Инструкция по обращению с отходами в школе образец

Инструкция

о порядке обращения
с твёрдыми бытовыми отходами

в МОБУ
«Краснооктябрьская СОШ» Медведевского  муниципального района Республики Марий
Эл

1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция
о порядке обращения с твёрдыми бытовыми отходами (далее — Правила) направлена
на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами,
соблюдения чистоты и порядка на территории МОБУ «Краснооктябрьская СОШ»
Медведевского  муниципального района Республики Марий Эл  (далее – МОБУ
«Краснооктябрьская СОШ»).

Инструкция
разработана в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998
г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон
№ 89 — ФЗ), от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10 января 2002
г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 06 октября 2003
г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», Постановлением Правительства Республики
Марий Эл от 27 июля 2007 г. № 185 «Об утверждении временного порядка обращения
с отходами производства и потребления на территории Республики Марий Эл».

1.2.
Правила устанавливают порядок обращения с отходами (сбор, вывоз, утилизация и
переработка бытовых и промышленных отходов).

1.3.
Правила не регламентируют обращение с опасными отходами (радиоактивными,
биологическими и т.п.), которое регулируется соответствующим законодательством
Российской Федерации.

1.4.
Правила обязательны для физических лиц, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц всех организационно-правовых форм.

2. СБОР,
ВЫВОЗ, УТИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА

БЫТОВЫХ И
ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ

2.1. Сбор
отходов в МОБУ «Краснооктябрьская СОШ»
производится в:

контейнеры-накопители
мусоропроводов;

контейнеры
для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках;

специальный
автотранспорт, работающий по установленному графику
либо по вызову в случаях, предусмотренных договором;

бункер,
установленный на оборудованных площадках;

специально
оборудованные места для сбора КГМ, строительного мусора, тары, упаковки и
других отходов.

На каждой
контейнерной площадке, контейнере для отходов, бункере
и других специально оборудованных для сбора отходов местах
их владельцами должна размещаться информация с указанием полного наименования
владельца и места его расположения, а также время вывоза мусора.

2.2.
Запрещается:

складировать
в контейнеры для отходов крупногабаритный, строительный мусор, листву, ветки;

сжигать
мусор внутри контейнеров для отходов, бункеров и других,
специально оборудованных для сбора отходов местах и вблизи контейнерных площадок;

выливать
жидкие отходы и воду в контейнеры для отходов, бункеры
и другие, специально оборудованные для сбора отходов места.

2.3.
Площадки, указанные в п. 2.1, 2.2., располагаются
на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий, детских площадок
и других мест постоянного пребывания людей, но не более 100
м от наиболее
удаленного входа в жилое здание. Площадки для сбора КГМ целесообразно
располагать рядом с площадками для сбора ТБО.

Допускается
сокращение расстояния при невозможности соблюдения
санитарных разрывов в установленном порядке на территориях сложившейся
застройки при условии, что бункеры и контейнеры на контейнерных площадках имеют
крышки.

2.4.
Размещение и обустройство площадок для сбора твердых бытовых отходов
хозяйствующим субъектом производится в соответствии
с проектом благоустройства, согласованным в установленном порядке
с заинтересованными службами.

2.5. Сбор
использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных
отходов, образующихся в МОБУ «Краснооктябрьская СОШ», осуществляется в
специальную тару для накопления транспортных партий и с последующей передачей
специализированным предприятиям для обезвреживания.

2.6.
Периодичность вывоза отходов: не реже 1 раза в 3 суток
в холодное время года (при t = + 5 град. C и ниже) и ежедневно в теплое время
(при t = +5 град. C и выше).

2.7.
Ответственность за организацию сбора и своевременного удаления отходов с
контейнерных площадок в соответствии с настоящими Правилами, надлежащее
санитарное состояние контейнерных площадок несет организация (предприятие) или руководитель
образовательного учреждения.

3.
ТРАНСПОРТИРОВКА ОТХОДОВ

3.1.
Транспортировка отходов производится организациями
или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию
на обращение с отходами, специальным транспортом или приспособленным для этих
целей транспортом с закрывающим кузов пологом.

3.2.
Прием-передача отходов на транспортировку оформляется документами, в которых
указывается вид, класс опасности
(для промышленных отходов), вес (объем) отходов, дата отгрузки, место
назначения, наименование отправителя и транспортировщика отходов.

