны превышать по всему периметру размеры емкостей для хранения на 1 м;
– емкости для хранения строительных отходов должны иметь маркировку с указанием наименования (вида) собираемого отхода;
– размер (площадь) площадки для сбора и хранения строительных отходов определяется так, чтобы распределить весь объем хранения образующихся строительных отходов на площадке с нагрузкой не более 3 т/мГОСТ Р 57678-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов;
– площадка для хранения должна иметь ограждение по всему периметру, не имеющее проемов, кроме ворот или калиток, а также площадка должна быть оборудована таким образом, чтобы исключить загрязнение окружающей среды строительными отходами.
Предельный срок содержания образующихся строительных отходов в местах временного хранения (складирования) не должен превышать 7 календарных дней.
Вывоз строительных отходов с объектов образования строительных отходов и мест хранения строительных отходов осуществляется собственниками (владельцами) строительных отходов либо перевозчиками строительных отходов в соответствии с заключенными договорами.
В качестве наилучших доступных технологий утилизации строительных отходов предусматривается, в частности, применение бетона, щебня, кирпичного боя, песка, грунта при изготовлении щебеночной смеси, а также частичное применение в качестве изоляционного материала на полигонах твердых бытовых отходов.
Правила обращения с растительными отходами: понятие, места размещения, периодичность вывоза, способы оплаты оказанных услуг.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 растительные отходы, за исключением растительных отходов при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код 7 31 300 00 00 0), растительных отходов при уходе за газонами, цветниками (код 7 31 300 01 20 5), растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код 7 31 300 02 20 5), не относятся к категории «твердые коммунальные отходы».
Организация специальных мест для размещения растительных отходов законодательством не предусмотрена. В соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» хранение отходов IV-V класса разрешается навалом, насыпью, в виде гряд допускается не более 11 месяцев за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Собственники отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, должны заключить отдельный договор на оказание услуг по вывозу растительных отходов c организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору и транспортированию соответствующих видов отходов.
Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами также вправе оказывать услуги по транспортированию отходов 4-5 класса опасности не относящихся к твердым коммунальным отходам по отдельным договорам на вывоз отходов производства и потребления.
Цена на вывоз растительных отходов – договорная.
В целях экономии денежных средств на вывоз растительных отходов, возможно использовать отходы веток, опавшей листвы, скошенной травы, сорняков, и прочего разлагающегося органического сырья для изготовления компоста. Это лучший способ утилизации пищевых и растительных отходов.
Правила обращения с жидкими биологическими отходами: понятие, порядок и периодичность вывоза, способы оплаты оказанных услуг.
Регулирование отношений между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов регламентируются Правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 (далее – Правила).
СогласноПравиламжидкиебытовыеотходы- это хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.В их состав входят остатки после приготовления пищи, текущей и генеральной уборок, стоки из нецентрализованной канализации.
Для хранения отходов используются так называемые выгребные ямы и септики — резервуары, которые должны быть расположеныне ближе 6 метров от жилья и 50 метров — от источников питьевой воды (например, колодцев). Ямы, оборудованные с нарушениями, могут представлять опасность для жизни и здоровья людей. Также резервуары для хранения ЖБО должны быть обнесены ограждением и закрыты запирающейся крышкой, чтобы избежать несчастных случаев с детьми и домашними животными.Жидкие бытовые отходы относятся к классу малоопасных.
Периодичность вывоза стоков устанавливается, в зависимости от их происхождения, степени токсичной, гигиенической, экологической опасности, характеристик участка, на котором находится отстойник, климатических условий. В стандартном варианте септики рекомендуется откачивать 2 раза в год.
Перевозить отходы можно только специализированным транспортом со специальными водонепроницаемыми цистернами и оборудованием для откачки жидких и вязких сред.
Для вывоза жидких отходов заключается договор с лицензированной организацией.
Вывоз ЖБО должен осуществляться только на специализированные очистные сооружения, способные по техническим возможностям обеспечить эффективную очистку и обеззараживание. Стихийный сброс на ландшафт и в водоемы запрещен.
Письмом Федеральной антимонопольной службы от 09.06.2016 № ЦА/39319/16 разъяснены вопросы тарификации услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.
В отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.
Согласно Правил цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
Услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом РФ. При этом абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Расходы на вывоз жидких бытовых отходов учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии у гарантирующей организации соответствующих договоров водоотведения, заключенных с абонентами.
