ООО «Онлайн Экология»
УТВЕРЖДАЮ
_________________________________________________
(наименование должности и наименование организации)
___________________
(фамилия, инициалы)
__________________
(подпись)
«__ » ____________ ____г.
ИНСТРУКЦИЯ N ________
по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отхода IV класса опасности
«Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные»
на ООО «Онлайн Экология»
г._______________ (название) (год)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ 3
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3
3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ 3
4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3
5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ 5
6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА 5
7. ОБРАЗОВАНИЕ ОТХОДА 5
8. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТРАБОТАННЫМИ ПОКРЫШКАМИ 6
9. УСЛОВИЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА 6
10. УЧЁТ ОТХОДОВ 6
11. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ НА УТИЛИЗАЦИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКУ ОТРАБОТАННЫХ ПОКРЫШЕК 7
12. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ 7
13. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ 7
14. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ 7
15. ЛИСТ РАССЫЛКИ 8
16. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ 8
1. ЦЕЛЬ
Настоящая инструкция устанавливает порядок и требования безопасности при обращении с отходом IV класса опасности «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» на __ООО»Онлайн Экология»__. Разработана в целях снижения их неблагоприятного воздействия на здоровье населения и окружающую среду.
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящая инструкция применяется во всех структурных подразделениях __ООО»Онлайн Экология»__.
3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
3. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;
6. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);
8. СП N 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
9. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
10. ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин».
4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Специализированные организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
Класс опасности отходов — характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Пожароопасность — возможность возникновения и/или развития пожара.
5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отход «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» имеет код 9 21 130 02 50 4 и относится к отходам IV класса опасности – малоопасным отходам.
Агрегатное состояние отхода — готовое изделие, потерявшее потребительские свойства.
Опасные свойства отхода — экотоксичные вещества.
Компонентный состав отхода в соответствии с его паспортом:
— Технический каучук — 24,5%
— Текстильный корд — 7,95%
— Проволока — 3,59%
— Металлокорд — 8,33%
— Каучук — 46,5%
— Сера — 0,95%
— Белая сажа — 0,27%
— Прочие — 7,91%
Для установления более подробного компонентного состава в процентном соотношении необходимо руководствоваться технической документацией, а также результатами химического анализа образующихся отходов.
6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА
Выброшенные на свалки либо закопанные шины разлагаются в естественных условиях не менее 100 лет. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений: дифениламина, дибутилфталата, фенантрена и т.д. Все эти соединения попадают в почву. А резина, являющаяся высокомолекулярным материалом, относится к термореактивным полимерам, которые в отличие от термопластичных не могут перерабатываться
При сгорании шин образуются такие химические соединения, которые, попадая в атмосферный воздух, становятся источником повышенной опасности для человека: это бифенил, антрацен, флуорентан, пирен, бенз(а)пирен. Два соединения из перечисленных — бифенил и бенз(а)пирен относятся к сильнейшим канцерогенам.
7. ОБРАЗОВАНИЕ ОТХОДА
Источником образования отхода «Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» является эксплуатация автотранспортных средств. Отходы образуются при техническом обслуживании, связанным с заменой отработанных покрышек на новые.
8. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТРАБОТАННЫМИ ПОКРЫШКАМИ
Порядок обращения с отработанными покрышками в __ООО»Онлайн Экология»__ состоит из следующих этапов:
— обустройство мест накопления отработанных покрышек
— накопление отработанных покрышек
— передача отработанных покрышек специализированной организации
Сбор и транспортирование отработанных покрышек к месту утилизации, размещения отходов производится организацией, имеющей лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
9. УСЛОВИЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА
Отработанные покрышки подлежат накоплению в специальных складских помещениях либо на открытых площадках.
Помещения, предназначенные для накопления отработанных покрышек, должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией.
При хранении отработанных покрышек на открытых площадках должны соблюдаться следующие условия:
— временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке
— открытые площадки и навесы для накопления отработанных покрышек должны быть ограждены
— основание открытой площадки должно быть выполнено из плотных материалов
— по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков
При сборе отработанные покрышки следует устанавливать группами, разделять легковые, грузовые, рваные и шипованные покрышки. Между группами следует оставлять проходы шириной не менее 1 м.
В процессе обращения с отработанными покрышками запрещается:
— устанавливать отработанные покрышки вблизи открытых источников огня и нагретых поверхностей;
— выбрасывать их в мусорные контейнеры, закапывать в землю, сжигать.
10. УЧЁТ ОТХОДОВ
Учёт наличия и движения отработанных шин организуется во всех филиалах __ООО»Онлайн Экология»__.
Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение новых автомобильных покрышек и отработанных.
Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.
Журнал учёта должен заполняться ответственным за сбор отходов лицом в филиале __ООО»Онлайн Экология»__. Вносятся данные о поступлении новых автомобильных покрышек и образовавшихся отработанных покрышках. Обязательно указывается количество, дата приёмки и лицо, которое сдаёт и принимает отработанные шины.
Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом лицо, заполняющее журнал, должно предоставить инженеру — экологу справку о количестве сданных отработанных покрышек в специализированные предприятия.
11. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ НА УТИЛИЗАЦИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ОТРАБОТАННЫХ ПОКРЫШЕК
Отработанные покрышки передаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, на основании договора.
Отработанные покрышки принимаются очищенными от грязи и мусора. При сдаче отработанные покрышки взвешиваются при представителе предприятия, и полученный вес записывается в выдаваемую справку по установленной форме. Также исполнитель должен отдать представителю предприятия акт выполненных работ и счёт — фактуру.
При транспортировке отработанных покрышек силами предприятия, нужно соблюдать следующие требования:
— отработанные покрышки складываются в машину для транспортировки так, чтобы они не испытывали никакого механического воздействия (исключить возможность падения, деформации), плотно друг — другу.
— отработанные покрышки фиксируются для исключения возможности выпадения из кузова машины при перевозке.
12. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ
Запрещается привлекать для работ с отработанными покрышками лиц, не прошедших предварительный инструктаж, и лиц моложе 18 лет.
В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными покрышками и по противопожарному режиму.
В месте сбора отходов разрешается хранить отходы в количестве, не превышающем положенных норм. Не допускается хранить отходы вблизи источников искрообразования, нагревательных приборов и других источников тепла.
Не разрешается загромождать места сбора отходов и подходы к ним.
В местах сбора отходов не разрешается хранить посторонние предметы, личную одежду, спецодежду, средства индивидуальной защиты, принимать пищу.
По окончании работы с отходами и перед приемом пищи следует тщательно вымыть руки теплой водой с мылом. Для снижения сухости кожи руки смазать вазелином или силиконовым кремом.
Места сбора отходов должны быть оснащены средствами пожаротушения.
Запрещается загромождать подходы и доступы к противопожарному инвентарю.
13. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ
Исполнитель:
Инженер по охране окружающей среды (эколог) __________ Дата:_____________
Оригинал инструкции хранится в отделе наименование отдела головного офиса __ООО»Онлайн Экология»__ у инженера по охране окружающей среды (эколога). Внесение изменений и дополнений, проведение ревизий, переиздание и аннулирование инструкции производятся инженером по охране окружающей среды (экологом) __ООО»Онлайн Экология»__.
14. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
№ п/п |
Должность |
Дата |
Подпись |
ФИО |
1 |
Главный инженер |
|||
2 |
Нач.отдела ГО, ЧС и экологической безопасности |
|||
3 |
Нач.отдела охраны труда |
|||
4 |
Зам.генерального директора по правовым вопросам |
15.ЛИСТ РАССЫЛКИ
№п/п |
Подразделение |
Должность |
Дата |
ФИО |
Подпись |
16. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ
(наименование обособленного подразделения (филиала) ООО «Онлайн Экология»)
(наименование структурного подразделения филиала)
№ п/п |
Должность |
Дата |
ФИО |
Подпись |
Обращение с отходами шин, покрышек, камер (далее — шин) осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности»
Настоящие Требования распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.
Отходы шин подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.
Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву.
Запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы шин, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.
Граждане имеют право передавать отходы шин следующим лицам:
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств или осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю шинами, покрышками, камерами автомобильными, с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», при наличии публичной оферты со стороны этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», осуществляющим сбор отходов от граждан на условиях публичного договора.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию, осуществляют накопление отходов шин на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов с последующей передачей отходов шин юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин».
Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.
Запрещается в местах (площадках) накопления отходов шин и на специализированных объектах хранения отходов шин накопление, хранение горючих и смазочных материалов, а также химических веществ (кислоты, щелочи и другие вещества), взаимодействие которых с материалом шин может создать пожароопасную ситуацию.
Хранение отходов шин допускается в течение 36 месяцев.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Так, отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности.
IV класс опасности отходов характеризуется умеренной степенью негативного влияния, на отчистку и восстановление экосистемы в этом случае уходит от 3 до 10 лет. Однако нарушение правил хранения и утилизации отработанных шин и покрышек может привести к негативным последствиям в виде вредного воздействия на здоровье человека и окружающей среды.
Исходя из этого, Министерством природы Российской Федерации разработаны требования при обращении с группой однородных отходов шин, покрышек и камер для недопущения опасности жизни и здоровья людей. Так, отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов, не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления.
Запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин.
Необходимо накапливать, хранить отходы шин только в местах или площадках, а также на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которых исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.
Запрещается в местах накопления отходов шин хранение горючих и смазочных материалов, а также химических веществ (кислоты, щелочи и другие вещества), взаимодействие которых с материалом может создать пожароопасную ситуацию.
Способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
— утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
— утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъясняет прокуратура Верхнебуреинского района, 05.10.2022.