3.3. Обязательным
условием при заключении договоров
на транспортировку отходов является  согласование  между сторонами места сбора
отходов.

3.4. Транспортирование отходов должно осуществляться
при следующих условиях:

наличие паспорта отходов;

наличие специально оборудованных и снабженных
специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию
отходов
на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи
отходов
с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их
транспортирования.

Порядок
транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий
дифференцированные требования в зависимости
от вида отходов и класса опасности отходов, требования
к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается
федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию
с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное
регулирование в области охраны окружающей среды.

4.
КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ

4.1.
Соблюдение требований по сбору, вывозу, утилизации
и переработке отходов обязаны обеспечить хозяйствующие субъекты и иные
организации, осуществляющие данную деятельность.

4.2.
Контроль за соблюдением Правил осуществляет администрация МОБУ «Краснооктябрьская
СОШ» в соответствии с действующим законодательством.

5.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ

5.1. Лица
виновные в нарушении настоящих правил привлекаются
к административной ответственности в соответствии с действующим
законодательством.

5.2.
Привлечение к ответственности не освобождает виновника
от обязанности устранить допущенное нарушение.

На чтение 27 мин. Опубликовано 13.03.2023

Содержание

  1. Инструкция о порядке обращения с твёрдыми бытовыми отходами
  2. Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
  3. Юрист сферы образования
  4. Сайт Вихарева Александра
  5. Что делать образовательному учреждению с отходами
  6. Другие статьи по теме
  7. Что делать образовательному учреждению с отходами : 18 комментариев

Инструкция о порядке обращения с твёрдыми бытовыми отходами

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

о порядке обращения с твёрдыми бытовыми отходами

в МОБУ «Краснооктябрьская СОШ» Медведевского муниципального района Республики Марий Эл

1.1. Инструкция о порядке обращения с твёрдыми бытовыми отходами (далее — Правила) направлена на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами, соблюдения чистоты и порядка на территории МОБУ «Краснооктябрьская СОШ» Медведевского муниципального района Республики Марий Эл (далее – МОБУ «Краснооктябрьская СОШ»).

Инструкция разработана в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89 — ФЗ), от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Республики
Марий Эл от 27 июля 2007 г. № 185 «Об утверждении временного порядка обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Марий Эл».

1.2. Правила устанавливают порядок обращения с отходами (сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов).

1.3. Правила не регламентируют обращение с опасными отходами (радиоактивными, биологическими и т.п.), которое регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации.

1.4. Правила обязательны для физических лиц, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц всех организационно-правовых форм.

2. СБОР, ВЫВОЗ, УТИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА

БЫТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ

2.1. Сбор отходов в МОБУ «Краснооктябрьская СОШ»
производится в:

контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках;

специальный автотранспорт, работающий по установленному графику
либо по вызову в случаях, предусмотренных договором;

бункер, установленный на оборудованных площадках;

специально оборудованные места для сбора КГМ, строительного мусора, тары, упаковки и других отходов.

На каждой контейнерной площадке, контейнере для отходов, бункере
и других специально оборудованных для сбора отходов местах
их владельцами должна размещаться информация с указанием полного наименования владельца и места его расположения, а также время вывоза мусора.

складировать в контейнеры для отходов крупногабаритный, строительный мусор, листву, ветки;

сжигать мусор внутри контейнеров для отходов, бункеров и других,
специально оборудованных для сбора отходов местах и вблизи контейнерных площадок;

выливать жидкие отходы и воду в контейнеры для отходов, бункеры
и другие, специально оборудованные для сбора отходов места.

2.3. Площадки, указанные в п. 2.1, 2.2., располагаются
на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий, детских площадок
и других мест постоянного пребывания людей, но не более 100 м от наиболее
удаленного входа в жилое здание. Площадки для сбора КГМ целесообразно располагать рядом с площадками для сбора ТБО.

Допускается сокращение расстояния при невозможности соблюдения
санитарных разрывов в установленном порядке на территориях сложившейся застройки при условии, что бункеры и контейнеры на контейнерных площадках имеют крышки.

2.4. Размещение и обустройство площадок для сбора твердых бытовых отходов хозяйствующим субъектом производится в соответствии
с проектом благоустройства, согласованным в установленном порядке
с заинтересованными службами.