В случае, если потребитель заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.
Разъясняет помощник Магнитогорского природоохранного прокурора Королев Иван Николаевич
Согласно Водному кодексу РФ сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, включены, в частности, следующие виды отходов:
— отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО — 7 32 100 01 30 4);
— отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО — 7 32 101 01 30 4).
Указанные отходы являются отходами IV класса опасности, то есть малоопасными отходами.
Отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах.
При этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I — IV классам опасности, подлежит лицензированию.
Лица, которые допущены к обращению с жидкими бытовыми отходами, обязаны иметь документы о профессиональном обучении в сфере обращения с отходами I — IV классов опасности.
Транспортирование отходов должно осуществляться с помощью специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств при условии наличия паспорта отходов.
Законом запрещён сброс жидких бытовых отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение их на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.
Сброс сточных вод в водные объекты допускается при наличии выданных уполномоченными государственными органами решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Перед сбросом в водные объекты сточные воды должны подвергаться санитарной очистке и обезвреживанию. Не допускается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование водного объекта без решения о предоставлении его в пользование предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, частью 4 статьи 8.13 указанного кодекса предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.
Требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по отведению сточных вод и вывозу жидких бытовых отходов
Разъясняет помощник Магнитогорского природоохранного прокурора Королев Иван Николаевич
Согласно Водному кодексу РФ сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, включены, в частности, следующие виды отходов:
— отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО — 7 32 100 01 30 4);
— отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО — 7 32 101 01 30 4).
Указанные отходы являются отходами IV класса опасности, то есть малоопасными отходами.
Отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах.
При этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I — IV классам опасности, подлежит лицензированию.
Лица, которые допущены к обращению с жидкими бытовыми отходами, обязаны иметь документы о профессиональном обучении в сфере обращения с отходами I — IV классов опасности.
Транспортирование отходов должно осуществляться с помощью специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств при условии наличия паспорта отходов.
Законом запрещён сброс жидких бытовых отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение их на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.
Сброс сточных вод в водные объекты допускается при наличии выданных уполномоченными государственными органами решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Перед сбросом в водные объекты сточные воды должны подвергаться санитарной очистке и обезвреживанию. Не допускается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование водного объекта без решения о предоставлении его в пользование предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, частью 4 статьи 8.13 указанного кодекса предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.
Библиографическое описание:
Воронов, Г. Е. Основы обращения с жидкими отходами в российском законодательстве / Г. Е. Воронов, Е. А. Ерахтина, М. В. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77846/ (дата обращения: 14.07.2023).
В статье авторы рассматривают правовые вопросы в сфере экологической безопасности, а в частности в сфере обращения с жидкими отходами производства и потребления.
Ключевые слова:
право, российское законодательство, экология, жидкие отходы, сточные воды.
Современное Российское законодательство претерпело большие изменения за последние 5 лет в разрешении вопросов, касающихся обращения с отходами производства и потребления. Так, например федеральный закон Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконные нормативно-правовые акты были дополнены и изменены по общим требованиям к обращению с отходами. Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ установлены полномочия Министерств и ведомств субъектов Российской Федерации по регулирование деятельности региональных операторов, а также выше названный федеральный закон пополнился отдельными статьями и главами, регулирующими деятельность региональных операторов на территории Российской Федерации.
Несмотря на все глобальные изменения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления во всем нормативно-правовых актах не содержится понятия «жидкие отходы». Так, например, глава V.1. федерального закона «Об отходах производства и потребления» в своём наименовании имеет уточнение именно на твёрдые коммунальные отходы [3]. О жидких отходах нет упоминания ни в одном из действующих нормативно — правовых актах.
В действующем современном природоохранном законодательстве отсутствует однозначное определение понятия жидкие отходы, жидкие бытовые (коммунальные) отходы (ЖБО), жидкие производственные отходы (ЖПО). Оно отсутствует, как в федеральном законе «Об отходах производства и потребления», также его не усматривается и в федеральном законе «Об охране окружающей среды». И, это несмотря на то, что большинство муниципалитетов пользуясь не урегулированностью данного вопроса, не решают проблемы с очистными сооружениями больших и малых городов, посёлков деревень по всей территории Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что большей частью жидкие отходы сливаются в реки, озёра, пруды, на земли поселений, на земли государственного лесного фонда без соответствующей их очистки, что конечно же не только служит загрязнением такого сейчас модного понятия «экология», но и элементарно вредит здоровью населения.