О хранении и утилизации отработанных автомобильных шин
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Так, отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности.
IV класс опасности отходов характеризуется умеренной степенью негативного влияния, на отчистку и восстановление экосистемы в этом случае уходит от 3 до 10 лет. Однако нарушение правил хранения и утилизации отработанных шин и покрышек может привести к негативным последствиям в виде вредного воздействия на здоровье человека и окружающей среды.
Исходя из этого, Министерством природы Российской Федерации разработаны требования при обращении с группой однородных отходов шин, покрышек и камер для недопущения опасности жизни и здоровья людей. Так, отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов, не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления.
Запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин.
Необходимо накапливать, хранить отходы шин только в местах или площадках, а также на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которых исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.
Запрещается в местах накопления отходов шин хранение горючих и смазочных материалов, а также химических веществ (кислоты, щелочи и другие вещества), взаимодействие которых с материалом может создать пожароопасную ситуацию.
Способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
— утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
— утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъясняет прокуратура Верхнебуреинского района, 05.10.2022.
Ежегодное увеличение автомобильного парка приводит к стремительному росту количества отработанных автомобильных шин и покрышек.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные шины, покрышки и другие отходы производства резинотехнических изделий отнесены к IV классу опасности (малоопасные отходы). Согласно требованиям законодательства к обращению с отходами отработанные шины и покрышки, завершившие свой жизненный цикл, должны подвергаться утилизации путем их передачи специализированным организациям для вовлечения в производственный цикл после соответствующей подготовки, а также извлечения полезных компонентов для их повторного применения. Однако подавляющая часть отработанных шин не подвергается ни ремонту, ни переработке и попадает главным образом на рельеф местности, т.е. в основном на обочины дорог в пригородах и на прилегающие к дорогам территории.
Автомобильные шины и покрышки, а также материалы, из которых они изготовлены, в обычных условиях не представляют угрозы для здоровья человека, так как они нетоксичны. Однако при сжигании на открытом воздухе в воздух выделяются бензапирен, сажа, диоксины, фураны, углеводороды, мышьяк, хром, кадмий и т.д. Хаотичное размещение отработанных шин на поверхности земельных угодий, не оснащенных непроницаемой поверхностью, негативно сказывается на состоянии флоры и фауны. В природных условиях отработанные шины подвергаются деструкции весьма медленно и могут накапливаться на рельефе местности неопределенно долгое время.
Излюбленным способом использования смолянами отработанных автомобильных покрышек и камер является их применение для благоустройства дворовых и придомовых территорий в качестве элементов малых архитектурных форм, украшения цветочных клумб, а также в качестве ограждений территорий во дворах.
Однако ввиду того, что отработанные шины и покрышки являются отходами производства и потребления их обращение в части накопления, утилизации и размещения должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством об охране окружающей среды.
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии не рекомендует использовать отработанные автомобильные покрышки, шины и камеры для благоустройства территорий муниципальных образований Смоленской области.
VI. Требования при обращении с группой однородных отходов
«Отходы шин, покрышек, камер»
67. К группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» (далее — отходы шин) относятся виды отходов, включенные в группу видов отходов с кодом 9 21 100 00 00 0 «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» ФККО, а также вид отходов с кодом 9 23 111 11 52 4 «шины и покрышки пневматические для использования в авиации отработанные», включенный в группу видов отходов с кодом 9 23 000 00 00 0 «Прочие отходы обслуживания и ремонта авиатранспорта» ФККО.
68. Настоящие Требования распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.
69. Отходы шин подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.
70. Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву.
71. Запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин.
72. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы шин, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.
73. Граждане имеют право передавать отходы шин следующим лицам:
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств или осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю шинами, покрышками, камерами автомобильными, с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», при наличии публичной оферты со стороны этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», осуществляющим сбор отходов от граждан на условиях публичного договора.
74. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию, указанные в пункте 73 настоящих Требований, осуществляют накопление отходов шин на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов с последующей передачей отходов шин юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин».
75. Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.
76. Запрещается в местах (площадках) накопления отходов шин и на специализированных объектах хранения отходов шин накопление, хранение горючих и смазочных материалов, а также химических веществ (кислоты, щелочи и другие вещества), взаимодействие которых с материалом шин может создать пожароопасную ситуацию.
77. Хранение отходов шин допускается в течение 36 месяцев.
78. Способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.
79. При утилизации отходов шин доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции, должна составлять не менее 90%.
80. Утилизация отходов шин осуществляется в соответствии с документацией, регламентирующей процесс утилизации отходов шин, соблюдение которой должно обеспечить безопасность окружающей среды и здоровья человека, с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.
81. Выбор технологии утилизации отходов шин осуществляется с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и в соответствии с ИТС 15-2016, а также с соблюдением технологии утилизации и обезвреживания отходов в соответствии с пунктом 25 Порядка N 792.