2.5. Сбор использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных отходов, образующихся в МОБУ «Краснооктябрьская СОШ», осуществляется в специальную тару для накопления транспортных партий и с последующей передачей специализированным предприятиям для обезвреживания.

2.6. Периодичность вывоза отходов: не реже 1 раза в 3 суток
в холодное время года (при t = + 5 град. C и ниже) и ежедневно в теплое время (при t = +5 град. C и выше).

2.7. Ответственность за организацию сбора и своевременного удаления отходов с контейнерных площадок в соответствии с настоящими Правилами, надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок несет организация (предприятие) или руководитель образовательного учреждения.

3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОТХОДОВ

3.1. Транспортировка отходов производится организациями
или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию
на обращение с отходами, специальным транспортом или приспособленным для этих целей транспортом с закрывающим кузов пологом.

3.2. Прием-передача отходов на транспортировку оформляется документами, в которых указывается вид, класс опасности
(для промышленных отходов), вес (объем) отходов, дата отгрузки, место назначения, наименование отправителя и транспортировщика отходов.

3.3. Обязательным условием при заключении договоров
на транспортировку отходов является согласование между сторонами места сбора отходов.

3.4. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов
на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов
с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости
от вида отходов и класса опасности отходов, требования
к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

4. КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ

4.1. Соблюдение требований по сбору, вывозу, утилизации
и переработке отходов обязаны обеспечить хозяйствующие субъекты и иные организации, осуществляющие данную деятельность.

4.2. Контроль за соблюдением Правил осуществляет администрация МОБУ «Краснооктябрьская СОШ» в соответствии с действующим законодательством.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ

5.1. Лица виновные в нарушении настоящих правил привлекаются
к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

5.2. Привлечение к ответственности не освобождает виновника
от обязанности устранить допущенное нарушение.

Источник

Юрист сферы образования

Сайт Вихарева Александра

Что делать образовательному учреждению с отходами

В процессе деятельности образовательных учреждений образуются различные отходы, которые необходимо своевременно утилизировать. Люминесцентные лампы, списанная оргтехника, расходные материалы, отходы медицинского блока, использованная пластиковая тара — эти и другие отходы при утилизации несут риск загрязнения окружающей среды и нанесения ущерба людям. Поэтому все операции с отходами должны осуществляться в определённом порядке, который определяется различными нормативными актами.

Что относится к отходам образовательного учреждения?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) под отходами понимаются вещества или предметы, образовавшиеся в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.

В большинстве образовательных учреждений образуются следующие виды отходов:
1) пищевые отходов пищеблоков (как правило, несортированные);
2) медицинские отходы (одноразовые шприцы, бинты, вата, одноразовые латексные перчатки и др.);
3) твердые коммунальные отходы;
4) отработанные (или бракованные) ртутные, люминесцентные лампы и электрические лампы накаливания;
5) смёт с территории;
6) крупногабаритный мусор от бытовых помещений (сломанная мебель, пришедшее в негодность оборудование и т. п.).

Однако в законодательстве не используется деление отходов на различные виды в зависимости от содержания и источников их образования — в правовом регулировании данного вопроса используются другие критерии классификации отходов.

Все отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.

Должно ли образовательное учреждение соблюдать требования законодательства об обращении с отходами?
Если образовательное учреждение имеет площадку с контейнером для отходов, которые по мере заполнения контейнера вывозятся специализированной организацией в соответствии с заключённым договором, то такая деятельность образовательного учреждения называется «накопление отходов» (ст. 1 Закона об отходах). Отсюда можно сделать вывод, что деятельность школы, детского сада, детского дома связана с обращением с отходами. Поэтому руководителю образовательной организации необходимо знать основные требования, которые предъявляются органами, осуществляющими контроль в этой сфере.

В соответствии со статьями 11, 14, 18, 19 Закона об отходах и постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681 в образовательной организации должны быть организованы следующие мероприятия:
– проведена инвентаризация образующихся отходов и объектов их размещения;
– подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлены паспорта на отходы I — IV класса опасности (с 01.08.2014 юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ № 712.);
– представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
– проведён учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов;
– разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, назначено ответственное лицо за обращение с указанными отходами, создано специально выделенное помещение для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп.

Алгоритм действий образовательного учреждения по документационному обеспечению обращения с отходами

1) Инвентаризируем образующиеся в школе (любой другой образовательной организации) отходы и определяем, к какому классу опасности они относятся.