Кроме отсутствия общего понятия «жидкие отходы» (далее — ЖО, ЖБО, ЖПО), также отсутствуют разработанные и утвержденные методики по определению норм образования и накопления жидких отходов, не разработаны и отсутствуют методики определения морфологического состава жидких отходов.
Общее понимание о «жидких отходах» можно прочитать в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» [5]. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации определено, что ««твердые и жидкие бытовые отходы» — отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)» [5]. В этом же документе впервые встречаем понятие «фекальных отходов нецентрализованной канализации», при этом данный документ не охватывает понятия «жидких производственных отходов», которые образуются в результате деятельности сельхозпроизводителей, юридических лиц — собственников ферм по разведению животных (свиней, коров, коней и др.). Большинство юридических лиц пользуются старыми, советскими и постсоветскими постройками, зданиями бывших колхозов и совхозов, не задумываясь о модернизации и установлении очистных сооружений.
Существует действующий в настоящем правовом пространстве документ «Нормы накопления бытовых отбросов», от 18 января 1971 г. № 20 которым определено, что следует относить к жидким отбросам, входящим в норму накопления от населения. В соответствии с указанным документом к — к ним относятся «нечистоты и помои неканализованных зданий, собираемые в выгребах и удаляемые транспортом коммунальных предприятий» [7]. Как мы видим, данный документ относится лишь к жидким бытовым (коммунальным) отходам, что следует и из его наименования.
Пробелы и коллизии сегодняшнего современного законодательства, связанного с «жидкими отходами» приходится разрешать коммунальным предприятиям, следующим образом: на сегодняшний день коммунальные предприятия, занимающиеся откачкой септиков и выгребных ям неканализованного фонда, рассматривают утилизацию данных жидких отходов, как прием сточных вод.
Это связано с тем, что в отличие от понятия «жидкие бытовые отходы», термин «сточная вода» закреплен законодательно и отношения, связанные с приемом и очисткой сточных вод, регулируются законами. Так например, пунктом 19 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации «сточные воды» определяются, как «сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади» [1]. В свою очередь Федеральный закон № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» [3] практически полностью посвящён и «наполнен» регулированием «сточных вод», так например данный закон определяет, что «водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения»; «канализационная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод»; «локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации)»; «сточные воды централизованной системы водоотведения (далее — сточные воды) — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод»; «транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей»
[3] и т. д.
Под «сточными водами» согласно Водному кодексу Российской Федерации понимаются — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади [1].
В соответствие с «ГОСТ 30772–2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». [14] «сточные воды» — жидкие сбросы населенных пунктов с примесью атмосферных и производственных вод.
Под понятием «сбросы» в ГОСТе 30772–2001 [14] понимаются — жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.
Согласно ГОСТ 17.1.1.01–77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения» [13] обработка сточных вод — это воздействие на сточные воды в целях обеспечения их необходимых свойств и состава, а очистка сточных вод — это обработка сточных вод в целях разрушения или удаления из них определенных веществ.
Несмотря на то, что коммунальными и иными предприятиями при осуществлении хозяйственной деятельности используется термин «сточные воды», в действующем законодательстве наравне с понятием твёрдых коммунальных отходов необходимо предусмотреть понятие «жидких бытовых отходов». Урегулирование данного вопроса поможет в правильном правоприменении в данной области, а также при разрешении вопросов о наказании и расчёте ущерба при нарушениях природоохранного законодательства в области обращения с жидкими отходами.
Литература:
- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 24.04.2020).
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
- Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» от 10.02.1997 № 155 (ред. от 01.02.2005).
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 29.07.2013 № 644 (ред. от 30.12.2013).
- Нормы накопления бытовых отбросов утверждены приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 18 января 1971 г. № 20.
- Указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно- территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982.
- Постановление Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003 N 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).
- Приказ Минрегиона России «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» от 27.12.2011 N 613 (ред. от 17.03.2014).
- Приказ Росприроднадзора «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» от 18.07.2014 N 445.
- Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 503-п (ред. от 12.08.2014) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности».
- «ГОСТ 17.1.1.01–77 (СТ СЭВ 3544–82). Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 16.09.1977 N 2237) (ред. от 29.10.1986).
- «ГОСТ 30772–2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст).
- «ГОСТ Р 51617–2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст) (ред. от 22.07.2003).
- «ГОСТ Р 54098–2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30.11.2010 N 761-ст).
- «Санитарные правила устройства и содержания сливных станций» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 10.01.1975 N 1216–75).
- «СанПиН 42–128–4690–88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690–88).
Основные термины (генерируются автоматически): отход, Российская Федерация, вод, отход производства, Водный кодекс, водосборная площадь, нецентрализованная канализация, область обращения, потребление, централизованная система водоотведения.
письмо Минприроды РФ № 01-25-27/17203 от 10.07.2020
В целях однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242.
Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)».
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Закона № 416-ФЗ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с нормами Закона № 89-ФЗ.
Кроме того, хозяйственно-бытовые стоки, выкачиваемые из выгребных ям, подпадают под определение отхода и деятельность по их обезвреживанию и размещению подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основании изложенного, внесение изменений в законодательство в области охраны окружающей среды в данной части не требуется.
В части использования водных объектов Минприроды России сообщает, что ранее Минприроды России совместно с Минэкономразвития России, Минюстом России, Минфином России рассматривался проект федерального закона № 214526-7 «О внесении изменений в статьи 11 и 65 Водного кодекса Российской Федерации», направленный на установление возможности использования водных объектов без оформления разрешительных документов на водопользование для пересечения ледовых переправ на некоторых видах технических средств и, соответственно, движения данных технических средств в границах водоохранных зон, который впоследствии не был поддержан, в том числе Правительством Российской Федерации (официальный отзыв от 16.02.2018 № 1273п-П9), по следующим основаниям.
Предоставление поверхностных водных объектов в пользование осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.
Перечень видов водопользования, осуществляемых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании разрешительных документов, является исчерпывающим.
Так, частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования водных объектов на основании договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование. В свою очередь, в соответствии с частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водопользование также осуществляется без предоставления водных объектов по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
По мнению Минприроды России, внесение изменений в статью 11 Водного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня видов водопользования, не требующих оформление разрешительных документов на водопользование, в том числе для пересечения ледовых переправ на некоторых видах технических средств, представляется избыточным.
В свою очередь, для целей обеспечения жизнедеятельности населения требования к обеспечению безопасности населения на льду устанавливаются в Правилах охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, при этом организация работы ледовых переправ определяется эксплуатирующими организациями по согласованию с органами местного самоуправления, органами полиции, Государственной инспекцией по маломерным судам, в том числе с учетом ледового прогноза и максимальной безопасной нагрузки на лед, составленных Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Одновременно обращаем внимание, что нахождение транспортного средства в водоохранной зоне в зимнее время должно соответствовать требованиям природоохранного законодательства и осуществляться при условии соблюдения установленного статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации запрета на движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств) в границах водоохранных зон за исключением их движения по дорогам, стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Так, при организации ледовых переправ в целях соблюдения водного законодательства расположенные в водоохранных зонах подъездные пути должны быть оборудованы соответствующим образом и иметь твердое покрытие.
Продукты жизнедеятельности человека – это не только твердый мусор, но и отработанные жидкости: загрязненная вода, стоки из санузла, кухни. Они требуют утилизации по особому алгоритму, если объект не подключен к централизованной канализации: организуется автономная система сбора отходов, для чего устанавливается септик или подготавливается выгребная яма. Время от времени осуществляется вывоз ЖБО, что позволяет предупредить переполнение емкостей для сбора продуктов жизнедеятельности людей. На следующем этапе жидкости проходят обеззараживание, утилизируются.
Что такое ЖБО: расшифровка, определение, характеристики и виды
Согласно Постановлению Правительства №155, к категории отходов ЖБО относят сточные воды, образующиеся на объектах разного целевого назначения при условии, что отсутствует подключение к системе водоотведения, а также есть возможность накопления загрязненных жидкостей. Стоки могут содержать минимальное количество твердых включений, органические образования не способствуют появлению засора, т. к. имеют свойство растворяться.
Расшифровка дает четкое определение ЖБО – это жидкие бытовые отходы, что означает их принадлежность к частным объектам (домам, дачам с автономной системой канализации).
Но существуют также промышленные стоки. На территории предприятий тоже могут образовываться жидкие отходы.