Чтобы определить, к какому классу опасности относятся отходы, образующиеся в образовательном учреждении, нужно воспользоваться Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445) (далее — ФККО), который включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации (данный каталог можно найти на следующих сайтах: fkko.ru, rpn.gov.ru/node/852, clevereco.ru). – см. дополнение в конце статьи!.

Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности — в кодифицированной форме по 11-значной системе, в которой одиннадцатый знак указывает на класс опасности вида; 1 – I-й класс опасности; 2 – II-й класс и т.д.

Например, использованные книги, брошюры, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства, относятся к V классу (последняя цифра кода — 5), а лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности (код 47110101521), то есть к чрезвычайно опасным отходам.

Если вдруг вы не нашли нужный вам вид отхода в ФККО, то вам потребуется определить и подтвердить класс опасности отходов (с 1 января 2016 г. класс опасности подтверждается в Росприроднадзоре). На эту процедуру даётся 90 дней с того дня, с которого у образовательной организации появились такие отходы.

Критерии отнесения отходов к тому или иному классу опасности (далее — Критерии) установлены приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 (необходимо учитывать, что данный приказ не распространяется на биологические и медицинские отходы). Таких критериев всего два:
– степень опасности отхода для окружающей среды (далее по тексту — Критерий 1);
– кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты (водные организмы) отсутствует (в лаборатории исследуется вредное воздействие водной вытяжки из отходов на животных и растений, приспособленных к обитанию в воде — чем больше нужно воды, чтобы вытяжка стала безопасной, тем выше класс опасности) (далее по тексту — Критерий 2).

Степень опасности отхода для окружающей среды определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход для окружающей среды (для этого используются специальные формулы). Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, либо по результатам количественных химических анализов.

В случае, если на основании применения Критерия 1 получен V класс опасности («практически неопасные отходы), для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия 2.

Если в оперативном управлении образовательной организации закреплена котельная и среди отходов имеются зола, шлак, золошлаковые смеси, то для отнесения подобных отходов к классу опасности используется Критерий 2.

Вывод. Если вид отхода имеется в ФККО, то класс опасности подтверждать не нужно (в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 01.07.2016 № АКПИ16-453 «О признании недействующими отдельных положений Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541» признаны недействующими абзац второй пункта 5, подпункт «е» пункта 6, абзац второй пункта 13, пункт 15, абзацы второй и третий пункта 19 Порядка отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541, поскольку данные положения, вопреки пункту 2 ст. 14 Закона об отходах, устанавливают обязанность подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО.)

Медицинские отходы классифицируются несколько иначе и распределяются по следующим классам:
– класс «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (сломанная мебель, различный мусор — всё, что не содержит инфицированные элементы);
– класс «Б» — эпидемиологически опасные отходы (имели контакт с биологическими жидкостями, например, с кровью);
– класс «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
– класс «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным (например, ртутные термометры сюда же относятся лекарства с истёкшим сроком хранения);
– класс «Д» — радиоактивные отходы.

2) Составляем паспорта на отходы

На отходы I — IV классов опасности (например, люминесцентные лампы) необходимо разработать паспорт (пункт 3 ст. 14 Закона об отходах). Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок составления паспорта, а также типовая форма паспорта определены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.
Копии заполненных надлежащим образом паспортов отходов необходимо передать в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения образовательной организации (заказным письмом или непосредственно).

Паспорт составляется один раз и действует бессрочно.

Кстати, несортированный мусор от офисных и бытовых помещений относится к IV классу, т.е. данный вид отходов требует паспортизации.

Несоблюдение требования о паспортизации грозит образовательному учреждению административной ответственностью по статье 8.2 КоАП РФ.

3) Разрабатываем проекты нормативов образования отходов.

Для отходов всех классов опасности предусмотрена обязательная разработка и согласование с территориальными органами Росприроднадзора нормативов образования отходов (приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»). В случае наличия у образовательной организации филиала проект нормативов образования отходов может по усмотрению организации разрабатываться отдельно для филиала. Проекты нормативов образования отходов разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов и служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов.

По своей сути проект — это комплект документов, материалов и расчётов, на основании которых он разрабатывался. При разработке проекта рекомендуется воспользоваться Методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

Разработанный проект передаётся (вместе с соответствующим заявлением, подписанным руководителем образовательного учреждения) на утверждение в территориальный орган Росприроднадзора.

Нормативы образования отходов утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами, т.е. подтверждения соблюдения установленных нормативов (отчёт нужно представить в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов).

4) Организуем учёт образующихся отходов

Учёт образовательным учреждением образующихся отходов осуществляется в порядке, который утверждён приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (не распространяется на ведение учета в области обращения с биологическими отходами, медицинскими отходами, выбросами вредных веществ в атмосферу и некоторыми другими отходами).

Процедура учёта — это измерение всех образовавшихся отходов (в том числе, переданных третьим лицам) всех классов опасности. Если невозможно фактически измерить отходы, то допускается вести учёт на основании:
– технической и технологической документации;
– бухгалтерской документации;
– актов приема-передачи;
– договоров (государственных (муниципальных) контрактов).

Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются в зависимости от класса опасности; люминесцентные лампы отражаются по массе изделия.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом. Таблицы данных учета и учетные документы хранятся в электронном и/или письменном виде в течение пяти лет.

Учёт отходов обычно осуществляют посредством внесения соответствующих записей в журнал учёта отходов. Форма такого журнала, а также порядок его заполнения официально не утверждены. Поэтому образовательное учреждение должно самостоятельно разработать форму и порядок ведения журнала учёта отходов и назначить работника, ответственного за заполнение журнала.

Для учёта медицинских отходов предусмотрен особый порядок. Учет и контроль движения отходов классов «А» (классификацию медицинских отходов см. выше по тексту), «Г» (по Закону об отходах соответствуют отходам I — IV классов опасности) осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10.

Для учета медицинских отходов классов «Б» и «В» используются следующие документы:
– технологический журнал учета отходов классов «Б» и «В» (в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов);
– технологический журнал учета медицинских отходов образовательной организации (в журнале указываются количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз);
– документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов..

5) Представляем отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

Образовательным организациям необходимо ежегодно предоставлять в территориальный орган Росстата статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (утверждена приказом Росстата от 28.01.2011 № 17).

Необходимо отметить, что органы Росприроднадзора формируют перечень юридических лиц, которые должны отчитываться по форме № 2-ТП (отходы) на соответствующей территории. Однако невключение образовательного учреждения в указанный перечень не освобождает его от обязанности предоставить отчётность, т.к. перечень носит конкретизирующий характер и не ограничивает сферу действия приказа Росстата (письмо Росприроднадзора от 09.02.2015 № АА-03-04-36/1764).

Все сведения об отходах в форме № 2-ТП (отходы) отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по ФККО в последовательности начиная с I класса опасности по V класс опасности.

Годовой отчет по форме № 2-ТП (отходы) необходимо предоставлять и в том случае, если в образовательном учреждении образуются отходы только V класса опасности.

Осуществление образовательными учреждениями хозяйственных операций с отходами
Помимо документационного оформления обращения с отходами образовательная организация должна правильно собрать отходы и обеспечить их вывоз для дальнейшей утилизации. При обращении с некоторыми видами отходов необходимо учитывать особенности, которые имеются в различных нормативных актах, некоторые из которых приняты исполнительными органами Советского Союза и продолжают действовать в настоящее время. Например, порядок сбора и вывоза пищевых отходов регламентирован Методическими рекомендациями, которые утверждены Минжилкомхозом РСФСР 20.01.1974.

Если образовательная организация наряду с основной осуществляет еще и медицинскую деятельность, неизбежно появление медицинских отходов в виде лекарств с истекшим сроком хранения, использованных медицинских изделий и т.д. Порядок обращения с такими отходами регламентирован СанПиН 2.1.7.2790–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 (далее — СанПиН 2.1.7.2790–10).

Чтобы выполнить требования СанПиН 2.1.7.2790–10, необходимо разработать схему обращения с медицинскими отходами, в которой должно быть прописан порядок сбора, временного хранения и вывоза медицинских отходов. Необходимо учитывать, что отходы классов «Б» и «В» (о классификации см. выше по тексту) должны быть предварительно обеззаражены.

С целью соблюдения требований законодательства РФ в области обращения с медицинскими отходами в образовательной организации должен осуществляться производственный контроль (надзирающие органы потребуют соответствующее положение, утверждённое руководителем организации), который включает следующие виды проверок:
– визуальную (один раз в месяц);
– документальную (один раз в месяц);
– лабораторно-инструментальную (один раз в год).