Отвечая на вопрос, что такое ЖБО на производстве, можно понять, в чем заключается разница между их видами. Для сравнения на предприятиях тоже остаются жидкие хозяйственно-бытовые стоки – на участках, не относящихся к территории, где реализуется техпроцесс. Но существует также категория промышленных жидких отходов, содержащих токсичные компоненты, их утилизируют по специальным алгоритмам.
К ЖБО относятся все сточные воды, кроме:
- жидкостей, прошедших очистку;
- дождевой воды;
- талой;
- инфильтрационной;
- поливочной;
- дренажной.
Иногда и ЖБО относят к стокам, когда к их переработке не применяют специальные меры по утилизации. Это возможно, если жидкие отходы проходят стадию очистки. Из них удаляются органические включения, вредоносные микроорганизмы. Затем жидкости направляют в водные объекты, как и сточные воды. Если ЖБО подвергаются очистке, но применяются способы, которые не позволяют отнести отходы к категории стоков, требуется провести утилизацию отдельно.
Почему нельзя путать ЖБО со сточными водами
Жидкости разного состава отличаются свойствами, степенью токсичности, эпидемиологической опасности. По этой причине ЖБО не следует путать со стоками. В первом случае запах неприятный, концентрированный. Отходы этой категории содержат твердые фракции, создают подходящую среду для размножения вредоносных микроорганизмов, насекомых. Вместе с тем отмечают высокий уровень опасных компонентов, которые образуются при определенных условиях:
- вследствие взаимодействия основных веществ в составе;
- при попадании микроорганизмов в жидкость, постоянно продуцирующую тепло.
Как результат, выделяются химические соединения. При скоплении большого количества газов возрастает опасность взрыва. Для сравнения сточные воды отличаются менее интенсивным запахом, не содержат опасные компоненты (или их уровень допустимо низкий).
Потенциальная опасность жидких бытовых отходов. Класс опасности отходов из перечня ФККО
Согласно Федеральному классификационному каталогу ФККО, жидкие отходы могут относиться к разным категориям:
- 73210001304: отработанные жидкости высокой плотности из выгребных ям;
- 73210101304: ЖБО, которые образуются на объектах, не подключенных к централизованным канализационным системам;
- 73210311394: жидкости из септиков.
Все отходы этих категорий, которым был присвоен тот или иной код ФККО, относятся к 4 классу опасности.
Промышленные жидкости проходят по другим кодам.
Нормативная база процесса обращения с жидкими бытовыми отходами
Для регулировки процесса накопления, вывоза жидких бытовых отходов, их утилизации разработан нормативный документ СанПиН 2.1.3684-21. В нем содержится информация обо всех условиях, требованиях, предъявляемых к организации сбора ЖБО. Другой документ (СанПиН 42-128-4690-88) позволяет правильно построить объект для накопления жидких отходов в выгребной яме. Все действия регулируются Федеральным законом №416.
Блага цивилизации с канализацией
Организация отведения стоков за пределы объектов открывает много возможностей:
- экономия времени и сил: не нужно самостоятельно выносить емкости с отходами;
- отсутствие запаха дома;
- улучшение санитарного состояния жилища;
- устранение источников, привлекающих насекомых;
- удобство использования сантехнических приборов: по уровню комфорта объекты с централизованной и автономной канализационной системой примерно равны и превосходят жилища по этому же параметру, где не предусмотрена возможность отведения жидких отходов.
Ситуация с ЖБО в частных домах
Обустройство отстойника – наилучшее решение на участках, которые расположены вдали от централизованной канализации. Его устанавливают на дачах, за городом, когда остро стоит вопрос утилизации жидких отходов, их сбора и накопления.
Необходимо продумать, где будет располагаться выгребная яма, чтобы предупредить негативное воздействие ЖБО на садово-огородные культуры, организм человека.
Сбор ЖБО в выгребной яме. Требования к установке отстойника
Владелец объекта, который не подключен к централизованной системе канализации, обязан обустроить локальное очистное сооружение (наземное, подземное). Требования, которые предъявляются:
- сооружение может быть без дна (предусматривается дренаж вместо него), но это возможно, если производительность ЖБО не превышает 1 м3 – суточный объем и только на частной территории (стоки от жилых домов);
- остальные емкости должны иметь дно, что позволит предупредить загрязнение окружающей среды при попадании большого количества отходов;
- следует строить накопитель на расстоянии более 15 м от жилого дома;
- должна быть крышка сверху сооружения;
- глубина копки почвы зависит от залегания грунтовых вод – этот слой всегда на 3 м ниже дна выгребной ямы;
- расстояние до деревьев – 2 м;
- удаленность от дорожно-транспортной развязки – 5 м;
- до ограждения соседей – 3 м;
- до рек – 10 м, а до озер – не менее 30 м.
Хранение ЖБО в отстойниках. Чем опасно такое накопление
Если рассматриваются возможности для хранения загрязненных жидкостей, нужно учесть свойства ЖБО, класс опасности таких отходов – 4. Значит, на этапе хранения рекомендуется обезопасить окружающих и себя от воздействия химических веществ:
- метана;
- аммиака;
- серного газа.
Как часто нужна откачка
Нельзя с точностью утверждать, когда можно и необходимо выполнять очистку и вывоз жидких бытовых отходов и канализации. Это обусловлено тем, что такие сооружения эксплуатируются с разной интенсивностью. Например, частота откачки загрязненной жидкости из ямы, в которую попадают отходы семьи из 4-5 человек, составляет 1 раз каждые 1,5 недели. Кроме того, нужно также удалять твердый осадок, который скапливается на дне. Это отдельная статья расходов.
Как законно вывезти жидкие отходы
Утилизация жидких бытовых отходов осуществляется самостоятельно (допустимо при условии наличия насоса с подходящими характеристиками, средств защиты для погружения на дно ямы или накопителя), а также при обращении в специализированные организации. Первый из вариантов рассматривается, если приходится часто очищать сооружение для накопления отходов.
Регулярный заказ спецтранспорта может привести к удорожанию содержания накопителя.
Особенности законного вывоза жидких бытовых отходов:
- с кем заключается договор: следует обращаться в организации, которые предлагают ассенизаторские услуги, располагают спецтранспортом, необходимо заключить договор для дальнейшего вывоза, утилизации жидких отходов;
- правила вывоза ЖБО, требования к перевозчику: компания, предлагающая услуги ассенизаторов, должна иметь лицензию на вывоз жидких отходов, забор ЖБО из накопителя и дальнейший слив нечистот в цистерну осуществляется при помощи шлангов;
- тариф на вывоз, параметры при расчете тарифа: услуги по выкачке жидкости и удалению твердого отхода со дна ямы оплачиваются отдельно, вторая из операций является дополнительной, как и промывка стенок накопителя, вывоз ЖБО – не жилищная услуга, поэтому не относится к регулярным платежам, тариф рассчитывается с учетом размера выгребной ямы, удаленности объекта, выполняемых операций.
Ноу-хау в мире бытовых отстойников – установка заводских резервуаров-септиков
Вывоз, а значит, и утилизация ЖБО, осуществляется намного реже, если на участке установить герметичное сооружение – септик. Его отличают функции: дополнительная очистка отходов внутри одного или нескольких резервуаров до образования технической воды (используется для нужд на участке), отделение твердого осадка. Но и такие сооружения требуют удаления ила. Однако очищать септик можно намного реже.
Процесс утилизации жидких отходов
Для переработки коммунальных отходов и отработанных материалов, образующихся на объектах разных отраслей промышленности, рассматривают специальные технологии. Чтобы выполнить утилизацию ЖБО дома, не подойдут методы, которым отдают предпочтение для дальнейшего обращения с утилем на производстве. В первом случае жидкость не содержит токсичных и особо опасных соединений, во втором же обеззараживание мусора является обязательным.
Способы утилизации опасных жидких промышленных отходов
На предприятиях образуются стоки, а также токсичные жидкости, содержащие вещества, которые не позволяют сливать отходы в водоемы. Даже переработка не всегда помогает очистить их. Утилизация жидких промышленных отходов осуществляется поэтапно:
- захоронение, обезвреживание и закачка на глубину: материалы, содержащие токсичные компоненты, подлежат обезвреживанию, затем перенаправляются на участки, где предусмотрена возможность закачки веществ на глубину – ниже уровня залегания грунтовых вод, что позволит предупредить их загрязнение, для этого используется многотрубная конструкция, ведущая в недра земли;
- термическое разложение в циклических печах, пиролиз в реакторах: рассматривают возможность утилизации жидких и твердых отходов (ЖБО, ТБО) в печах – соляных, обжиговых, многокамерных, пиролизных, при этом температура повышается до 800°С и более, главным недостатком является затратность метода, но он отличается эффективностью;
- выпаривание под воздействием давления, высоких температур: используется такая техника для переработки отходов, содержащих радионуклиды, благодаря этому происходит отделение жидкости, которая не несет в себе опасности, и густого вещества, пригодного для захоронения;
- биохимический способ с введением микроорганизмов: жидкие отходы часто содержат компоненты, которые создают благоприятную среду для размножения бактерий, микроорганизмы питаются ими, за счет чего происходит изменение структуры веществ, отходы частично утрачивают первоначальные свойства;
- химическая осадка: используют специальные реагенты, меняющие структуру материалов, как результат, образуются частицы более существенного веса (в результате склеивания) или хлопья, которые оседают на дно, такой эффект дают методы флокуляции и коагуляции.
Методы утилизации жидких бытовых отходов
Когда планируется выполнение переработки ЖБО, которые образуются на территории частных домов, дач, прибегают к методам:
- биологический – главная задача техники заключается в минерализации частиц загрязнений, что позволит использовать полученный раствор для других целей, т. к. меняется его состав, часть вредных компонентов разрушается;
- механический: с помощью приспособлений удаляют из жидких отходов включения, которые могут представлять опасность;
- локальные очистные системы (ЛОС) с пассивной аэрацией на основе септиков: сооружение содержит полезные микроорганизмы, которые перерабатывают отходы, в результате жидкость при попадании в следующий резервуар, уже не содержит вредные компоненты, подобные процессы развиваются вследствие естественного процесса, вспомогательное оборудование не применяется;
- ЛОС с пассивной и активной аэрацией: существуют комбинированные септики, в которых реализованы разные возможности (естественный процесс переработки отходов бактериями, а также принудительная утилизация – для этого необходимо запустить компрессор), второй из вариантов позволяет повысить содержание кислорода, что способствует созданию среды, подходящей для размножения бактерий.
На что идет переработка ЖБО
Когда планируется вывозить жидкие отходы, а затем утилизировать их, нужно продумать, как будет использоваться осадочный материал. Восстановленные до состояния технической воды, отработанные вещества более не представляют опасность, могут быть отправлены в канализацию вместе со сточными водами. Биомасса, которая остается после переработки бактериями (илистый осадок) подвергается переработке, используется в качестве компоста.
Экологические последствия нарушения процесса утилизации ЖБО
Жидкие бытовые отходы – идеальная среда для размножения вредоносных микроорганизмов. Кроме того, в состав часто входят вещества, вредные для окружающей среды. Их попадание в почву и водоемы приводит к загрязнению, что представляет опасность для живых организмов.
Ответственность за несвоевременную откачку жидких отходов
Учитывая, что между потребителем и исполнителем заключается договор, нарушение его условий может повлечь за собой последствия. Так, если ИП, оказывающий услугу по вывозу ЖБО, не выполнил свои обязательства, то оплачивает неустойку за каждый день просрочки.
Пеня соответствует 3% от цены оказания услуг.
Кроме того, в подобных случаях заказчик имеет право обратиться к третьей стороне, чтобы избежать переполнения выгребной ямы.
Видео: вывоз ЖБО –правила и нормативы
Мнение эколога
Бурцев О. П.
Специалист-эколог
Задать вопрос
Не везде есть станции очистки ЖБО. В этом случае необходимо действовать иначе: транспортное средство перевозит отходы на ассенизаторские поля. Эта территория принадлежит сельскохозяйственным объектам, но временно не используется. Минимальное расстояние до ближайшего населенного пункта – 1 км. Слив возможен, если в составе отходов нет химических веществ. Кроме того, ЖБО несколько раз за год сбрасываются на поля для подготовки к выращиванию урожая. Главным условием при этом является воздухопроницаемость почвы.
Комментарий юриста
Задать вопрос
Организации, которые заключили договор с ОР, оплачивают услуги по вывозу и утилизации мусора соответствующей категории. Если же на объекте образуется также ТКО или ЖБО, то нужно дополнительно указывать это в бухгалтерских отчетах: вносятся данные по КВР, а следом – подстатья 223 КОСГУ (к ней относятся твердые и жидкие бытовые отходы).
Автор сайта, эксперт. В 2020 году защитила высший уровень квалификации по нормативно-правовым аспектам экологичной системы переработки отходов промышленного и гражданского производства.