Несколько слов необходимо сказать о твердых коммунальных отходах образовательного учреждения (далее по тексту — ТКО). Согласно ст. 1 Закона об отходах к ТКО юридических лиц относятся отходы, которые подобны по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (например, полиэтиленовые пакеты и мешки, картон и бумага). ТКО вывозятся и утилизируются специализированной организацией. Сжигать их, как и любой другой мусор, на территории образовательной организации запрещено.

Особый вид отходов — это ртутьсодержащие лампы. В их отношении принят специальный нормативный акт — Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утверждены постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681) (далее — Правила).

В соответствии с Правилами образовательная организация имеет право только на одно действие с лампами — обеспечение хранения в специально отведенном для этого месте, исключающем проникновение посторонних лиц, а также случайное повреждение ламп, до передачи их специализированной организации. То есть просто выбрасывать лампы в мусорный контейнер запрещается.

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов и в специальной таре (например, в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп) — в любом случае тара должна обеспечить сохранность ламп при погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

Нельзя бесконечно копить лампы. Предельное количество отработанных ламп должно быть согласовано в установленном порядке (о согласовании проекта нормативов образования отходов см. выше по тексту).

Заключение образовательным учреждением договора на вывоз отходов
На выполнение работ по вывозу и утилизации отходов со специализированной организацией заключается договор возмездного оказания услуг. Согласно части 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель (специализированная организация) обязуется по заданию заказчика (образовательная организация) оказать услуги, а заказчик обязуется их оплатить. При заключении такого договора необходимо проверить наличие у специализированной организации соответствующей лицензии (согласно ст. 9 Закона об отходах деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию).

В договоре необходимо указать:
– точные данные об объемах и качестве оказываемых услуг или выполняемых работ;
– сведения о разграничении зон обслуживания;
– согласованные тарифы;
– сроки и способы оплаты услуг;
– права, обязанности каждой из сторон;
– конкретные гарантии качества услуг и санкции за нарушение договорных обязательств.

При составлении договора можно воспользоваться типовой формой договора, которая приведена в Положении о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. приказом Минстроя России от 20.08.1996 № 17–113).

Ответственность за несоблюдение требований в сфере обращения с отходами
Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административное наказание за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления:
– на должностных лиц — штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.;
– на юридических лиц — штраф в размере от 100 до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Основные нормативные правовое акты, регулирующие отношения в сфере обращения с отходами
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности».
Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания».
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681.
Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом России 04.12.1995 № 13-7-2/469).
Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 .12. 2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Методические рекомендации по организации сбора и вывоза пищевых отходов (утв. Минжилкомхозом РСФСР 20.01.1974).

P.S. Внимание! Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242 утверждён новый Федеральный классификационный каталог отходов, который дополнили видами отходов и изменили регистрационные номера некоторых отходов. Новый ФККО дополнили видами отходов и изменили регистрационные номера некоторых отходов.

Другие статьи по теме

Что делать образовательному учреждению с отходами : 18 комментариев

Здравствуйте, Александр! Огромное спасибо! Очень понравилось изложение информации. Подскажите пожалуйста: пищевые отходы в ДОУ должны утилизироваться организациями имеющими лицензию? Или достаточно иметь договор с организацией на сбор и вывоз на полигон ТБО? Я врач педиатр. Пытаюсь объяснить руководителям что пищевые отходы должны быть утилизированы. Мне отвечают что они относятся к классу 5 и не являются опасными, не подлежат утилизации. подскажите, пожалуйста как правильно. Спасибо.

Здравствуйте, Александр! Подскажите,можно ли самостоятельно разработать паспорт отходов на кухонное оборудование (посудомоечная машина, электромясорубка, электросковорода и т.п.) Как это правильно сделать? Спасибо за Вашу подробную консультацию в этом вопросе.

Здравствуйте, Александр! Подскажите, пожалуйста,
1) Какая организация проводит лабораторные исследования для разработки паспорта опасных отходов, например, пищевых отходов школьной столовой, твердых бытовых отходов, или отходов, возникающих при эксплуатации школьного автобуса?
2) Без лабораторных исследований компонентного состава данных отходов можем ли мы самостоятельно разработать паспорта на эти отходы?
Заранее благодарна!

Здравствуйте, Инна!
1) Дело в том, что в Правилах проведения паспортизации и разъяснительных письмах отсутствует информация об определении компонентного состава отходов, которые представлены товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства. В пункте 5 сказано, что определение данных о составе и свойствах отходов I – IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Отсюда можно сделать вывод, что соответствующие лабораторные исследования могут проводить организации, имеющие аккредитованные аналитические лаборатории.
2) В принципе, это сделать можно, используя Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810. Но желательно с этим вопросом обратиться с официальным письмом в Ваш территориальный орган Росприроднадзора, т.к. в некоторых регионах органы Росприроднадзора требуют, например, подтверждать лабораторным методом состав каждой компьютерной мыши!

Вы писали в статье “если образовательное учреждение имеет площадку с контейнером для отходов, которые по мере заполнения контейнера вывозятся специализированной организацией в соответствии с заключённым договором, то такая деятельность образовательного учреждения называется «накопление отходов» (ст. 1 Закона об отходах)”. Значит ли это,что образовательной организации у которой нет на территории площадки с контейнером паспорта не нужны.

Здравствуйте, Елена. Я привёл пример с контейнером, т.к. в соответствии с санитарными правилами образовательные организации обязаны иметь контейнер для пищевых отходов. Если же в вашем учреждении контейнера нет, то контролирующие органы потребуют доказательств того, что в деятельности учреждении не образуются отходы. Если даже отходы сразу утилизируются, паспорт необходим и в этом случае.

здравствуйте, я работаю дворником в школе она муниципальная, нам не куда девать крупный мусор, вопрос заключается в том что, городская администрация обязана предоставлять школе контейнеры как бы бесплатно, или школа должна заключать договор и сама школа должна платить за вывоз мусора, или все таки предоставляет мэрия,

Здравствуйте! Городская администрация является учредителем вашей школы. Финансирование деятельности школы, в т.ч. и деятельности по обращению с отходами осуществляется учредителем. Однако возможен вариант, при котором городская администрация целенаправленно осуществляет закупки услуг по вывозу отходов для всех школ города – в этом случае финансовые средства на вывоз мусора школе не перечисляются.

Здравствуйте Александр! Подскажите , где должен размещаться контейнер с пищевыми отходами из столовой в образовательном учреждении (школе)?

Здравствуйте, Марина! Расстояние от площадки, на которой расположен контейнер, до окон и входов в школьную столовую, а также других зданий, сооружений, спортивных площадок должно быть не менее 25 метров (пункт 2.12 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Добрый день Александр! Очень волнует Вопрос: кто должен утилизировать отходы Класса “А”, “Б” (перчатки, перевязочный материал, шприцы и иглы) и “Г” (в части ртутьсодержаших ламп, медицинских термометров, дезсредств), если они образовались в медицинском блоке образовательной организации, в процессе медицинской деятельности медицинской организации, которая осуществляет свою деятельность на основании Договоров безвозмездного пользования имуществом (медицинским блоком оснащенным согласно приложения №3 приказа 822н) и Договора оказания медицинских услуг.

Здравствуйте, Александр! Утилизировать отходы класса “Г” может только специализированная организация, имеющая лицензию. Сбор и обеззараживание отхода класса “А” и “Б” должны осуществляться там же, где образовались, т.е. в образовательном учреждении. Если в договоре не закреплена обязанность медицинской организации осуществлять сбор и обеззараживание отходов, то контролирующие органы будут предъявлять претензии, скорее всего, к образовательному учреждению.

Добрый день Александр!Спасибо Вам за свежие новости и доступные разъяснения по всем актуальным темам. Ваша статья мне очень помогла в решении вопросов, связанных с образованием отходов в нашем образовательном учреждении. Но все еще только впереди,работа начата,но остается непонятным вопрос Декларации о плате за НВОС, и многое другое. Хотелось бы получать еще больше свежих и актуальных новостей по всем вопросам экологии. Благодарю Вас!

Здравствуйте, Наталья! Дело в том, что я занимаюсь юридическими вопросами, которые возникают, в основном, в процессе функционирования детских садов, школ, детских домов и др. Если Ваша организация относится к подобным учреждениям, то предлагаю обратить Ваше внимание на позицию Росприроднадзора России. По мнении этого ведомства школы, детские сады относятся к IV категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, они не должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Это общее правило. Детали можно посмотреть в письме Росприроднадзора от 29.09.16 № АА-03-04-32/20054.

спасибо за статью,своевременное ее появление.

Мария Егоровна, буду рад, если Вы подскажите темы, которые являются для Вас актуальными.

Здравствуйте, Александр Вихарев, можно ли у Вас проконсультироваться по поводу проекта на отходы и паспортов, у нас это делалось в 2011 году, в связи с новыми законами, непонятно если мы не являемся объектом негативного воздействия то нам обязательно все делать заново. У нас государственное муниципальное учреждение культуры. Буду очень благодарна за ответ.

Здравствуйте! Дело в том, что статья 14 Закона об отходах производства и потребления требует составления паспортов всеми организациями, в которых образуются отходы. Данная статья не содержит понятие «объект негативного воздействия». Поэтому паспорта нужно делать и учреждениям культуры. Основные изменения произошли в 2014 году. Поэтому возникает вопрос: что делать с паспортами, которые разработаны до 2014 года? Ввиду того, что изменились порядок паспортизации, критерии отнесения отходов к тому или иному классу и утверждён новый каталог отхода, я считаю, что нужны новые паспорта. По этому поводу были разъяснения Минприроды, в которых, в частности, указывалось: «В случае, если хозяйствующим субъектом было произведено подтверждение отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности до 1 августа 2014 года, такие материалы могут быть использованы хозяйствующим субъектом для оформления паспорта отхода согласно требованиям постановления № 712». Иными словами Минприроды считало, что процедуру паспортизации нужно проходить вне зависимости от уже имеющихся паспортов, но с определёнными послаблениями. В вашей ситуации советую сделать запрос в территориальное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Источник

  • Документация по обращению с отходами производства и потребления
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
  • Документация по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
  • Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности
  • Паспорта (свидетельства) опасных отходов
  • Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
  • Документация о Порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами
  • Документация по объектам размещения отходов (при их наличии).
  • Документация в области обеспечения требованиий к транспортированию отходов

1. Документация по обращению с отходами производства и потребления

Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:

  • приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
  • инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
  • документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.

Основание:

ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.

Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

В ОмГТУ проводятся курсы повышения квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности»

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Основание:

ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

[…]

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

[…]

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

[…]

ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

[…]

Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.

Являясь исходными данными для расчета нормативов образования отходов, а также для определения источников образования отходов и их качественного состава, результаты инвентаризации отходов представляются в составе раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).

Основание:

ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

[…]

Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

Основание:

ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

[…]

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, обязаны быть в наличии:

  • документы, подтверждающие передачу отходов сторонним организациям в течение учетного периода;
  • документы, подтверждающие сбор (прием) отходов в течение учетного периода, с приложением паспортов на отходы I-IV класса опасности (материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности);
  • документы, подтверждающие факты использования, обезвреживания и размещения отходов хозяйствующим субъектом на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
  • акты приема отходов, накладные (приходные, расходные, товарно- транспортные и др.), счета-фактуры, при использовании отходов самим хозяйствующим субъектом – данные бухгалтерского учета.

5. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в случае осуществления деятельности).

Основание:

ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

[…]

Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062

«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности«

Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подтверждает право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) и является документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования,  в соответствии с действующим законодательством.

6. Паспорта (свидетельства) опасных отходов.

Основание:

ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

[…]

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712

«О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»

Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445

«Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт установленной формы. Заверенную хозяйствующим субъектом копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности направляют в территориальный орган Росприроднадзора.

Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Основание:

ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.[…]

Приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828

«Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) и формированию официальной статической информации»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17

«Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по итогам отчетного года.

Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Основание:

ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.[…]

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

9. Объекты размещения отходов (при их наличии).

Основание:

ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

[…]

ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]

  • Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

  • Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  • Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

  • Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  • Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
  • Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
  • Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
  • При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

[…]

Приказ Минприроды России от 30.09.2011 №792

«Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного кадастра отходов.

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

Информация об объекте размещения отходов направляется в Росприроднадзор для присвоения номера объекту размещения отходов и принятия правовых актов о включении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

10. Требования к транспортированию отходов.

Основание:

ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

2. Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Инструкция по обращению с отходами в доу образец
  • Инструкция по обращению с отходами аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом
  • Инструкция по обращению с отходами 3 класса опасности содержащими нефтепродукты
  • Инструкция по обращению с отходами 2 класса опасности батарейки
  • Инструкция по обращению с отходами 2 класса опасности аккумуляторы свинцовые отработанные

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии